Business Fun3165

12 управленческих метафор, которые работают лучше тысячи слов

Какие образы помогают руководителям успешно доносить свои мысли до сотрудников и клиентов?

Год назад на Executive.ru вышла публикация про 8 управленческих метафор, которые работают лучше тысячи слов. Тема понравилась участникам Сообщества и вызвала интересное обсуждение. Редакция портала решила повторить запрос и собрала новые истории от руководителей. Публикуем подборку из дюжины метафор и одного анекдота, которые помогут управленцам в работе с командой.

Наталья Ананьева, финансовый консультант для бизнеса, учредитель консалтингового агентства AnanevA

В работе с собственниками бизнеса я часто прибегаю к метафорам — не ради эффектной фразы, а чтобы через знакомые образы объяснить суть управленческих решений. Расскажу о трех.

1. Финансовый директор как врач

Когда предприниматель приходит с вопросом «Что делать с кассовым разрывом?», я спокойно отвечаю: «Это симптом. А причину ищем как врач при постановке диагноза». Перед лечением — анализы, изучение истории болезни (данных компании), исключение осложнений (неконтролируемые расходы, медленная оборачиваемость, непонимание какое направление деятельности прибыльное).

У каждой боли — своя причина. И если «выписать таблетку» подходящую на первый взгляд, можно ухудшить состояние. Это помогает снизить тревожность клиента и выстроить диалог на уровне зрелой финансовой помощи, а не «быстрого совета».

2. Бизнес как автомобиль с навигатором

Я часто сравниваю ведение бизнеса с управлением автомобилем. Бухгалтерская отчетность — зеркало заднего вида: показывает, что уже было. А управленческий учет — навигатор, без которого сложно понять, где ты сейчас, куда едешь, как объехать пробки, на сколько хватит бензина. Если бизнес не видит свою финансовую картину в моменте, он едет в тумане. Собранные вручную таблицы — это карта без масштаба. Только четкая, визуализированная отчетность с комментариями и сценариями позволяет управлять.

Так же я сравниваю роли специалистов. Экономист, бухгалтер, финансовый директор — как гинеколог, стоматолог и кардиолог. Все они врачи, но каждый решает свою задачу. И не стоит ждать от бухгалтера полноценной управленческой аналитики — это просто не его специализация.

3. Управленческий учет как пошив платья или ремонт квартиры

Чтобы управленческая отчетность действительно отвечала запросам собственника, на старте проекта важно его личное и глубокое включение. Особенно — при структурировании данных, выборе уровня детализации, подходов к аналитике. Если предприниматель на этом этапе отстраняется, результат может оказаться непонятным и даже раздражающим.

Привожу метафору, которая особенно хорошо срабатывает у женщин. Один раз клиентка — владелица крупного бизнеса с филиальной сетью — после пары встреч с командой решила, что участвовать в процессе больше не нужно: есть финансовый директор, есть служба. Результаты ее не устроили: она не понимала, почему отчеты выглядят так, а не иначе. На что я мягко ответила:

«Вы заказали у дизайнера платье, чтобы блистать на важном мероприятии. Но не участвовали в выборе фасона, ткани и не ходили на примерки. Только сказали: вот моя финдир, у нас с ней похожая фигура, пусть примеряет она. А когда платье привезли — удивились: почему волан на плече, почему длина до щиколотки. Выглядит хорошо — но не ваше».

С мужчинами отлично срабатывает другая аналогия: ремонт квартиры. Когда заказчик говорит «сделай красиво, ты же знаешь как», дизайнер действует на свое усмотрение. В результате — вроде дорого, вроде богато, но «не то». Без погружения и вовлеченности собственника она может быть технически правильной, но не отвечать на его ключевые вопросы.

Метафора позволяет донести: управленческий учет — это не шаблон, а пошив по фигуре. И без примерок, к сожалению, не обойтись. Это не только способ объяснения, но и управление вниманием. Когда говоришь с собственником его языком, без давления, то точно появляется доверие. А за ним — реальные изменения в бизнесе.

Мария Набиева, советник генерального директора по управлению персоналом ICL Soft

Чаще всего использую метафоры в постановке задач. Особенно когда речь идет о переходе от «просто сделай» к «сделай с пониманием, зачем». Приведу два примера. 

4. Метафора про блинчики и KPI

Представьте подростка. Он как сотрудник: вроде уже не маленький, но еще ищет себя и часто не до конца понимает, что именно от него хотят. Мы можем сказать:

— Хочешь блинчики? Супер. Сделай.

И он сам решает, сколько муки, какие яйца, как жарить, сколько масла. Где-то накосячит, где-то удивит. Но это будет его результат.

А можем выдать пошаговую инструкцию:

— Возьми 2 яйца, 200 г муки, щепотку соли, сковородку грей ровно 3 минуты…

Вроде все сделает, но с каким настроением? Творчества — ноль, интерес падает, мотивация испаряется. Ближе к середине процесса подросток уже откровенно скучает, и в следующий раз блинчиков он не захочет. Ни делать, ни есть.

5. Метафора про сад и свободу

Ты нанимаешь садовника. Можно сказать ему:

— Хочу красивый сад. Удиви.

И через три месяца ты выходишь на балкон, а там пальмы, кактусы, летают бабочки, благоухают цветы — красота и сюрприз.

А можно дать ТЗ в таком стиле:

— Посади 25 сосен, 14 кактусов, 5 кустов высотой до 60 см.

Сад тоже будет. Но чьим он будет по духу?

Метафора помогает напомнить: когда мы выдаем только инструкцию, то получаем исполнителя. Когда мы даем цель и пространство – мы растим партнера.

6. «Если вы хотите построить корабль, научите людей мечтать о море»

Павел Подгорный, руководитель компании «Оригомед»

В бизнесе часто кажется, что все решают цифры, системы и инструкции. Но я убежден: настоящее влияние на команду начинается не с KPI, а с образов, которые зажигают людей. Метафоры — один из моих главных инструментов управления. Через них я объясняю сложные вещи просто, вдохновляю на движение вперед и передаю ценности компании.

Одной из ключевых для нас стала фраза, перефразированная из Сент-Экзюпери: «Если вы хотите построить корабль, не стоит собирать людей, чтобы валить деревья. Вместо этого научите их мечтать о море».

В какой-то момент мы начали расти быстрее, чем я мог все удержать на личном контроле. Пришло понимание: дальше либо я остаюсь микроменеджером, либо мы вместе становимся командой, где каждый чувствует, что строит не просто «борта корабля», а настоящее большое дело.

Я озвучил эту метафору всей команде на общем слете. Сначала как идею, а потом она закрепилась у нас в культуре. Мы даже повесили плакат с этой цитатой в офисе. И что удивительно — это сработало. Сотрудники начали предлагать идеи, за 4 месяца мы внедрили 8 инициатив. Метафора помогла переключить мышление с «исполнителя» на «соавтора».

7. Паровозик, который смог

Илья Алексеев, генеральный директор, AmadeyPrint 

Пожалуй, самая знаковая для нашей компании метафора – про паровозик, который смог, из фильма «Майор Пейн»: в одном из эпизодов главный герой рассказывает историю паровоза, который должен был доставить важный груз. На его пути возникали множество препятствий – поезд ломали, взрывали, но он продолжал ехать вперед, чтобы выполнить задание. И все-таки смог.

Впервые эту фразу кто-то произнес, когда мы успешно завершили очень непростой проект. С тех пор всякий раз, когда предстоит сложный тираж, задача с ограниченным временем или возникает какая-нибудь непредвиденная сложность, мы напоминаем друг другу, что мы паровозики, которые могут. Это сразу вызывает улыбки, снимает напряжение и заряжает. К одному из новогодних корпоративов мы даже выпустили футболки с таким принтом и подарили сотрудникам.

Отсылки к популярным фильмам, сериалам и книгам – это частый прием, который я использую при работе с командой. Люди легче воспринимают мотивирующие посылы, когда они звучат через знакомые образы и сюжеты.

Например, одна из самых любимых фраз, которой мы завершаем почти каждое собрание – «Да пребудет с нами Сила» из «Звездных войн». Также когда кто-то обращает внимание на не до конца отлаженные бизнес-процессы, у меня есть замечательная фраза из знаменитого фильма братьев Вачовски: «Первая Матрица была разработана, чтобы быть совершенным миром… Это была катастрофа».

8. Хороший продукт + продажи = Добро, плохой продукт + продажи = Зло

Павел Подгорный, руководитель компании «Оригомед»

Это любимая фраза отдела продаж. Мы регулярно опрашиваем клиентов и уверены в качестве того, что продаем. Поэтому продажи для нас — это не «впаривание», а настоящая помощь. И когда один из новых менеджеров сомневался, стоит ли быть активным, мы просто напомнили ему эту фразу. Это изменило его отношение. Он увидел в продажах не давление, а ценность. Через месяц стал лидером по повторным заказам. С тех пор, мы отпечатали данный слоган и повесили прямо в отделе продаж.

9. Сервис по поддержке и сопровождению как персональный тренер в фитнес-зале 

Ксения Гескина, руководитель проекта, Pressfeed

Я руковожу проектом «Куратор» на платформе журналистских запросов Pressfeed. Мы помогаем пользователям сервиса вести работу со СМИ и получать публикации. Одна из моих любимых метафор, с помощью которой я доношу ценность нашей услуги – это сравнение с работой персонального тренера в тренажерном зале. 

Наверняка многим знакома ситуация: купили абонемент, полны энтузиазма, а потом постепенно пропадает желание ходить. Нет времени, тяжело даются упражнения, непонятно, как именно нужно тренироваться, чтобы получать нужный эффект, неправильно распределил нагрузку и получил травму – причины разные, итог один – занятия заброшены. 

Примерно то же самое часто испытывают пользователи, которые приобрели профессиональный аккаунт на нашей платформе и настроились получать много публикаций в СМИ. На первый взгляд все выглядит просто, поскольку технически сервис устроен так, что в нем разберется любой человек. Но когда эксперт приступает непосредственно к подготовке комментария для СМИ, его начинают терзать сомнения. Как именно составлять текст? Достаточно ли я экспертен для этой темы? Правильно ли я понял вопрос журналиста? Почему он не дает обратной связи? Почему мой ответ ему не подошел? Пара не очень результативных попыток – и мотивация эксперта резко снижается и он забрасывает работу с платформой.

Мы с коллегами объясняем клиентам, что с куратором они придут к результату гораздо быстрее. Это как персональный тренер в зале: поможет избежать типичных ошибок, покажет наиболее эффективные пути, будет постоянно напоминать и мотивировать. Наша услуга относится к числу специфичных и с первого раза не всем понятна ее суть и ценность, но с помощью этого образного сравнения нам удается это сделать. Эта метафора достаточно универсальна и может подойти для многих компаний, которые оказывает услуги по сопровождению и поддержке.

10. «Мы снова сели не на тот самолет. Будут приключения»

Татьяна Федорова, владелец частного центра занятости ДФ «Инжиниринг»

Расслабление у многих воспринимается как леность, пустота, тишина. Для меня расслабление — это действие в сторону себя, возможность задать себе вопросы и получить удовольствие. И когда у меня или у моих сотрудников стресс, паника, когда кто-то подбегает ко мне с криком: «Все горит! Что делать?», я спрашиваю: «Что ты делаешь прямо сейчас? Действуешь или напрягаешься?».

Такая стратегия помогает в потенциально конфликтных ситуациях. Когда тебе задают неприятный вопрос о тебе самом, твоих действиях или каком-либо процессе, в котором ты лично участвуешь, возникает желание сопротивляться, реагировать. Расслабление — это эффективная стратегия, особенно при конфликтах. В этот момент, чтобы не поддаться на провокацию, важно расслабиться через действие.

Такой вопрос я могу задать, чтобы успокоить человека, помочь ему перейти от пассивной агрессии к конструктивному диалогу. Этого нелегко достичь. Нужны тренировки, усилия до наступления напряженного момента, чтобы вовремя вспомнить об этой стратегии.

У нас был случай: мы сели не на тот самолет. Нас снимали с него, мы шли пешком по аэродрому в сопровождении сотрудников аэропорта. Это было целое приключение. Вся команда восприняла ситуацию с юмором и легкостью. Мы доверяли друг другу, расслабились и даже получили удовольствие.

Мы говорили: «Да, вот так случилось. Зато теперь у нас будет что вспомнить». И теперь у нас есть своя метафора, своя история. Когда у нас возникают какие-либо неожиданные ситуации, мы говорим: «Кажется, мы снова сели не на тот самолет. Ну что? Будут приключения».

Это как раз пример смены фокуса. Мы сами выбираем, на какой «самолет» нам сесть, мы сами создаем варианты и управляем своим состоянием. 

Метафоры позволяют перевести реакцию в осознанность. Через образ легче понять, что с тобой происходит. С их помощью проще выйти из «режима жертвы». Если ты творец — ты и самолет выбираешь. Такие выражения объединяют команду через образы и язык. У нас в компании уже появился целый словарь метафор, которые сотрудники цитируют друг другу. Наконец, метафоры позволяют смягчить обратную связь. Так легче принять критику — как сюжет, а не упрек.

11. «Кроилово ведет к попадалову»

Владимир Курков, соучредитель компании «Деловая репутация»

Эта хлесткая цитата из книги Алекса Чижовского «Инженер с Земли». Несмотря на свою явную сленговую принадлежность, она очень точно определяет суть распространенного в бизнесе явления: в стремлении сэкономить, «выкроить» человек на выходе теряет больше. Можно сказать, что это такая современная трактовка народной мудрости «Скупой платит дважды».

Подтверждение этому в нашем бизнесе можно увидеть довольно часто. PR-специалисты, заказывая продвижение в Telegram-каналах, выбирают более бюджетные по оплате ресурсы, у которых к тому же больше подписчиков и, соответственно, больше просмотров. Однако при тщательном анализе выясняется, что канал накручен ботами, поэтому его конверсия фактически равна нулю. К этому же показателю стремится и эффективность всей PR-кампании, хотя бюджет затрачен солидный.

12. Пазл как символ сплоченной команды

Ирина Лубанец, исполнительный директор компании «Аравия»

Когда мы только начинали формировать корпоративную культуру компании, для нас было важно не просто зафиксировать ценности, а найти образ, в котором они могли бы органично воплотиться. В управлении людьми пазл — это одна из самых точных метафор, которая несет в себе множество смыслов.

Создание команды действительно похоже на сбор пазла — процесс требует времени, внимания и умения видеть ценность каждой отдельной детали. Кроме того, не всегда легко найти место для детали с первого раза, иногда необходимо повернуть ее несколько раз — эта аналогия актуальна и в командной работе. 

Команде мы всегда транслируем, что сотрудники – это яркие личности и профессионалы, как яркие детали пазла. Но только когда они «собраны» вместе и каждый находится на своей позиции, удается дополнить сильные стороны друг друга и достичь впечатляющих результатов.

Образ пазла прочно вошел в нашу корпоративную культуру: мы используем его на командных мероприятиях, в фирменном мерче, а недавно у нас появился собственный маскот — пазл по имени Аравий Тимович. Он напоминает: каждый из нас — важная часть большой и яркой команды.

И один управленческий анекдот

Юрий Полозов, директор компании «Палладио», эксперт Executive.ru

Расскажу любимый управленческий анекдот.

Однажды барин, приехав в свое имение, осматривал его вместе с управляющим. И на мостке через ручеек барин споткнулся о расшатанную доску. 

Барин: «Варфоломей Никитич, будьте любезны заменить огрех».
Управляющий: «Всенепременно, ваше благородие, заменим».

Через неделю обход повторился. Доска не заменена. 

Барин: «Я ж намедни указал на замену, отчего не выполнено?»
Управляющий: «Руки не дошли, заменим всенепременно, не изволите сумневаться!»

Новый осмотр через неделю. Доска все та же. Барин поворачивается, молча врезает управляющему в челюсть и, ни слова не говоря, идет далее осматривать стога на дальнем поле. Управляющий остается лежать возле ручейка.

Через три часа барин возвращается. Вместо старых мостков стоит новый крепкий мостик со стругаными перилами, балясинами и управляющий подтаскивает скульптуру льва с шаром. 

Барин: «Варфоломей Никитич, ну как же так? Ранее двух недель не хватило, чтобы заменить досочку расшатаннуюю, а тут за три часа спроворил великолепный мосток!»
Управляющий: «Ваше благородие! Дык, ранее-то не было твердого указания».

В компании все знают – мой вопрос «Что, твердое указание хотите получить?» означает, что я уже дошел до крайней точки недовольства бездеятельностью и далее будут выводы. Не рукоприкладство, само собой, а более чувствительные для кармана лодырей решения.


Материал подготовлен с помощью сервиса «Лига экспертов» Executive.ru.
Вы тоже можете оставить комментарии на запросы редакции:

Посмотреть открытые запросы

Читайте также:

Смотреть комментарии