Личная эффективность66283

Как выйти из операционки и не потерять бизнес

Как грамотно делегировать операционку, не распыляться на мелкие задачи и уйти от тотального контроля в сторону стратегического управления?

Когда я только начал заниматься бизнесом, многие задачи выполнял самостоятельно: искал клиентов, вел бухгалтерию, оформлял на работу сотрудников и занимался их обучением. На мне были абсолютно все организационные и контролирующие функции.

Не секрет, что низкий операционный менеджмент способен отнять у руководителя все рабочее и даже личное время. В моем случае, столкнувшись с необходимостью развития компании, я осознал, что личного ресурса недостаточно.

Мой бизнес начался с одного человека, с меня, постепенно вырастая в разы. Сейчас наш штат составляет порядка 50 сотрудников. Все это выстраивалось годами: сначала я нанимал и обучал людей сам, потом уже они нанимали других и обучали других. Таким образом, произошло масштабирование моего бизнеса: через делегирование и обучение людей, взращивание своих кадров внутри компании.

В какой-то момент пришло осознание, что утопаю в рутине. Стремление «объять необъятное» мешало оперативно решать актуальные задачи и сосредоточиться на важном. Каждое утро начиналось с ответов на бесконечные звонки и сообщения, «разруливание» мелких и крупных проблем, разрешение конфликтов между поставщиками и потребителями. А ведь все это можно делегировать.

Я понял, что настал тот самый момент. Чтобы не распыляться на мелких задачах, нужно было срочно выходить из операционки. Постепенно я начал передавать свои обязанности и полномочия другим людям и тогда предпринял ряд важных шагов, о которых расскажу подробнее.

От тотального контроля и участия – к делегированию и масштабированию

Мои советы не решат проблем вашего бизнеса, но обязательно подскажут, как выйти из операционки без потерь. Итак, шаг за шагом уходим от ежеминутного участия в сторону масштабирования и стратегического управления:

Шаг 1. Продумать структуру и стратегию развития компании 

Вот просто сесть и записать по пунктам: что вы ждете от бизнеса сегодня, через год и через три года. Это поможет понять, какой прогресс вы ожидаете, и сколько ресурсов нужно вложить для его реализации.

Шаг 2. Расширить штат и нанять хорошего управленца

Но просто нанять дополнительных людей недостаточно – нужно их обучить и передать им часть обязанностей. Затем удостовериться, что они выполняют работу качественно и эффективно. Прирост прибыли будет означать, что делегирование прошло успешно.

Шаг 3. Масштабировать бизнес

Убедившись, что нанятые работники справляются с порученными обязанностями, позволить им нанимать себе помощников. Это что-то вроде цепной реакции или брошенного в воду камня: ближайший круг работников вы нанимаете сами, затем они нанимают второй круг и так далее.

Шаг 4. Систематизировать рабочий процесс

Даже самые надежные и компетентные помощники не заберут у вас право регламентировать важнейшие управленческие процессы. Решающее слово в утверждении кандидатур топ-менеджеров и принятии стратегических решений остается за вами.

Шаг 5. Осуществлять контроль, анализ и планирование

Когда весь спектр обязанностей делегирован первому кругу, остается только еженедельно контролировать исполнение производственных процессов. Делать это проще всего, регулярно отслеживая уровень прибыльности или соотношение доходов и расходов.  

Не стоит забывать, что даже при наличии опытного управляющего и грамотного коммерческого директора, собственник бизнеса должен оставаться в курсе событий и отслеживать показатели работы компании. Для этого нужно определить контрольные точки предприятия: размер прибыли, рост активов, количество заключенных сделок и следить за их динамикой.

Сроки

Выйти из операционки быстро и в один день, конечно же, не удастся. Для этого потребуется как минимум полгода-год. На протяжении этого периода нужно отслеживать динамику. Если она стабильно положительная, значит система отлажена и делегирование прошло успешно.

В моем случае, я увидел, что мой бизнес стал расти и развиваться гораздо мощнее и быстрее, в сравнении с показателями, которых компания достигала, когда вся операционка лежала на мне. Я делегировал процессы специалистам и освободил время для новых масштабных задач, при этом не утратил контроль над глобальными процессами в компании.

Жизнь – это не только работа

Напоминаю, что это только подсказки, а не строгое руководство к действию, но я уверен, для того, чтобы вывести бизнес на новый уровень, нужно:

Оставьте за спиной страхи, но обращайтесь к рефлексии по поводу успехов и неудач! Только ваш личный опыт и будет являться ценнейшим источником мотивации и фундаментом для развития.

Читайте также:

Смотреть комментарии