HR-менеджмент55137

ДМС vs кафетерий льгот: что включить в соцпакет

Как работодателям расширить мотивационный пакет для сотрудников, не отказываясь от базового медицинского страхования и без ущерба для бюджета?

Многие компании внедряют кафетерий льгот – набор бонусов, из которого сотрудники выбирают себе те, что им наиболее интересны. При этом выделить бюджет одновременно и на ДМС, и на дополнительные бенефиты позволяют себе единицы. В угоду тренду ряд компаний начинают отказываться от ДМС полностью или частично, чтобы вырученные средства направить на иные льготы. Насколько такой подход оправдан и не получится ли, что моментальная выгода будет иметь негативные последствия в следующие годы.

Соцпакет с соцпакетами

ДМС многие годы был неотъемлемым элементом социального пакета сотрудников, своего рода «гигиеническим минимумом». Тенденция сохраняется до сих пор: по данным исследования аналитиков сервиса «Работа.ру» и «СберСтрахование», большинство россиян (83%) отмечают важность заботы об их здоровье со стороны работодателя.

Однако в эпоху борьбы за кадры одного ДМС уже недостаточно. Компании ищут новые способы привлечения и удержания сотрудников, один из них – расширение списка бонусов в соцпакете. И речь не о двух-трех дополнительных опциях: в корпоративной среде наметился тренд на формирование целых «программ лояльности» – набора бенефитов для сотрудников.

Подход к формированию таких программ бывает разный. Некоторые компании пытаются транслировать через них свои ценности и скрупулезно подбирают бенефиты. Однако чаще бизнес обращает внимание на кафетерии льгот – специальные сервисы, которые позволяют сотруднику самостоятельно управлять соцпакетом: работник получает доступ к платформе и сам определяет набор бонусов от подключенных к платформе поставщиков льгот.

Бенефиты за счет ДМС

Кафетерии льгот могут быть эффективными для повышения лояльности сотрудников. Однако ключевой вопрос, который возникает при их внедрении – как распределить бюджет. На ДМС как на «гигиенический минимум» многие компании выделяют средства почти всегда. Кроме того, это одна из немногих льгот, которая позволяет получить налоговые послабления, ведь на нее не предусмотрены дополнительные социальные отчисления.

Если же компания расширяет список льгот, то нужно выделять дополнительные финансовые ресурсы. Причем некоторые бенефиты частично оплачиваются из чистой прибыли, а также предполагают социальные отчисления и налоги для физического лица. Где взять бюджет на эту часть? Вернее, где взять бюджет, увеличенный на размер налогов и социальных отчислений?

Получается, что системы бенефитов вступают в конкуренцию с ДМС за бюджет компании. Чтобы разрешить этот конфликт, можно пойти тремя путями:

  1. Радикальный путь – полностью отказаться от медицинского страхования в пользу дополнительных бенефитов для сотрудников. Однако такой способ не устраивает большинство компаний. По нашим данным, за последние годы 80% компаний сохранили свой текущий пакет ДМС, независимо от кризисных явлений. Хотя 10% и были вынуждены оптимизировать его и отказаться от некоторых опций внутри программы. Другие 10%, наоборот, улучшили свои программы, расширив их списком клиник и дополнительных сервисов.
  2. Сделать ДМС выбираемой опцией в рамках кафетерия.
  3. Запустить программу софинансирования, когда сотрудник оплачивает часть премии самостоятельно в добровольном или принудительном порядке.

Второй и третий варианты имеют негативные последствия:

Максимальное количество льгот через оптимизацию ДМС

Более экологичный способ выделения средств на дополнительные льготы – оптимизация затрат на ДМС. Есть несколько способов, которые помогут сэкономить на договоре страхования, их условно можно разделить на три группы.

1. Классический подход

Сюда относятся шаги по анализу конкурентной среды, проведению конкурсной закупки и работе с объемом страхового покрытия.

2. Профилактика и вовлечение сотрудников в контроль убыточности

Другая группа мер – это работа с маршрутизацией застрахованных, превентивными мерами и вовлечением сотрудников в контроль расходования средств. Профилактические мероприятия, контроль состояния здоровья и телемедицина оказывают положительное влияние на размер выплат и приветствуются страховщиком.

Страховая программа с франшизой подразумевает оплату части стоимости услуг (определенного процента от стоимости лечения) самим пациентом. Причем ДМС с франшизой дисциплинирует как сотрудников, так и клиники. Застрахованные начинают внимательнее анализировать назначения врачей и рекомендации по услугам, а клиники реже назначают дорогостоящие процедуры, так как их теперь контролирует пациент.

3. Применение IT-решений

Оптимальный способ оптимизации ДМС – контроль убыточности и поиск неэффективности в оказании медицинских услуг при помощи IT-решений. Сущесвуют ИИ-продукты, которые автоматически анализируют данные о полноте лечения, назначаемых анализах и выставляемых счетах. На основе больших данных ML-алгоритмы определяют, долечен ли сотрудник, не назначены ли ему лишние анализы или медицинские манипуляции и нет ли факта мошенничества. Такими инструментами активно пользуются ведущие страховые компании, что положительно сказывается на убыточности по договору и позволяет скорректировать программу страхования, исходя из реального потребления.

Наша практика показывает, что наиболее эффективно для компаний – комбинировать все вышеуказанные способы. Комплексный подход позволит безболезненно сократить бюджет и при этом выделить деньги на другие бенефиты.

Также читайте:

Смотреть комментарии