Корпоративное обучение216843

Как выбрать онлайн-курс, чтобы не пожалеть

Как не потратить деньги и время зря? Что надо учитывать при выборе учебного центра или онлайн-курса?

Мир меняется: то, что актуально сегодня, может уже завтра устареть. Бурное развитие технологий, повсеместная цифровизация так или иначе влияют на все сферы нашей жизни: медицину, транспорт, финансы и др. Рынки труда и образования тоже не остались в стороне: растет спрос на диджитал-специалистов со стороны бизнеса и меняется сам подход к обучению.

В этой статье – разбор важных вопросов российского профессионального онлайн-образования:

Материал будет полезен предпринимателям, руководителям, будущим и действующим специалистам (как офисным работникам, так и фрилансерам). Обратите внимание, если хотите:

Часть I. Обзор рынка онлайн-образования

Рынок онлайн-образования растет и развивается как в России, так и за рубежом. Растет количество предложений — от вузов, учебных центров, онлайн-университетов — и спрос со стороны специалистов и бизнеса.

Перспективы роста рынка

В 2017 году Foxford совместно с партнерами — ФОМ, SkyEng, Coursera и др. — провел исследование российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. Некоторые интересные цифры и факты из результатов этого исследования:

Динамика роста рынка онлайн-образования в России

Объем рынка дополнительного профессионального образования по данным исследования

Тренды онлайн-образования

В качестве трендов онлайн-образования авторы вышеупомянутого исследования выделяют:

Направления обучения в онлайне

Рост рынка онлайн-образования также подтверждает недавнее исследование HeadHunter. За два года — с 2016 по 2018 — интерес к дистанционному обучению вырос на 13%. Количество тех, кому не нужны были онлайн-курсы, сократилось вдвое.

В топе интересных направлений:

Данные исследования HeadHunter

На тот случай, если вы ищете курсы или хотите изучить конкурентов, — список представителей рынка по некоторым вышеперечисленным направлениям:

Преимущества образования в онлайне

Инвесторы вкладывают миллионы в образовательные проекты, студенты и специалисты хотят получать профессию дистанционно, предприниматели отправляют сотрудников на курсы и конференции.

Почему же онлайн-образование так востребовано — постепенно вытесняет традиционное обучение или интегрируется в него? Все из-за преимуществ, в числе которых:

Чтобы пройти онлайн-курс, не нужно отпрашиваться с работы, ехать в другой город и стоять в пробках. Можно заниматься в любом месте, даже не выходя из дома. Главное условие — наличие высокоскоростного интернета, а с этим сейчас, как правило, нет проблем.

С онлайн-обучением студенту не нужно подстраиваться под чужой график и тратить время на проезд. Видеозаписи, тексты, презентации доступны 24/7: можно учиться в перерывах между домашними делами, работой и личной жизнью.

Преподавателю не нужно арендовать зал, закупать канцтовары и т. д. К примеру, он может раз в неделю проводить живой вебинар, находясь при этом дома, а остальные лекции записать на видео. Тесты и другие контрольные мероприятия также легко автоматизируются. Следовательно, онлайн-курс получается дешевле аналогичного в офлайне.

При всем этом эффективность онлайн-курсов не уступает очному обучению. Эксперты НИУ ВШЭ проводили эксперимент и выяснили: способ обучения не влияет на уровень освоения предмета. Правда, могут быть некоторые сложности с тем, что слушателям нужна повышенная самодисциплина и нет личного общения с преподавателем:

В Гарварде, где есть собственная обучающая онлайн-платформа, подсчитали: только 6% из тех, кто записался на курс, доходят до сертификата. Самодисциплина и мотивация явно играет не последнюю роль

Форматы онлайн-обучения

Онлайн-обучение позволяет использовать самые разные форматы:

Если брать серьезные онлайн-курсы, то там, как правило, используются несколько форматов. Например, так: видеоуроки + вебинары + тесты и домашние задания + работа над проектом + общение в закрытых группах или чатах.

Проблемы рынка

Рынок онлайн-образования быстрорастущий и нестабильный. Среди его признаков — большой разброс цен на продукты одинакового качества и отсутствие должного законодательного регулирования.

Если вы хотите инвестировать в онлайн-образование или открыть обучающий курс, — например, по теме интернет-маркетинга, — нужно принимать во внимание следующие проблемы рынка.

Ежемесячно появляются различные курсы, организаторы которых обещают за пару дней или даже часов научить, как зарабатывать сотни тысяч рублей в месяц: за счет контекстной рекламы, SMM или др.

Вторая проблема вытекает из первой — нет гарантий качества обучения. Каждый второй преподаватель — новичок без опыта в образовании и даже бизнесе. Единственное желание таких людей — собственный заработок.

Третья проблема появляется из-за второй — благодаря так называемым бизнесменам, желающим почти ничего не делать и зарабатывать. Люди покупают подобные «курсы», не получают результата, затем скептически относятся к любому онлайн-образованию.

Однако рано или поздно рынок стабилизируется. Высока вероятность, что в будущем выживут только те, кто дает востребованное и качественное профессиональное образование.

Далее о том, как уже сейчас сделать правильный выбор.

Часть II. Как выбрать онлайн-курсы для себя и своих сотрудников

Чтобы зря не потратить деньги и время, а пройти обучение с пользой, нужно уметь правильно выбирать учебный центр, онлайн-курс, отраслевое мероприятие.

Что надо учитывать на этапе подбора:

Какой результат вы хотите достичь?

Если хотите зарабатывать больше за счет новой профессии, нужно промониторить размер заработной платы в вакансиях и требования к соискателям. Везде требуется опыт, а курс не предусматривает работы над реальным проектом — тогда обучение вряд ли поможет достичь желаемого.

Если хотите отправить сотрудников на профессиональное отраслевое мероприятие за новыми знаниями, нужно изучить темы выступлений, возможность нетворкинга и т. д. Кто-то сливает деньги на модных спикеров, говорящих общеизвестные вещи, а кто-то, наоборот, просто надеется, что сотрудники сами будут учиться. Так — не работает, а вот инвестиции в реальное обучение приносят прибыль.


Так, билеты на «Электронную торговлю» от oborot.ru стоят до 68 000 рублей, и их покупают больше тысячи участников. Все из-за ценных докладов от лидеров e-commerce, крупнейших ритейлеров

Если онлайн-школа, обучающий центр, онлайн-университет работает на рынке образования год, два и дольше, скорее всего, все нормально: есть опыт, обкатанные программы и т. д.

Если же «миллионер», о котором никто не слышал, вчера запустил сайт, а сегодня приглашает людей на курс — это подозрительно.

Как упоминалось выше, в трендах онлайн-образования — смешанное обучение.

В MyAcademy и CyberMarketing, например, можно учиться как онлайн, так и очно — в Москве. Офлайн-занятия дают возможность вживую пообщаться с коллегами и преподавателями, что особенно важно для ряда обучающихся. К тому же некоторые навыки и знания — например, искусство фотографирования объектов для Instagram — сложно передать через видео.

Когда образовательный проект долго работает на рынке, то у него много выпускников и, соответственно, достаточно отзывов.

Главное, изучать их не только на сайте самого проекта, где неугодные можно удалить, а положительные написать. Надо искать отзывы также на других интернет-ресурсах и в соцсетях.

Государственная лицензия на образовательную деятельность — то, чего обычно нет у многочисленных «миллионеров» из соцсетей.

Вот так выглядят лицензии, дающие право на образовательную деятельность

Сертификаты для участников — также важный фактор при выборе программы обучения. Их должно быть не стыдно опубликовать в портфолио, резюме и на личном сайте. Хорошо еще, если эти документы ценятся среди потенциальных работодателей.

Надо смотреть на то, чтобы преподаватели были практиками: имели успешные проекты, хорошую репутацию в отрасли, публикации на сторонних ресурсах и т. д.

Если курс по интернет-маркетингу, его должны вести действующие специалисты или руководители агентств с реальными кейсами и большим опытом. Речь об обучении бизнесу — как преподаватель может учить, если сам никаким реальным бизнесом не владеет?

Один из вспомогательных факторов, повышающих доверие к учебному центру, школе или онлайн-университету, — ежегодные профессиональные конференции. Они показывают как экспертность преподавателей, так и доверие к проекту со стороны других участников рынка.

CyberMarketing, например, в ноябре проводит уже 11 конференцию по интернет-маркетингу (секции SEO + PPC и Target + Digital)

А вот стоимость обучения — не критерий выбора. Как упоминалось ранее, на рынке большой разброс цен, и часто заявленная цена не соответствует качеству. Если купить самый дорогой курс, не факт, что будет самый лучший результат.

Подведем итоги

Если ищете полезное обучающее мероприятие для себя или своих сотрудников, приходите на CyberMarketing 2018. Для читателей статьи – скидка 20% по промокоду executive.ru.

Партнерский материал

Смотреть комментарии