HR-менеджмент34145

Хороший, плохой, злой: какой HR-бренд выгоднее для компании?

Чем «злой» HR-бренд отличается от «плохого»? Чем каждый из них может быть полезен бизнесу?

Далеко не все компании стремятся создавать и развивать собственный HR-бренд. Отчасти они правы, потому что само определение «бренд» было чудовищно перегрето еще в лихие 90-е. Конечно, некорректно брендировать каждую мелкую лавочку. На торговую марку и то сначала нужно заработать.

Однако шли годы, спекулятивное словечко прижилось. И главное, оно обросло новыми, дополнительными смыслами. В том числе это касается HR-бренда. Пожалуй, он есть у каждого бизнеса, независимо от масштаба деятельности и амбиций. Даже у ИП.

Дело в том, что репутация на рынке создается сама по себе, автоматически. Рынок труда не исключение. Можно вкладываться в нее или игнорировать, вообще не знать о том, что это такое. Однако все позитивные и негативные отзывы, благодарности и обиды обязательно сложатся в довольно предсказуемый рейтинг. Тот самый HR-бренд.

Виды компаний в глазах кандидатов и сотрудников можно классифицировать по известному вестерну «Хороший, плохой, злой». Портретного сходства с персонажами нет, но сама шкала удобна для рассмотрения плюсов и минусов. 

Коротко о том, о чем тут вообще можно рассуждать.

Вроде очевидно, что хорошо – это хорошо, плохо – это плохо. А злое отношение однозначно относится к плохому. Понятно, нужно стремиться к улучшениям. Ресурсы не всегда позволяют это делать, иногда остается простор для работы над собой — корпоративной кадровой политикой, выбором и обучением самих специалистов по кадрам, формирования более выгодных вакансий. 

Так, да не так. Биться со всем плохим за все хорошее – это святое, конечно. Только нужно различать эмоции наемных сотрудников и интересы бизнеса. В конечном счете, значение имеет рентабельность тех или иных действий.

Например, никто же не будет всерьез утверждать, что офис обязательно нужен лучший, помещение для магазина – тоже, транспортный парк – как на выставку и т.д. Везде и всегда находятся разумные компромиссы между качеством и ценой. Чтобы экономика сходилась. Более того, модный бутик в районе-спальнике скорее оттолкнет массовых покупателей, чем привлечет. 

С кадровой политикой ситуация в целом такая же. Поэтому есть смысл рассмотреть, что когда практично или нет.

Хороший HR

Перечислять критерии качественного, правильного HR легко и приятно. Они всем известны: 

Вся процедура найма от первого касания до выхода на работу напоминает образцовый роман из семейного кино. Герои с первого взгляда проникаются взаимной симпатией, но не торопятся сходиться. Они дают друг другу множество поводов проявить себя, постепенно влюбляются все сильнее и наконец, не в силах противиться судьбе, начинают жить вместе. То есть работать. 

Дальше тоже все как в сказке. Прозрачные KPI, понятная система мотивации. Карьерный план до горизонта. Непрерывное образование. Забота во всем.

Офис — произведение интерьерного искусства, но находиться в нем постоянно не нужно. Гибридный или даже по желанию удаленный график работы. Полная техническая поддержка, юридическая, налоговая, психологическая, медицинская. 

Сейчас пишу, и самому хочется пробиться в такую компанию, неважно на какую должность. Лишь бы взяли прикоснуться к образцово-показательному раю. 

Ирония в том, что помимо трещин в глянце (а они есть всегда) даже из таких золотых клеток специалисты иногда уходят. Отчасти как раз по той причине, что очень просто смириться с мыслью о своей значимости, эксклюзивности. 

Возможно, после смены места работы многим захочется потом обратно. Но компания уже понесла большие расходы:

Такое не то что за год, за несколько лет отбить сложно. Значит, если текучка кадров хотя бы немного ускоряется (неважно по каким причинам) — это крайне невыгодно. Если называть вещи своими именами, то и вовсе убыточно. 

Зато прекрасная репутация, масса желающих пополнить ряды и самые лучшие шансы восполнить недостачу, несмотря на любой дефицит кадров.

Плохой HR

Теперь контрастный душ на другом полюсе, все самое плохое. Вместо заботливых и опытных специалистов по кадрам — случайные равнодушные хабалки. Здесь совершенно иная атмосфера:

Все решения непонятны, кандидаты и сотрудники узнают о них по ходу, иногда сильно позже. Это касается и механизма начисления бонусов, премий. Про штрафы известно больше, но только потому что они взыскиваются сразу — тогда как поощрений можно и не дождаться

Короче, адское местечко. Никакого будущего, нет цели — только путь… на выход, если не совсем еще отчаялись и опустились. Что и происходит, текучка очень высокая. Но это не мешает HR-отделу симулировать работу, возможно, по полному нормальному циклу. С грубыми ошибками на каждом этапе.

Злой HR

Именно в этом кардинальное отличие третьей категории. Злой HR гораздо прагматичнее, он открыто циничен. Это проявляется во всем, от начала до конца:

Такие конвейеры загребают самый дешевый, нижний сегмент рабочей силы. Распределяет ее по кассовым аппаратам, местам на складах, за примитивной менеджерской работой. Все эти люди могут не опасаться конкуренции с ИИ. Как правило, никакой интеллект здесь и не требуется. Кроме того, даже планшет обойдется дороже, автоматизировать рутину экономически нецелесообразно. 

Получается интересная картина. Подчеркнуто злой, бездушный менеджмент действует в качестве фильтра на… терпил, экскюз муа френч. Самых забитых, на все согласных. Эдакое трудовое мясо. Наиболее маржинальное, между прочим! 

Ведь им почти не платят (иногда и вовсе нет). Никаких расходов на серьезное обучение. Офис мечты оборудовать не нужно, склад мечты тоже. Социалки жесткий минимум, с учетом умелых «оптимизаций» для соблюдения требований законодательства. Даже банальные печеньки возле кулера есть далеко не всегда.

Так какой же HR выгоднее? 

Если взглянуть на все с такой бесчеловечной точки зрения, то золотая середина выглядит наиболее проигрышной.

Плохой HR не готов признавать себя таким, он тщится выглядеть хорошим — по крайней мере в собственных глазах и на взгляд начальства. На что уходят какие-никакие ресурсы, причем абсолютно напрасно. Симпатии у кандидатов не снискать. Сотрудники еще худшего мнения о компании, потому что поработали в ней и доподлинно знают, насколько там все плохо. Текучку не остановить, КПД еще не уволившихся как у паровоза. Отзывы практически всех бывших (а их множество) точно будут негативны. Все минусы в ряд, анти-бинго. 

Тогда как хороший HR ожидаемо прекрасен. Он собирает все сливки с рынка труда, дает инфоповоды для красивых слайдов и публикаций. 

Однако и злой HR, казалось бы наихудший, тоже выгоден. За счет того, что жесткая экономия и полное отсутствие сантиментов выжимает все досуха. Бесчеловечно? Еще бы! Но цивилизация изначально была построена в виде пирамиды, и эта геометрически устойчивая фигура до сих пор остается главным металекалом. 

Кроме того, нужно учитывать, что нас ждет повсеместное внедрение ИИ. Фактически, совсем скоро произойдет разделение рынка труда на высшую касту — тех, кого заменять машиной невыгодно, потому что слишком сложно. И на низшую — тоже нерентабельно автоматизировать, только по менее приятному поводу. А вот средний рабочий класс будет весело мигать лампочками в ЦОД. Как и плохие HR тоже, на том же сервере. 

Любопытно, что Герберт Уэллс не дословно, но в целом точно спрогнозировал такой ход событий значительно больше века назад. В его романе «Машина времени» описывается два вида существ: элои – для высшей работы и морлоки – для низшей. Все остальное делают машины.

Сейчас самое время задуматься о том, кем каждый из нас видит себя в такой бинарной иерархии. Это касается и бизнесов, потому что принцип распределения функциональных единиц один на всех. В конечном счете останутся крупные монополии, а также нанобизнес. Только не в смысле микроскопических технологий, а по размеру доходов. 

Можно уже начинать конкурировать не друг с другом, а с роботами. Пока рынок труда заполнен людьми, это поможет действовать эффективнее и больше зарабатывать с меньшими рисками. Когда машины придут за нами — это поможет выжить.

Читайте также:

Смотреть комментарии