Риски и возможности104182

Надо ли ограничивать рост крупнейших торговых сетей?

Почему правительство России не поддержало просьбы губернаторов запретить крупнейшим ритейлерам открывать новые магазины в регионах.

В начале июня 2017 года Президент Владимир Путин дал поручение правительству оценить целесообразность ограничения расширения федеральных розничных сетей в регионах, где их совокупная доля на местном рынке превышает 50%. По предварительным данным, доли сетей должны рассчитываться по продажам всех товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год. Конкретики в методике таких расчетов еще нет. Но правительство уже представило доклад о нецелесообразности запрещения федеральным сетям открывать новые магазины в регионах, где они уже имеют половину рынка.

Почему же Белый дом не прислушался к просьбам губернаторов, лоббирующих интересы местных ритейлеров? Давайте разбираться. Поручение президента поставило перед участниками процесса сразу несколько вопросов, на которые следует ответить:

Что такое торговая сеть

Само понятие «торговая сеть» в российском правовом поле имеет несколько определений.

Согласно тексту Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», торговая сеть – это «совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации».

ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» определяет торговую сеть как «совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением». Под термином «Розничная (торговая) сеть» понимается «торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли» (в редакции 2013 года данный ГОСТ ссылается на вышеприведенную формулировку из ФЗ N 381-ФЗ).

Таким образом, упомянутые нормативно-правовые акты определяют розничные торговые сети как совокупность предприятий (торговых объектов) с общим управлением. При этом ГОСТ Р 51303 в отличие от ФЗ №381 учитывает и фактор территориальной группировки торговых объектов. Федеральный закон, в свою очередь, дополняет определение также понятием «единого коммерческого обозначения» или торговой марки (в широком понимании).

Вместе с тем, формулировки упомянутых нормативно-правовых актов не учитывают ряд элементов, важных для определения понятия сетевого ритейла, в частности:

В таких рамках вопросы, связанные с определением критериев, на основании которых торговую сеть можно отнести к федеральной, по-прежнему актуальны. По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в России нет ни одной сети, охватывающей всю территорию страны. Условно их можно делить на множество категорий – региональные, городские..., что также не вносит ясности, на кого теоретически могут быть направлены ограничительные меры на рынке.

Расстановка сил

Специализированное издание о торговых центрах и ритейле «Моллы.Ru» отмечает, что по состоянию на середину 2016 года семь крупнейших продуктовых ритейлеров контролировали 24,1% российского рынка. Еще 26% пришлось на более мелких сетевых операторов.

В то же время наблюдается снижение уровня консолидации рынка. Так, в 2015 году доля десяти крупнейших игроков составила 24,3%. В динамике процесс роста совокупной доли компаний топ-10 представлен на диаграмме.

Совокупная доля основных операторов ритейла России

В 2008-2015 годах. Источник: «Моллы.Ru»

Если оценивать фактическую ситуацию в ритейле, то игроками федерального уровня реально являются только выше упомянутые десять компаний. Они уже имеют широко развитую торговую сеть, поэтому возможные ограничения едва ли серьезно повредят их бизнесу.

Аналитики ГК АКИГ рассмотрели степень проникновения основных операторов на примере региональной выборки, включающей Московскую агломерацию (Москва и область) и прилегающие регионы (см таблицу).

Количество торговых точек крупнейших ритейлеров в Центре России

Увеличить изображение

В данном контексте уместно коснуться динамики расширения (сокращения) торговых площадей ведущих ритейлеров. В частности, эксперты «Infoline-аналитики» утверждают, что сокращение площадей 150 крупнейших российских компаний в 2016 году стало самым масштабным с 2008 года и составило порядка 461 тыс. кв.м. Прироста в 24% удалось добиться X5 Retail Group (+968,6 тыс. кв.м). «Ашан» вырос на 0,7%, «Лента» – на 4,1%. Доля «Магнита» и «Дикси» при этом сократилась (-1,6% и -3,4% соответственно).

Вместе с тем, сокращение не отразилось на эффективности деятельности игроков. Напротив, по данным рейтинга Forbes «10 крупнейших торговых компаний России – 2016», опубликованная отчетность демонстрирует рост основных показателей операторов рынка по итогам прошлого года.

Основные показатели операторов рынка ритейла в 2016 году

Кто выигрывает?

Таким образом, об очередной волне экспансии крупных сетей в регионы речи не идет. Тенденция к росту совокупной доли крупных операторов, по-видимому, объективна. Здесь можно отметить предметный интерес «Магнита» и «Ленты» к развитию оптового и мелкооптового сегментов, а также информацию о приобретении X5 Retail Group московских площадей сети «Монетка». Однако едва подобный сценарий является основной угрозой конкуренции.

Важно понимать, что рынок российского сетевого ритейла не так однороден, а некоторые ведущие операторы конкурируют не столько напрямую, сколько ситуативно. В частности, гипермаркеты Metro, «Лента», «О’Кей» и Globus – это отдельная ниша в сравнении с компактными точками эконом-класса, составляющими основу бизнеса «Магнита» и (в меньшей степени) Х5. Основные площади компании «Интерторг» имеют региональную привязку к СЗФО и слабо представлены в столице. Представляется, что ввод ограничений на расширение не лишит их других точек роста.

Вместе с тем, территории с высокой долей присутствия крупных сетей могут оказаться закрытыми для операторов из других регионов. Здесь расставить все точки поможет только внесение ясности в термин «федеральная сеть». От этого фактора могут зависеть серьезные изменения конфигурации на региональных рынках, однако с позиции настоящего дня президентская инициатива может как минимум упорядочить конкуренцию именно среди лидеров.

Смотреть комментарии