Журнал494936

Уберизация государства – средство двойного назначения

В алом океане долларовой парадигмы у России нет шансов. Нырять за ключом к успеху надо в голубой океан социального прогресса, основанного на коллективном интеллекте.

В борьбе за мировое господство Россия на фоне США и КНР кажется не то что аутсайдером, а просто зрителем. Еле живая экономика. Вертикаль власти, разъеденная коррупцией и казнокрадством, и не рухнувшая до сих пор, видимо, только потому, что многие понимают: это обрушение будет для страны фатальным. Казалось бы, какие тут могут быть геополитические амбиции, тут хотя бы с внутренними проблемами справиться, пока не поздно…

Уберизация государства — это, пожалуй, единственное средство, которое позволяет поймать сразу двух зайцев: решить наши внутренние проблемы и, как минимум, занять спокойное международное положение.

Под уберизацией понимается перенос на цифровые платформы функций, неэффективно выполняемых существующими организациями или институтами. К числу таких институтов относятся, в том числе, взятки, уличные протесты и прочее. Сам факт наличия таких институтов говорит о том, что «официальные» институты не справляются со своей задачей и нуждаются в дополнении или замене. Наиболее очевидным дополнением и/или заменой представляются инфраструктуры коллективного интеллекта, которые и являются инструментом уберизации государства.

Ни США, ни КНР не нуждаются в уберизации государства в такой мере, как мы, хотя в этих странах, как и во многих других, уберизация государства давно началась, и в сфере «электронного правительства» мы тоже в роли догоняющих. Кое-какие признаки цифровизации государства наблюдаются и у нас, но полноценного эффекта можно ожидать только после соответствующей налоговой реформы и повсеместного проникновения инфраструктур коллективного интеллекта и взаимодействия — вплоть до мобильных приложений.

Например, идет человек по улице, заметил лужу, достал телефон, сфотографировал ее, геопозиция зафиксировалась автоматически, в несколько кликов указал, что готов направить из своих налоговых отчислений на ремонт дороги в этом месте 200 рублей, и автоматически сформировался смарт-контракт. Другие пользователи приложения в момент приближения к этой геопозиции получают уведомления о заявке на благоустройство, к которой можно присоединиться. Ремонтные организации получают уведомления о назревающем заказе и размещают предложения, лучшее из которых выбирается автоматически или голосованием заказчиков. Еще одна фотография лужи на этом месте до истечения гарантийного срока означает автоматическую фиксацию нарушения контракта в профессиональных биографиях всех участников ремонтного процесса, от которых зависело качество выполнения работ.

При чем тут коллективный интеллект и геополитика? Ну, заделали лужу, делов-то, даже сейчас такое бывает… Но по факту за этим бытовым эпизодом как раз и стоят финансовые, информационные, социальные институты и технологии, обеспечивающие если не мировое лидерство, то, по меньшей мере, социальное возрождение, финансовый рывок и международную конкурентоспособность.

Финансы

Представим, что российская финансовая мысль перестала заниматься переработкой чужих находок, таких, как кэшбэки, кобренды, партнерские скидки и прочее. И обратила внимание на своих клиентов, на их потребности:

Каждая из таких услуг востребована сама по себе. И, в то же время, каждая услуга — основа процессов, описанных в примере с лужей. Весь этот функционал применим также в государственных и муниципальных организациях и является основой уберизации государства.

Цифровизация и большие данные

Уже понятно, что развитие финансового сектора и, тем более, его расширение на смежные виды деятельности невозможно без крупномасштабной цифровизации, вовлечения больших данных (БД) в ежедневный обиход каждого человека. Доступ к БД может стать таким же источником социальных потрясений, как рабство, ограничение избирательных прав или другая социальная несправедливость, если не признать сразу, что доступ к ним должен быть всеобщим, а плата за доступ к БД не должна превышать операционные расходы. От этого, пожалуй, зависит, останется ли наше государство олигархическим или станет социальным. Но свободный доступ к БД — фикция, если нет конкуренции цифровых платформ, обращающихся к БД.

Масштаб БД очевиден на примере с лужей: фиксируется практически каждый факт хозяйственной деятельности, во всяком случае, в общественном секторе. Весь документооборот в общественном секторе ведется онлайн и настолько открыто, насколько позволяет государственная и военная тайна. Плюс метаданные: источник, дата возникновения, история правок данных и прочее. Плюс данные об обращении к фактам, ведь субъект данных вправе знать, кто и когда обращался к его данным, и эти действия также должны фиксироваться.

Прямая адресация налогов — основа уберизации государства

По сути, государство — это краудфандинг, только сакрализованный, принудительный и непрозрачный. Большинство транзакций, совершаемых сейчас в госсекторе, можно безболезненно, без всяких революций и уличных протестов, перевести в практичный, добровольный и прозрачный формат, сведя при этом к минимуму коррупцию, казнокрадство и социальную несправедливость. Для этого необходимо приравнять к уплате налогов финансирование общественного подряда.

Тогда каждый налогоплательщик при желании направляет свои налоговые отчисления на конкретные проекты общественного подряда, обычно финансируемые из бюджета, становясь при этом заказчиком, то есть – одной из сторон договора с правом и обязанностью контролировать качество работ. Если не направляет сам, то налоги поступают в общий бюджет, откуда распределяются по всем реализуемым проектам пропорционально их бюджетам, сформированным методом прямой индивидуальной адресации налоговых отчислений. Начать можно постепенно, с НДФЛ и налога на прибыль, и это будет мощным толчком к уберизации муниципального и государственного управления.

Это короткий путь, вполне реализуемый при наличии адекватных государственных лидеров.

Другой путь — развитие аналогичных инфраструктур в негосударственных структурах, основанных на коллективном финансировании – ТСЖ, СНТ, НКО – с последующим переносом накопленного опыта в муниципальную и государственную сферу.

Репутационная юстиция

Доверие — важный социальный институт, ключевой фактор экономического роста и практически обязательное условие общественного подряда. Его сложно создать, легко разрушить… Заменить? Можно, только это неоправданно дорого. Достаточно вспомнить, сколько охранников мы встречаем каждый день. И ведь зарплата каждого из них берется так или иначе из кармана других людей! Дешевле создавать доверие.

Важные инструменты доверия — репутационная история, как совокупность надежно хранимых фактов, и репутационная юстиция, как система интерпретации, оценки фактов и установления взаимосвязи между ними. Репутационная юстиция не является способом уберизации правосудия, но она эффективно дополняет привычное правосудие и в значительной степени разгружает его, избавляя от необходимости заниматься мелкими делами. Репутационная юстиция заменяет ведомственную дисциплину в условиях отсутствия иерархии, когда заказчик и исполнитель — равноправные субъекты, могут меняться местами, могут быть территориально и социально мобильными.

Референдумное законодательство

Законодательство «по запросу» с дедлайном 10 минут? Да! В эпоху киберугроз другим оно просто не имеет быть права.

Это, пожалуй, та сфера, где больше всего востребованы модели и методы коллективного интеллекта, наработанные уже сейчас, и она же активнее всего будет создавать запрос на новые модели, методы и инфраструктуры коллективного интеллекта. Успехи в этой сфере, видимо, и будут определять, кто станет мировым лидером.

Социальное возрождение

Уберизация государства не оставит места коррупции. Ведь, когда заказчик платит исполнителю напрямую, без посредников, коррупции не бывает. Еще ни один парикмахер не предложил клиенту вернуть 30%, но подстричь при этом 50% головы.

Это важный эффект: устраняется источник экономической неэффективности, морального разложения и социальной несправедливости. Но еще более важно то, что:

Финансовый рывок и качество жизни

Поскольку любая общественная, в том числе муниципальная и государственная, деятельность будет финансироваться добровольно, за исключением очень ограниченного круга секретных операций, огромное количество синекур останется без финансирования: множество инспекторских, разрешительных и им подобных должностей окажется бессмысленным в сравнении с более дешевыми технологиями репутационной юстиции и общественного подряда и будут упразднены. Другие подобные должности обнаружат свою коррупционную сущность и будут заменены более безопасными институтами. Этого уже будет достаточно, чтобы заткнуть дыры, куда сливаются бюджетные деньги и показатели производительности труда.

Финансовый рывок произойдет не только за счет этого высвобождения финансов и трудовых ресурсов. Куда важнее установление социальной справедливости, прозрачная мотивация любой деятельности, свобода и безопасность предпринимательства.

Международное положение

Реализованный в России социальный прогресс, основанный на коллективном интеллекте, не просто лишит оснований какие бы то ни было русофобские проекты и даже просто высказывания. Страна, исключившая из общественной жизни коррупцию, номенклатурную элиту и другие источники морального разложения, социальной несправедливости, экономической и социальной неэффективности и прочих бед, не сможет больше служить образом «империи зла», оправданием наращивания военного потенциала, объектом санкций и прочее.

Более того, Россия, встав на такой путь развития, покажет пример настоящей демократии без эвфемистических определений «представительская» или «парламентская», пример достижения социальной справедливости, привлекательный для мыслящих людей, которым ненавистна модель представительской демократии с ее лоббизмом, властью богачей, бутафорскими выборами, неспособностью остановить разрушение окружающей среды и прочими «грешками».

Этот пример, став тенденцией, поможет снизить международную напряженность, перенаправить энергию из конфронтации в русло социального развития «a la russe». Социальный прогресс приведет также к возвращению и перетоку талантов в Россию из других стран. В итоге это поможет России превратиться из геополитического гадкого утенка в сильный и здоровый социальный организм, и, возможно, позволит сменить во всем мире технократический вектор развития на гуманитарно-экологический.

Читайте также:

Смотреть комментарии