Личная эффективность1244817

11 правил поведения в офисе: как оставаться человеком в корпоративных джунглях

Эти правила помогут вести себя профессионально и при этом оставаться человеком и личностью в любом коллективе.

Эти правила я выработал для себя, на основании 15-летнего опыта работы в офисе в качестве наемного сотрудника. Возможно, они пригодятся кому-то еще.

1. Сохраняй достоинство

В любое время, в любом месте, на любой работе, при любом начальнике: нельзя позволять себя унижать. Помните, что вы нанятая рабочая сила (физическая или интеллектуальная) и вам платят за выполнение тех или иных функций. Если вы не справляетесь или плохо исполняете свою роль вас можно оштрафовать или уволить. Орать на вас, обзывать, позорить перед коллегами и тому подобное никому не позволено. Никому! Только если вы сами это позволите.

Я работал на производстве и не раз участвовал в совещаниях, где разговор велся на повышенных тонах с использованием изощренной лексики. В офисных кругах такой тип ведения беседы тоже практикуется. Все мы люди, все мы бываем на взводе, бываем раздражены или огорчены. Повысить голос, выругаться, закричать – все это, в каком-то смысле, естественно для рабочего процесса. Такие перепалки ничего общего не имеют с вопросом о достоинстве.

Но когда вас пытаются намеренно унизить, дать почувствовать, что вы ничтожество и мелочь, зависимый и потому безмолвный недотепа (как правило, это бывает при диалоге руководителей и подчиненных) – это красная черта, сигнал о тревоге, барьер, который нельзя позволять переходить. Сразу же давайте отпор! Хаму нужно говорить о том, что он хам, даже если он ваш руководитель. Помните: позволите ударить себя раз – удары будут сыпаться регулярно. Нужно давать сдачи, бить в ответ.

Никто не будет вас уважать, если вы не будете уважать себя сами. А без уважения вы быстро превратитесь в изгоя и офисного маргинала.

2. Будь профессионалом

Постоянно растите, развивайтесь, оттачивайте свои знания и умения. Ваши профессиональные компетенции не должны ни у кого вызывать сомнений.

Очевидно, что вы обязаны уметь выполнять свою работу. Собственно, это то, за что вас и держит работодатель и за что он платит вам зарплату. Но если вы не просто выполняете работу, а делаете это виртуозно и безукоризненно, если вы настоящий мастер своего дела, будьте уверены – вы ценность, которую ваш работодатель не захочет потерять, а другие работодатели будут не прочь приобрести.

Профессионалы были и будут нужны в любой отрасли. Если вы ас в своей специальности – не сомневайтесь, вы всегда будете при деле, поскольку кадровый голод знаком каждой компании.

Кроме очевидных преимуществ в виде хорошей зарплаты, престижной должности и лучших конкурентных преимуществ при поиске работы, наличие высокой степени профессионализма даст вам чувство уверенности и независимости, укрепит ваше чувство собственного достоинства, а такие вещи, согласитесь, не купить ни за какие деньги.

3. Старайся знать чуть больше, чем нужно

Как правило, должностные обязанности сотрудников регламентированы тем или иным документом в организации (должностная инструкция). Специалист с одной стороны ограничен этими правилами, с другой – прикрыт от дополнительных обязанностей.

Мой личный опыт говорит о том, что обладание дополнительными навыками и знаниями, выходящими за пределы должностной инструкции легко может обеспечить дополнительные привилегии в пределах вашей же организации: прибавку к заработной плате, дополнительные дни к отпуску или в конце концов более внимательное отношение руководства к вам, которое, со временем материализуется во что-то осязаемое, если вы будете этого хотеть.

Конкретный пример из моей биографии: работая инженером я сносно умел писать тексты и работать с графическими редакторами (Photoshop, Indesign). Это было моими хобби, занятиями после работы. Но именно эти умения привлекли ко мне внимание руководства, что позволило напрямую общаться с топ-менеджерами компании, и со временем все это помогло мне совершить прыжок вверх по карьерной лестнице.

Поэтому не ленитесь учиться. Постоянно. Непрерывно. Всегда. Не усыпляйте себя мыслью, что вы знаете все, что вам необходимо знать для вашей сегодняшней работы. Если вы не развиваетесь – вы деградируете. 

4. Выделяйся из толпы

Не затеряйтесь в обширном море кадровых ресурсов вашей компании. Не бойтесь быть личностью, не бойтесь быть заметным, не таким как все. Выделяйтесь: смелостью высказываний, резкостью суждений, стилем, прической, нестандартным чувством юмора, необычным хобби, вычурным стилем вести беседу и так далее.

Конечно, данный пункт весьма деликатен в применении и требует чувства меры, а при неправильном применении легко может превратить вас не в заметную личность, а в предмет насмешек. Будьте смелым в своем стремлении к индивидуальности, но не будьте глупым или смешным.

Кроме этого данное правило не работает или работает, но далеко не на полную мощность без правила № 2: если вы крутой профи с какой-то личной изюминкой – это одна история: в этом случае одно качество усиливает и дополняет другое. Если же вы лодырь и профан с привычкой странно одеваться или ни к месту шутить – это совсем другое.

5. Шути, импровизируй, оставайся живым

Сегодняшний ритм жизни – это бег, стремительный, изнуряющий и безостановочный. И рабочий процесс, как составляющая часть общего полотна жизни, также стремителен и изнуряющ. Следует вспомнить, что понятие «эмоциональное выгорание» существует лишь с 70-х годов прошлого столетия, и что такого понятия просто не существовало ни в ХIХ веке, ни тем более раньше.

Мы теряем часть себя из-за чувства непреходящей усталости, выхолощенности и эмоциональной опустошенности. Сегодняшний бешеный темп работы, перегруженность информацией, необходимость функционировать в режиме многозадачности – все это просто не оставляет нам возможностей для проявления каких-то иных эмоций, не требующихся для выполнения поставленной задачи.

Мой совет: ни в коем случае нельзя терять чувство юмора и позволять себе превращаться в простую функцию по решению тех или иных задач. Нельзя слепо следовать инструкциям, не пытаясь что-то улучшить или хотя бы попробовать изменить.

Я всегда шучу на работе, поднимаю провокационные темы, втягивая в разговор или спор своих коллег, предлагаю пари и так далее. Безусловно, все это я делаю без ущерба своей прямой работе. Я выполняю работу, но при этом не позволяю себе терять себя. И я вижу, как людям нравится шутить и смеяться, нравится говорить, спорить, сплетничать и обсуждать что-то. Люди хотят оставаться людьми, живыми и эмоциональными. Если вы будете помогать им в этом их желании, они без сомнений ответят вам симпатией.

6. Прокачивай стрессоустойчивость

Как я уже упомянул в предыдущем правиле, сегодняшний темп жизни изнуряет и выхолащивает. И стрессоустойчивость – это необходимый партнер вашего умения оставаться живым и эмоциональным человеком.

Вам нужно понять одну простую истину: мир не был построен для того, чтобы ублажать вас. Это простая на первый взгляд формула содержит в себе, возможно, всю глубину философии нашей цивилизации. Да, бывает обидно или даже больно. Да, несправедливость ранит, как бы вы не убеждали себя и окружающих в том, что это не так. И несправедливость повсюду, она слишком распространена в нашей жизни. Но всякий раз, когда вам плохо, вас обидели или вы просто устали и не знаете, как дальше поступить, вспомните: разве кто-то обещал вам, что будет легко?

Наверное, большинство из нас в трудную минуту захотят услышать слова утешения, а не фразу, вроде той, что я привел выше. Да, утешение нужно. Но оно имеет слишком короткий эффект. Оно не исправит ситуации и мира в целом. Не мир или ситуация должны поменяться, поменяться должны вы: изменить свое отношение, свое восприятие. И именно через осознание неизбежной и объективной сложности бытия можно стать более выносливым по отношению к трудностям, то тут, то там встречающимся нам на жизненном пути.

Вот несколько практических советов:

7. Коллектив нельзя игнорировать

«Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а тот, кто воображает, что другие не могут обойтись без него — ошибается еще больше»,
Франсуа де Ларошфуко

Каким бы индивидуалистом вы ни были, помните: коллектив нельзя игнорировать. В сущности, вся наша цивилизация существует только благодаря тому, что человеческий вид способен к объединению, сотрудничеству и совместному труду.

Коллектив не прощает трусости, жадности, предательства, желания «загребать жар чужими руками». Если вас уличат в одном из этих пороков – велик шанс, что это клеймо повиснет на вас в данном коллективе навсегда.

Не нужно стараться дружить со всеми. Но нужно понимать, что когда коллектив просит помощи – нужно помочь, когда коллектив требует участия – нужно участвовать.

Помните: если вы плюнете на коллектив – коллектив утрется; но если коллектив плюнет на вас – вы утонете.

8. Помогай, но не подставляй шеи

Будьте отзывчивым, но не будьте дурачком или дурочкой, которые работают за других. Если человеку действительно требуется помощь, например, новичку в период адаптации или коллеге, который перегружен работой – помогите.

Но если какой-то хитрец пытается спихнуть на вас его работу – говорите «нет», четко и однозначно, чтобы повторных попыток сбросить на вас чужие обязанности ни у кого не возникало.

9. В каждом коллеге есть человек

У каждого из ваших коллег, у тех, кто ежедневно работает с вами бок о бок тоже есть семья, дом, свои личные не связанные с работой надежды и сомнения, свои симпатии и пристрастия, умение обижаться и желание быть выслушанным и замеченным, у каждого из них, в конце концов, есть день рождения! К сожалению, в рабочей круговерти мы склонны забывать об этом.

Помните, чем больше вы будете позволять людям чувствовать себя личностями, а не просто сотрудниками, тем больше позитивных вибраций получите в ответ от них. Вы создадите комфортную и благоприятную атмосферу в коллективе, а это многого стоит.

10. Уважай, но не раболепствуй

Это похоже на правило №8, но с иерархической поправкой: не стоит раболепно вести себя, общаясь с теми, кто выше вас по карьерной лестнице. Безусловно, субординация и уважение – необходимые, даже обязательные атрибуты общения как с равными коллегами, так и с руководством. Но не нужно «вставать на задние лапки и вилять хвостом» в присутствии высокого начальства.

И также не нужно брать на себя повышенные обязательства, которые зачастую пытается повесить на вас руководство под разными благовидными предлогами. Конечно, если вы сами искренне не хотите брать на себя эти самые повышенные обязательства.

Помните: работа – это договор между рабочим и работодателем, по которому первый выполняет оговоренный объем работы, а второй платит ему за это. Изменяется объем работы – изменяются условия договора, в первую очередь оплата труда.

11. Жизнь не ограничивается офисом

Это метаправило. Оно актуально абсолютно для всех: и для собственников бизнеса и тем более для наемных работников. В рабочей суете, в напряженном производственном ритме, среди нескончаемых совещаний, переговоров, дедлайнов и споров с коллегами по работе помните – это только работа. Это не ваша жизнь целиком и полностью. Только работа. Способ, которым вы добываете себе и своей семье хлеб. Да, это безусловно важно. Но это не вопрос жизни и смерти, по крайней мере, в сегодняшней экономической модели мира: не получится с этой работой – найдете другую. Не сомневайтесь, найдете!

Но я отнюдь к этому не призываю. Бегать от одного места к другому, в надежде отыскать рай в этом капиталистическом аду, по меньшей мере наивно, да и суетно, если только вам такой бег не доставляет удовольствия сам по себе.

Я призываю вас не работу менять, а свое отношение к ней. Перестаньте уже тратить свои нервы и эмоции понапрасну! Вам не платят за ваши переживания относительно той или иной задачи. Вам платят за выполнение той или иной задачи. А то, что вы сопровождаете это самое выполнение слезами, кусанием ногтей или бессонными ночами – ваше личное достижение, работодателю на него абсолютно плевать. И здесь он прав. Бросьте это сегодня же!

Найдите себя. Вспомните, кем вы на самом деле являетесь. Вы живете, прямо сейчас, читая вот эти самые строки. Вы живете! Так не забывайте об этом. Тратьте время с пользой и удовольствием. Найдите его для себя. А работу оставляйте на работе.

Читайте также:

Смотреть комментарии