Инвестиции1258915

Как я перестал быть фейсбучным инвестором

Чем отличается запуск стартапа в России и США? И почему отечественные фаундеры неадекватно оценивают свои «революционные» идеи?

Стартап – это компания с короткой историей операционной деятельности. По большому счету, любая бизнес-идея есть стартап. Кто-то пытается добавить в определение инновационность, кто-то технологичность. Единой формулировки и универсального подхода к описанию не существует. Факт остается фактом – стартап есть идея, требующая инвестиций для ее претворения в жизнь.

Мне больше всего импонирует точка зрения Стивена Бланка, изложенная в книге «Четыре шага к озарению»: «Конечная цель стартапа – создание компании. То есть, внедрение эффективной структуры и настройка бизнес-процессов. И тут без инвестиций не обойтись. Таким образом, цель стартапа на первоначальном этапе – привлечение инвестиций».

Наиболее полная информация обо мне представлена в Facebook. Еще полгода назад в анкете также значилось «инвестор». Управление частным капиталом предусматривает и личные инвестиции. Инвестиции в чужой бизнес – хороший вариант, если они разумные. На меня со всех сторон сыпались запросы от стартаперов, как снег в метель. Все просили денег. У всех были прорывные идеи. Просчитанные, продуманные, эксклюзивные и гениальные.

Лишь каждый десятый мог прислать на почту хоть какую-то презентацию, лишь каждый двадцатый имел готовый бизнес-план с резюме. Некоторые просили денег, но не знали, сколько им надо. В основном я слышал:

А с одним «стартапером» сложился бесподобный разговор, привожу сокращенно, только суть:

– У меня стартап. Есть инновационная идея, которая просто перевернет мир.

– Интересно. Буквально в двух словах расскажите, в какой сфере и что за идея?

– Нет, пока не могу. Это очень инновационная идея.

– Резюме бизнес-плана хотя бы дайте. Потом решим, как сделать.

– Эт чо такое?

– А сколько денег Вам требуется?

– Ну… эээ… Я пока не знаю. А сколько дают обычно?

И он был искренен в своей уверенности, что чаще всего так и происходит. Как правило, денег требовалось немного. От 300 тысяч рублей до пяти миллионов. У всех было все железно, на мази, стопудово.

Всем этим персонажам я задавал один вопрос: «Вы были в банке? Вы заложили квартиру? Вы взяли 8 кредиток по 150 тысяч?». И неизменно слышал: «Ага, а вдруг не выстрелит, чо потом?».

Заметил, что у нас среднестатистический стартапер не просто не верит в себя и в идею. Зачастую он не верит себе. Наш стартапер никогда не признается, что идея может не выстрелить, хотя как раз признание этого – трезвый подход и свидетельство адекватности ее носителя. Понимаю, что не всегда есть возможность оценить свой проект изнутри адекватно, оценить риски и грамотно их хэджировать. И да, я не против инвестиций в идею. Я как раз считаю, что из всех кредитов только кредит на бизнес и есть правильный. Но кредит надо давать здравомыслящему человеку, инвестировать надо в адекватного и грамотного.

Проблемы наших стартапов

К чему это приводит?

Невозможно адекватно оценить свою идею и бизнес на ее основе. Стартапер кивает на Запад. Он хочет, чтобы инвестор вел себя «как там». Но сам не хочет менять подход на «как там».

А что инвестор? Он все видит, оценивает риски и не хочет вкладываться в идеи, не показывающие устойчивое развитие и не имеющие конкретных бизнес-результатов. Снежный ком какой-то. Кто тут главнее, курица или яйцо? Кому надо меняться? Мое мнение – стартаперу. Надо спуститься с небес на землю и использовать ответственный подход, «как там».

А как там?

На эту тему мы общались с Максимом Ноготковым, основателем «Связного». Максим живет в Долине стартапов в Калифорнии, и как раз занимается посевными инвестициями. «Там» тоже решают наглость и амбиции фаундера, и к финансовой модели мало кто относится серьезно, так как она поменяется еще сто раз. «Там» тоже присутствует огромный дефицит прорывных идей.

«Ангельские» деньги (инвестиции в голую идею) могут достигать $0,5 млн. Инвестиции в стартап, который существует не только на словах, могут составлять сотню миллионов долларов от фондов, коих в Долине сотни.

В России стартапы привлекают $300 млн, в США $35 млрд в год. Рынки несопоставимы.

Так как же получить деньги «там»?

  1. Амбиции и уверенность.
  2. Место для идеи на рынке.
  3. Компания зарегистрирована в США.
  4. Минимум половину года жить в Долине.
  5. Нетворкинг.

Вроде бы, все как и у нас. Ан нет. В Штатах сильно развит институт наставничества:

Какой стартап в России привлекает советника и дает ему долю, дабы избежать типовых ошибок? Какой стартап экономит на школьных завтраках хотя бы $1000 перед запуском, чтобы было с чего начинать? Какой стартап начинает не с мечтаний в Excel, и блужданий в Facebook, а с консультации специалиста? Пусть она и будет стоить $1000.

Один из ста или один из тысячи?

Читайте также:

 
Смотреть комментарии