MBA в России113247

«Если студент не хочет идти в науку, он обязан понимать, как устроен бизнес»

Высшая школа менеджмента НИУ ВШЭ открывает программу MBA для тех, у кого еще нет опыта. В чем состоит замысел проекта?

Вы привыкли считать, что MBA – формат для менеджеров, которые уже имеют опыт, и которые хотят вывести карьеру на новый уровень? Ваши представления устарели. В мире есть программы MBA для бакалавров, не имеющих опыта. В 2018 году такая программа стартует в России. Эта программа является альтернативой магистратуре в тех случаях, когда ни сам студент, ни его родители не заинтересованы в магистерском формате. Бывают ли такие случаи? Очень часто, считает декан Высшей школы менеджмента НИУ ВШЭ, профессор Сергей Филонович (на фото в анонсе).

Executive.ru: Почему для абитуриентов без опыта вы открываете программу MBA, а не магистратуру?

Сергей Филонович: В России, в том числе в Высшей школе экономики, магистратура рассматривается, как академическая программа, которая должна подготовить человека к исследовательской работе. Поэтому в магистратуре изучаются методы исследований, а завершается обучение написанием исследовательской работы. Однако далеко не всегда выпускник магистратуры действительно становится исследователем.

На мой взгляд, в России можно было использовать систему Master of Science и Master of Arts. Первая из этих квалификаций ориентирована на науку, вторая – на практику. Поскольку у нас этого деления нет, мы подготовили программу в формате MBA. Мы исходим из того, что для студентов магистратуры обучение в формате магистратуры очень часто не является приоритетным. В подавляющем большинстве вузов обучение на уровне магистратуры идет по вечерам. Нужно объяснять, почему?

Executive.ru: Потому что студенты уже работают?

С.Ф.: Конечно. При этом не будем себя обманывать: качество дополнительных знаний, которые человек получает за два года в магистратуре, далеко не самое высокое, хотя, конечно, оно зависит от вуза. Очень многие родители высказывают недовольство, наблюдая за учебой детей в магистратуре, за тем, как они готовятся к занятиям и экзаменам. По их мнению, эти два года представляют собой отсрочку выхода на рынок труда, не более того.

Executive.ru: В этой логике магистратура оказывается лишним звеном, и у нее может быть замена?

С.Ф.: Размышления о том, что является целью высшего образования, привели нас с коллегами к ответу: цель высшего образования – создание конкурентоспособной личности. В самом широком смысле этого слова. В условиях возрастающей экономической неопределенности конкурентоспособность определяется широтой знаний, которые приобретает человек.

В Высшей школе экономики уже несколько лет весьма эффективно работает система мэйджоров и майноров (major – основной факультет, minor – дополнительный, – Executive.ru): на втором курсе бакалавриата студент должен выбрать дополнительную специализацию. В течение двух лет – это обязательная практика – все бакалавры Высшей школы экономики учатся «на майнорах» за пределами своих основных факультетов.

Executive.ru: Как далеко второй факультет может находиться от первого? Я имею в виду не географию, а специализацию.

С.Ф.: Как угодно далеко. На такие занятия выделяется один день в неделю. В этот день по основным бакалаврским программам нет занятий ни на одном факультете, все студенты разъезжаются по другим. Наш замысел созвучен этой практике. Есть студенты, которые не склонны к получению ученой степени магистра, они хотят получить что-то практико-ориентированное. Если они имеют «мэйджор», то в качестве «майнора» могут получить бизнес-образование, которое даст возможность совершенствоваться, углубляться, специализироваться в самых разных направлениях. Нам представляется, что это мощное конкурентное преимущество на рынке труда.

Executive.ru: Есть ли в мире прецеденты программ MBA для абитуриентов без опыта?

С.Ф.: Я ориентировался на подобную программу, которая много лет реализуется в Лондонской школе бизнеса. На конференции The European Foundation for Management Development руководитель этой программы рассказывал, что спрос на выпускников довольно высок, потому что их зарплатные ожидания меньше, чем у выпускников обычных программ МВА. При этом уровень теоретической подготовки у слушателей программы, о которой мы говорим, не хуже, в том числе потому что у студентов нет перерыва между вузом и MBA, они привыкли учиться и «по инерции» учатся еще лучше, чем слушатели «взрослой» программы MBA. Кроме того, они проявляют большую открытость новым знаниям на своем первом месте работы. В общем, британские работодатели довольны. Мы хотим попробовать поработать в этом формате.

Executive.ru: Вы обсуждали новый формат с будущими абитуриентами или их родителями?

С.Ф.: Мы обсуждали тему с родителями. Они очень позитивно реагируют на наш новый формат и почти единодушно говорят, что во многих вузах магистратура практически ничего не добавляет к знаниям студентов. Обсуждения с абитуриентами состоятся позже.

Executive.ru: Ваша программа MBA для бакалавров – дневная?

С.Ф.: Да, она будет идти в формате full time и предполагает довольно серьезную нагрузку. Программа, в отличие от магистратуры, будет длиться один год, а не два.

Executive.ru: У нее есть фундаментальные отличия от программы МВА для взрослых?

С.Ф.: Главное отличие ее слушателей состоит в том, что юные выпускники бакалавриата всерьез с бизнесом не соприкасались. Они не понимают, что бизнес имеет множество лиц, что в разных отраслях используются разные бизнес-модели, что разные отрасли развиваются по-разному. Для того, чтобы компенсировать этот недостаток, в нашу программу введен большой объем часов для рассмотрения конкретных отраслей.

Слушатели будут изучать состояние дел в нефтегазовой отрасли, на транспорте, в торговле, медицине… Всего в программе 10 отраслей. На каждую отрасль выделяется 8 часов, занятия по этим предметам будут вести выпускники Высшей школы менеджмента, которые знают свои отрасли от и до. Мы поможем спикерам структурировать их знания и подготовить лекции. Слушатели получат первое представление о разнообразии бизнеса, о том, что происходит в этих 10 отраслях.

Executive.ru: Первое соприкосновение будет теоретическим?

С.Ф.: Да, но вторая особенность программы состоит в том, что в ее учебном плане предусмотрена практика. В обычной вечерней программе МВА нет никакой практики, потому что слушатели приходят на занятия из реального бизнеса, и в практике нет необходимости.

Практика в программе, о которой мы говорим, не имеет ничего общего с так называемой производственной практикой в высшем образовании. Обычно практика студентов вузов выглядит так: студента, приходящего в организацию, ставят к ксероксу, он размножает материалы, выполняет технические поручения, работает курьером и совершенно не получает того, что хотел бы получить. Конечно, есть счастливые исключения, но они редки.

У Высшей школы менеджмента есть много выпускников, способных предложить нечто более интересное. Слушатели программы будут проходить практику в компаниях, которые возглавляют наши выпускники. Или в компаниях, которые принадлежат нашим выпускникам.

Практиканты будут проводить системную диагностику организации на основе специальной теоретической модели, которая будет им преподана. Результат этой системной диагностики будет несомненно интересен компании. Такой подход позволит студентам посмотреть на организацию системным образом, на разные аспекты, на целеполагание, на систему вознаграждения, на структуру, на систему коммуникаций…

Executive.ru: Предполагаете ли вы, что студент пойдет на практику в компанию той отрасли, в которой он планирует работать?

С.Ф.: Это не обязательно. Более того, я всеми силами постараюсь убедить участников программы, что чем шире будет их опыт, тем лучше. В их интересах обращаться к незнакомым отраслям. Я буду стараться донести до слушателей мысль, что в современном мире приобретение опыта может быть и даже должно быть самоцелью, потому что приобретение любого опыта повышает устойчивость человека в условиях неопределенности.

Executive.ru: Любого ли?

С.Ф.: Да. Избыточная прагматизация образования и сводится чаще всего к тому, что человек отказывается от приобретения интеллектуального или практического опыта. Он говорит: «А зачем мне это надо? Мне это никогда не понадобится». Но откуда он знает, что понадобится, а что – нет? Я шесть лет провел со студенческими отрядами в Астраханской области, в результате чего я довольно хорошо знаю сельское хозяйство. Кто бы мог предположить, что этот опыт понадобится мне через 20 лет, когда я стану главой американской компании American Golden Popcorn, и мне придется искать колхоз, который будет выращивать гибрид кукурузы на юге России? Объезжая колхоз за колхозом, я мог на профессиональном уровне судить, какой колхоз обладает нужными технологиями, какой – нет. Прагматизация образования может привести к тому, что человек будет не готов воспользоваться теми возможностями, которые перед ним откроет жизнь.

Executive.ru: Предполагаю, что по таким предметам как финансовый учет, финансовый менеджмент бакалавры находятся в лучшем положении, чем их взрослые коллеги – слушатели программ MBA, потому что бакалавры только что изучали подобные предметы. Как это обстоятельство влияет на контент программы?

С.Ф.: Если говорить о выпускниках бакалавриата по специальности менеджмент – они действительно изучали финансовые дисциплины, но мы будем принимать на программу выпускников любых факультетов, кроме факультета менеджмента. Теоретический объем знаний выпускников этого факультета больше, чем тот объем, который мы планируем дать на новой программе. Мы ждем бакалавров любых других факультетов Высшей школы экономики, например, социологов, экономистов, историков. Впрочем, мы готовы принять на программу и выпускников бакалавриата других вузов.

Например, сейчас очень перспективно такое направление как музейный менеджмент. Если студент получил хорошую подготовку в области истории, если у него был «майнор» по информационным технологиям, то после окончания программы MBA, о которой мы говорим, он становится уникальным специалистом, который может свернуть горы в области музейного менеджмента.

Executive.ru: То есть программа MBA будет интересна тем бакалаврам, которые проявляют интерес к менеджерской, продюсерской, организационной деятельности в рамках своей основной специальности?

С.Ф.: Тем бакалаврам, которые не планируют заниматься исследовательской работой. Если человек хочет быть ученым историком, ему не место на этой программе, он должен идти в магистратуру, а потом в аспирантуру. Точно так же должен поступить тот, кто хочет заниматься математикой или физикой. Если же бакалавр физики хочет заниматься коммерциализацией научных разработок, наша программа сильно укрепит его позиции на рынке труда. Он будет понимать физические принципы работы любого прибора, он будет легко договариваться с исследователями, потому что сможет говорить с ними на одном языке. При этом он будет обладать знаниями в области бизнеса. Я не считаю, что бизнес – специфический вид деятельности. Сейчас бизнес пронизывает весь мир. В этих условиях, если студент не хочет идти в науку, он просто обязан понимать, как устроен бизнес.

Executive.ru: Удастся ли студенту за год составить целостное представление о бизнесе как о системе?

С.Ф.: Для начала я должен заметить, что не нужно идеализировать слушателей «обычной» программы MBA: одни имеют отношение к проблемам корпоративной безопасности, другие – к вопросам маркетинга, третьи ближе к корпоративному управлению и по этой причине они знают, какие волны исходят от совета директоров и как сложно бывает зачастую там уладить дела. При этом вполне возможно, что ни один из них не представляет логику развития бизнеса компании в целом. К примеру, я сомневаюсь, что все слушатели программ MBA, работающие в «Норникеле», могут объяснить, в чем суть конфликта между Владимиром Потаниным и Олегом Дерипаской.

Executive.ru: Да, между ними и Потаниным – большое количество этажей в корпоративной иерархии. Возможно, они лишь частично представляют противоречия между Потаниным и Дерипаской…

С.Ф.: В том-то и дело, что до прихода в бизнес-школу они не наблюдали ситуацию с высоты птичьего полета. Формирование такого видения – одна из задач бизнес-школы. Для человека, обладающего видением, совершенно понятна суть конфликта. Акции «Норникеля» Дерипаске всегда были нужны исключительно для получения дивидендов. С помощью этих дивидендов он гасил гигантские долги своей компании. Поэтому он всегда настаивал на максимальной выплате дивидендов. У Потанина и у менеджмента компании задача другая – развитие компании: техническое перевооружение, природосбережение… Тот, кто был в Норильске, видел, какие усилия компания прилагает в этом направлении. На развитие нужны средства. Поэтому данный конфликт – он даже не из области корпоративного управления. Он иллюстрирует, как конфликтуют интересы людей, обладающих несколькими бизнесами.

Вернемся с уровня акционеров на корпоративный уровень. Если наш выпускник будет знать теоретически, как устроен бизнес, с какими проблемами он может встретиться в корпоративной практике, это поможет ему, когда он начнет работать. Думаю, у него сложится целостная картина. Пусть пока он эмоционально не сопряжен с проблемами, но это не значит, что ему бесполезно рассказывать о существовании проблем. «Предупрежден, значит вооружен».

Executive.ru: На какой позиции предположительно будет работать выпускник этой программы?

С.Ф.: Он начнет с позиций рядового менеджера, но, уверен, что, если человек хорошо учился, и обладает нужной энергией – его карьерный рост будет идти быстрее, чем у его коллег, которые не окончили подобную программу. Какая альтернатива у выпускников бакалавриата, которые не хотят идти в магистратуру? Либо выйти на рынок труда, либо прийти на нашу программу.

Executive.ru: Есть ли в программе модуль, посвященный цифровой экономике, проблемам диджитализации?

С.Ф.: Конечно, курсы на эту тему будут в программе. Со следующего учебного года модули по цифровизации будут во всех программах MBA нашей Школы. Современный маркетинг невозможен без Big Data. Целые области невозможны без искусственного интеллекта и machine learning. Эти явления безусловно должны изучаться в бизнес-школах. Образование тоже переходит в цифру, но это тема для отдельного разговора.

Executive.ru: А предусмотрен ли в программе модуль, посвященный предпринимательству?

С.Ф.: Нет. Предпринимательство – это состояние души. Учить можно только технологии предпринимательства – как подготовить бизнес-план, как зарегистрировать компанию, как искать инвестиции и т.д. По моему глубокому убеждению, можно учить и менеджменту, и технологии предпринимательства, но не в формате одной программы. К предпринимательству склонны всего несколько процентов населения. В рамках программы, которая длится всего один год, изучать эту тему нет возможности. Если из тех 30 человек, которых мы ожидаем увидеть на программе, двое или трое проявят интерес к предпринимательству, я посоветую им найти специальные курсы по этой теме, такие курсы есть. Нам же гнаться за двумя зайцами бессмысленно.

Узнать больше об MBA для бакалавров вы можете на сайте НИУ ВШЭ

Партнерский материал

Смотреть комментарии