HR-менеджмент1142740

Как проект «Суворов» оптимизировал персонал компании

Использование военных стратагем для «войны» с персоналом может привести не только к репутационным и имиджевым катастрофам, но и к материальным потерям. Основано на реальных событиях.

«Воевать не числом, а умением»

В связи со стремительными изменениями в 2017–2019 годах тенденций рынка продуктов питания, связанных с глобализацией двух крупных продуктовых сетей, занимающих вместе в объеме продаж более 50%, возник вопрос в целесообразности содержания большой структуры отдела продаж в компании, являющейся поставщиком для обоих сетей.

Соответственно, сохранить текущий уровень продаж можно и удешевив данную структуру. А именно:

И хоть заемный труд запрещен по статье 56.1. Трудового кодекса РФ, но кто об этом узнает?

Таким образом, запланировали «списать в обоз» — перевести на дистрибуторов и «уволить в запас» — сократить:

По факту это получилось около 700 человек!

«Скорость нужна, а поспешность вредна»

Всех сокращаемых и запланированных к переводу на дистрибуторов — по сути необходимо уволить по соглашению сторон. Но, как всех, подлежащих увольнению, одновременно собрать и уволить по соглашению сторон, в условиях территориальной дислокации этих менеджеров или различий в часовых поясах — от Калининграда до Камчатки?

«За одного ученого трех неученых дают»

Опыт предыдущих кампаний по оптимизации персонала в период 2015–2017 годов показал: убедить народ увольняться за 5-6 окладов — сложно! Все стали умными, грамотными, умеют считать и понимают, что 3 месяца отработки и 3 средние зарплаты по сокращению больше, чем 6 окладов по соглашению. При этом были случаи восстановления работников, ранее уволенных по сокращению.

«Быстрота и внезапность заменяют число»

Поэтому важен эффект неожиданности! Сотрудники приедут на специально организованные митинги для подведения итогов 2019 года с прекрасным настроением. Как обычно: приедут за день до митинга, вечером «примут на грудь» за встречу с боевыми товарищами региона, расслабятся! А на утро — вот вам, пожалуйста, соглашение на увольнение! Все должно быть быстро, чтобы никто не успел опомниться!

Всех собираем по региональным городам — Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Ростов-на-Дону — в конференц-залах гостиниц. Обязательно всех, в том числе и тех, которых не собираемся увольнять. Иначе увольняемые что-то заподозрят и под каким-нибудь предлогом пропустят это мероприятие! Поэтому в обязательном порядке не согласовываем на данные даты отпуска и командировки всем участвующим сотрудникам, а также любыми другими способами обеспечиваем их максимальную явку на эти митинги.

«Оттеснен враг — неудача. Отрезан, окружен, разделен — удача»

По времени: начало митингов обязательно должно быть в период 9:00 — 11:00, строго по Московскому времени: таким образом — во Владивостоке это уже будет 16:00 — 18:00 часов. Иначе, сотрудники с Дальнего Востока предупредят сотрудников европейской части страны и эффект неожиданности будут утрачен!

Всех делим на три группы:

  1. «Остающиеся на работе» в компании. Это примерно 15% от всего персонала — в основном руководство регионами, их ассистенты и другие региональные менеджеры.
  2. «Сокращаемые с трудоустройством на дистрибуторах». Это примерно 35% от всего персонала — менеджеры по продажам на территориях, менеджеры по продажам в округе, менеджеры по работе с ключевыми клиентами. Для этой категории — увольнение по соглашению сторон с выплатой 2 окладов и подписание трудового договора с дистрибуторами. Кто не согласен на работу у дистрибутора — переход в группу №3.
  3. «Сокращаемые — без работы». Это примерно 50% от всего персонала. Увольнение по сокращение в соответствие с Трудовым кодексом РФ, или увольнение по соглашению сторон с выплатой 6 окладов.

Под каждую группу заранее бронируем в гостиницах аудитории, чтобы исключить взаимное общение и обмен информацией.

Предварительно, дабы избежать путаницы и паники — за 1 час до начала митингов провести регистрацию прибывших, и у же на этой стадии провести разделение с выдачей соответствующих браслетов. Чтобы руководителям и охране было проще ориентироваться — на принадлежность «окольцованного» работника к той или иной группе!

«Кто напуган — наполовину побит»

Ровно в 9:00 по Московскому времени, каждую из трех групп заводим в отдельную аудиторию, закрываем двери, желательно на замок! У каждой двери дополнительно выставить по 1-2 менеджеров регионального уровня, а также дополнительно — заранее нанятых сотрудников охраны, желательно привлечь сотрудников частных охранных организаций. Кроме того, в каждой аудитории так же должны присутствовать заранее нанятые: юрист и психолог. Около каждого гостиничного комплекса разместить автомобиль скорой медицинской помощи, на случай проблем со здоровьем у собравшихся. А эти проблемы точно будут, в том числе и возможно надуманные, чтобы работникам под этим предлогом выйти из этих аудиторий для консультаций со своими юристами, профсоюзом, семьей и т. п.

После официального объявления о сокращении, особенно в тех аудиториях, где сотрудники категории «Сокращаемые — без работы» — старшим в каждой аудитории следует организовать работа так, чтобы никто не был выпущен из аудитории, пока не подпишет один из документов: соглашение о расторжении трудового договора или уведомление о сокращении. Не выпускать даже в туалет. Звонить по телефону, фотографировать и снимать видео — категорически запретить, так как в дальнейшем возможно использование данной информации в суде и/или в других правоохранительных органах. На просьбы выйти и проконсультироваться — говорить, что для этого есть юристы компании и юристы, специально нанятые для этого мероприятия. Эти юристы подготовлены: консультировать сотрудников в нужном нам направлении.

Если данное мероприятие затянется надолго, то на обед все равно не выпускать: еду принесут прямо в аудиторию. При сервировке обедов в аудиториях — во избежание травм, вилок и ножей быть не должно: пусть едят только ложками…

Если кто-нибудь из работников категории «Сокращаемые с трудоустройством на дистрибуторах» не пожелают продолжить работу на дистрибуторах — перевести в сопровождении охраны в аудиторию «Сокращаемые — без работы».

«Легко в учении — тяжело в походе, тяжело в учении — легко в походе»

Для реализации столь масштабного плана и отработки навыков всех участвующих лиц — необходимо провести соответствующие тренировки, в которых отработать слаженность работников всех подразделений: руководители отделов, труженики от отделов по работе с персоналом, юристы, кадровики, отвечающие за оформление документов, охрана, врачи, администраторы регионов, разработчики презентаций для запудривания мозгов работникам, чтобы убедить их — как плохо быть сокращенным и хорошо уволенным по соглашению сторон!

Дозированно к данным мероприятия следует привлечь менеджеров дистрибуторов, т. к. часть персонала перейдет к ним. Но, самое главное — режим конфиденциальности: чтобы раньше времени никто не узнал о предстоящем сокращении или не заподозрил что-то неладное, и таким образом смог заранее уклониться от столь важного и полезного мероприятия.

«Дипломатичный слог — обманчивая двуличность»

Во всех городах, в которых часовые пояса опережают московское время на 1 час и более, необходимо тянуть время до момента наступления 9:00 по московскому времени: проводить презентации о больших достижениях за 2019 год, как можно больше сотрудников хвалить, поздравлять и награждать. Главное: не объявлять о сокращении раньше времени! Если награжденные за 2019 год запланированы на сокращение/увольнение — нестрашно: ничего объяснять сотрудникам не надо, берегите силы для оформления документов на их увольнение. Больше всего тянуть время будут вынуждены на Дальнем Востоке (с 9:00 до 16:00 по местному времени). Поэтому готовьтесь как можно лучше и тщательней, делайте побольше перерывы на кофе-брейки и обед, тренируйте красноречие!

«Недорубленный лес опять вырастает»

Когда будет все завершено на так называемых «митингах» по региональным городам, необходимо будет таким же образом подписать уведомление о сокращении или соглашение о расторжении трудового договора с сотрудниками, которые по каким-то причинам не были на данных митингах и не уведомлены должным образом о сокращении.

К такой категории относятся сотрудники: пропустившие митинг по болезни — открыли лист нетрудоспособности; находящиеся в отпуске, в который работодатель обязан был отпустить; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет и т. д. Для этих целей необходимо сформировать группы из сотрудников «Остающиеся на работе» в количестве 3 человека и направить их на соответствующие территории, где проживают неуведомленные сотрудники.

Цель — лично вручить документы об уведомлении о сокращении под подпись и/или зачитать их вслух при свидетелях, или по возможности договориться на соглашение о расторжении трудового договора за 6 окладов. Наиболее приемлемые места «отлова» таких сотрудников: офис дистрибутора, у подъезда дома и/или у квартиры сотрудника или его близких родственников, в полях или в офисе клиентов. В региональных городах — вызвать под надуманным предлогом в региональный офис. Список неисчерпывающий: возможны и другие места, и другие мероприятия для уведомлений — на усмотрение старшего «тройки». Все необходимые адреса старшим будут предоставлены.

«Голод — лучшее лекарство»

Если к моменту запланированного увольнения сотрудники продолжают находиться на «больничном листе», необходимо выявлять лечебные учреждения, в которых они лечатся и «бомбить» их письмами, что данный работник — симулянт и прячется от увольнения. Пока не предоставят листы нетрудоспособности все выплаты прекратить: «захотят есть — выйдут на работу», и мы их в первый рабочий день уволим!

«Нет никого страшнее отчаянных»

Безусловно — все, с кем не удастся договориться о расторжении трудового договора по соглашению сторон с определенными выплатами и, соответственно, придется их уволить по сокращению — будут оспаривать такое увольнение в судах и трудовой инспекции.

Поэтому необходимо заранее зарезервировать бюджет для покрытия следующих расходов:

«Война закончена лишь тогда, когда похоронен последний солдат»

Проект не достиг целей: компания недооценила находчивость, смелость и решительность сокращаемых сотрудников… С момента его начала прошел 1 года, а еще 11 человек уволить не удается: одни сотрудники являются руководителями первичной профсоюзной организации отдела продаж (без согласия вышестоящего профсоюза их уволить можно только через суд), другие — находятся «на больничном», и третьи — протянув необходимое время, ушли в отпуск по уходу ребенком до трех лет и вышли на работу в режиме неполного рабочего времени, 75% или 80% оклада, тем самым получили «иммунитет» от увольнения по сокращению.

Проблема в том, что эти неуволенные сотрудники находятся в разных регионах страны, и поэтому пока они не уволены — невозможно произвести какие-либо кадровые изменения: принять на работу, перевести и/или назначить на вакантную должность. По законы на все новые и/или вакантные должности в первую очередь претендуют неуволенные сотрудники!

«Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч»

Применение подобных «военных технологий» в работе с персоналом, да еще и под названием «Проект Суворов» — может помочь только один раз: при ликвидации такой компании, завершении бизнеса и ухода с рынка.

Тот шок, который пережили сотрудники, даже те, которые продолжают работать в компании, те нравственные страдания, которые сотрудники испытывают до сих пор — навсегда останутся в их памяти и душах! И останутся эти переживания — в виде образа «истинного» лица этой якобы социально ориентированной компании, несмотря на проповедуемые ею принцип: заботиться о сотрудниках, которых такая компания считает — своим главным ценным активом.

Наладить эффективную работу в такой компании будет очень сложно: весь свой талант, способности и энергию сотрудники будут направлять не на достижения результатов в своей работе, а на «действия», которые помогут им удержаться на работе в случае наступления вышеуказанных последствий. Проявлять при этом работники будут самые гнусные и низменные черты своего характера. Таким образом компания — резко превратиться в токсичную!

Кроме того, при реализации таких «проектов» велик риск судебных разбирательств, привлечения внимания СМИ и правоохранительных органов, в связи возможными последствиями, имеющими признаки уголовных и административных правонарушений.

Поэтому уверен, проекты подобного рода, да ещё под названиями великих полководцев — крайне вредны для здоровых коллективов любых компаний, как крупных, так и не очень!

Или проводите такие проекты под именем других известных военачальников, например, фельдмаршала Оскара Бенавидеса, который говорил: «Друзьям — милосердие, врагам — закон!».

Читайте также:

Смотреть комментарии