Планирование карьеры905316

Не женское дело? Как я стала руководителем

Как построить карьеру в компании с нуля. Шесть советов, выстраданных методом личных проб и ошибок.

Было ли у вас так, что любимая работа перестала радовать? Что каждая рабочая неделя тянется вечность? Что любая поставленная задача вызывает отторжение, а иногда даже агрессию? Мысленно я решила, что нужно срочно уходить! Мой календарь уже насчитывал пять лет в Ozon.ru на должности ведущего дизайнера, и я неизбежно стала ощущать, что мне не хватает размаха. На тот момент у нас была смешанная команда из дизайнеров, копирайтеров и верстальщиков, руководителя не было, а подчинялись мы директору по маркетинговым коммуникациям. Именно с ним на одной из внутренних аттестаций я поделилась своими сомнениями и переживаниями.

В итоге мне сделали предложение, которое продлило мою работу в компании еще на два с половиной года. Сначала я проработала кем-то вроде супервайзера в отделе, а через год после такого «испытательного срока» заняла вновь созданную должность руководителя отдела дизайна, копирайтинга и верстки. Под моим началом работало восемь человек в офисе и еще четыре на аутсорсинге.

Совет 1. Не бойтесь говорить с вашим руководителем о проблемах и сомнениях, просить повышения, обсуждать ваши перспективы.

Скрывать не буду – мне было страшно! И по закону жанра, проблемы не заставили себя ждать, они будто чувствовали мой страх и решили сразу заявить о себе. Больше всего беспокоило то, что я совершенно не представляла, как работать с командой. Вроде все и так работает, как неплохо отлаженный механизм, а какое-либо вмешательство могло этот механизм сломать. А тут еще дизайнер почти сразу после моего назначения перевелась в другой отдел. К сожалению, тогда у меня не хватило ума спросить, сделала она это из-за того, что я стала руководителем, или давно хотела перейти, потому что ей тоже нужны были перемены.

Совет 2. Общайтесь с подчиненными, устраивайте небольшие встречи отделом или с каждым в отдельности, чтобы обсудить проблемы, условия работы или просто похвалить.

Я оказалась в ситуации, когда без соответствующего опыта мне пришлось искать нового человека на освободившееся место. Как это вообще делается? Я, конечно, не раз сама ходила на собеседования, но еще никогда не проводила их сама. Например, как распознать ложь? А вдруг мы не сработаемся, и придется увольнять? Очень помогли коллеги из HR-отдела и какая-то внутренняя чуйка. Надо признаться, я почти все делала интуитивно, меня никто не учил, до всего приходилось доходить своим умом. Что-то почерпнула из книг, иногда проходила тренинги. Так и училась потихоньку. Потом случился еще один стрессовый момент: мне пришлось увольнять подчиненную, которая работала в компании даже дольше, чем я. Вам когда-нибудь приходилось это делать? Не покидает ощущение, что виновата перед человеком, хотя на деле сотрудница была проблемная – с тяжелым характером и острым языком.

Совет 3. Увольнять надо быстро и без сожалений, не давать отрабатывать больше двух недель, иначе придется вдвое дольше разгребать последствия.

Конечно, изменились и отношения с коллегами. Например, однажды я узнала, что они создали группу в мессенджере, где пересылали друг другу веселые новости или картинки. Меня, конечно, в этой группе уже не было, ведь я руководитель, мне не положено развлекаться с подчиненными. Сначала это задевало, но потом пришло понимание, что это такая плата за успех. К тому же лучше не устанавливать панибратские отношения с сотрудниками, иначе будет трудно ими руководить.

А друзья все в один голос сказали, что у меня поменялся характер и образ мыслей: я стала более жесткой, начала мыслить стратегически, поменялись интересы. В этом был и плюс: двое друзей, сидевших у меня на голове, органически отвалились вслед за мягким характером, из-за которого мной часто манипулировали.

Совет 4. Не бойтесь перемен и их последствий. Меняемся мы, наше мировоззрение, интересы – меняется и окружение.

У меня была и другая проблема – неумение делегировать. Я действовала по принципу: хочешь чтобы было сделано хорошо, сделай это сам. А контроль воспринимался как попытка прессинга. Необходимо было найти баланс между принуждением и свободной хваткой. Честно признаюсь, я до сих пор этому учусь.

Совет 5. Не нужно бояться делегировать часть своих полномочий и передавать ответственность. При этом не путайте делегирование с обычной постановкой задач

После полутора лет руководства отделом пришло понимание, что пора двигаться дальше. Мне предложили подумать и дали около месяца на то, чтобы я окончательно определилась, уходить или оставаться. Я приняла решение уходить. Год проработала в другой компании на руководящей позиции, но душа потребовала большего.

Перед новым 2018 годом пришла идея собственного бизнеса. Я по образованию педагог и всегда любила учиться и учить. Этот факт и огромное желание поделиться всеми шишкам и граблями, которые я собрала, пока росла как руководитель, помогли родиться проекту, который мы создали с моим партнером Ольгой Разумовой. Проект даст возможность делиться своим опытом и знаниями с такими же женщинами-руководителями и теми, кого «бросили на амбразуру».

Планы на текущий год: формирование пилотного курса, продвижение через Facebook и посредством рекламы. И это не весь список. Через год – масштабирование бизнеса.

Совет 6. Не останавливайтесь в развитии. Читайте книги, общайтесь с успешными людьми, учитесь новому – и действуйте. Ставьте перед собой амбициозные цели – и достигайте их.

И еще: вдохновляйтесь статистикой. Согласно отчету международной компании Grand Thornton International, Россия третий год подряд удерживает мировое лидерство по количеству женщин-руководителей в деловой сфере. На конец 2017 года их количество составило 47%.

Смотреть комментарии