HR-менеджмент899414

Оптимисты vs пессимисты: кто поможет вашему бизнесу?

Как помирить два противоположных типа мышления и повысить продуктивность команды?

Как часто возникали конфликты в вашей организации, когда один предлагал новые, но не достаточно продуманные идеи, а другой с самого начала выступал против нестандартных подходов?

Если такие ситуации вам хорошо знакомы, скорее всего, вы часто испытывали два распространенных когнитивных искажения: склонность к оптимизму и склонность к пессимизму.

Склонность к оптимизму свойственна людям, которые делают чрезмерно позитивные оценки будущих рисков и результатов. Тех же, кто предпочитает делать чресчур негативные оценки и прогнозы, как правило, можно отнести к пессимистам. И это лишь две из многих ловушек нашего мышления, которые приводят к ошибочным суждениям. Ученые в области когнитивной нейробиологии и поведенческой экономики называют такие особенности устройства нашего мозга когнитивными искажениями.

Один быстро растущий медицинский стартап на северо-востоке США столкнулся с похожей проблемой. Ему пришлось испытать множество внутренних потрясений. Оптимистично настроенные участники команды генерировали много интересных идей, не задумываясь над всеми потенциальными проблемами. Одна из идей, которую они предложили – нестандартная маркетинговая стратегия для продвижения нового продукта.

В ответ на воодушевленный настрой оптимистов по поводу уникальной идеи, пессимисты раскритиковали маркетинговую стратегию, указывая на риски каждого инновационного предложения, такие как штрафы и взыскания регулирующих органов за чрезмерно завышенные медицинские требования. Пессимистично настроенные участники команды гораздо реже придумывали новые идеи, потому что им было свойственно видеть все потенциальные проблемы и недостатки любого нового решения, даже тех, которых там не было.

В результате команда разделилась на два лагеря: оптимисты и пессимисты. Каждый лагерь занял оборонительную позицию по отношению друг к другу. Отношения в команде стали натянутыми и даже токсичными, полными негатива. Оптимисты воспринимали пессимистов как скептиков, которые мешают хорошим идеям продвигаться вперед, пессимисты же считали, что идеи оптимистов всегда сырые и ошибочные. Командная работа не ладилась.

Как подружить оптимистов и пессимистов

Представьте, насколько более эффективной была бы команда, если бы пессимисты и оптимисты могли бы проявлять только свои сильные стороны. Первые чувствовали бы себя свободно и уверенно, предлагая оригинальные идеи, пусть даже неидеальные и сырые на первый взгляд, чтобы вторые их подхватывали и доводили до ума, а не критиковали и отвергали.

Как же подружить оптимистов и пессимистов, чтобы они смогли продуктивно вместе работать над проектами в одной команде, несмотря на когнитивные искажения?

Для начала важно, чтобы в команде появились два адвоката дьявола. Люди склонны воспринимать пессимизм как что-то негативное, хотя на самом деле это лишь противоположное мнение. А как показывают исследования, противоположная позиция является критически важной для принятия мудрых решений. И оптимисты должны об этом знать, понимать и принимать.

Задача адвокатов заставить команду внимательно проверить предположения и закрыть пробелы в планах. Они также очень полезны для предотвращения группового мышления. Эта довольно простая трансформация значительно улучшит качество встреч и существенно повысить вовлеченность сотрудников.

Что и произошло с вышеупомянутой командой медицинского стартапа. После появления адвокатов, оптимисты с энтузиазмом занимались тем, что у них отлично получается – генерировали идеи, а затем передавали их на доработку пессимистам, при этом отказываясь от своих прав на идею при передаче. Затем пессимисты отбирали наиболее жизнеспособные предложения, исправляли их недостатки и превращали сырые идеи в хорошо продуманные проектные планы.

В поисках командного баланса

Руководителям особенно важно понимать, что смешанная группа будет работать гораздо лучше, чем группа, состоящая только из пессимистов или оптимистов.

Если в команде будут только оптимисты, они будут воспринимать свои идеи как блестящие и будут поддерживать друг друга, рискуя при этом не заметить плохие идеи.

С другой стороны, команде пессимистов будет очень сложно придумать хотя бы одну инновационную идею, которая позволит развиваться бизнесу и оседлать волну современного бизнес-океана, где успеха добиваются те, кто действует не по правилам и разрушает стереотипы. Пессимисты будут придираться к каждому шагу. Такой подход был актуален поколение назад, но не сегодня.

Синергия оптимистов и пессимистов позволит команде взять лучшее от обеих точек зрения, создавать новые идеи и развивать их. Если они будут эффективно работать вместе, то процессы могут стать инновационными и основательными, что в свою очередь увеличит вероятность успеха в долгосрочной перспективе.

Идти против интуиции

Учитывая, что сбалансированная команда пессимистов и оптимистов может привести к улучшению сотрудничества и повышению вовлеченности участников, имеет смысл быть внимательным, нанимая сотрудников, особенно на руководящие должности.

Очень трудно пойти против интуиции и нанять кого-то не похожего на вас. Если вы заядлый пессимист, то вам будет крайне тяжело взять на работу оптимиста, и наоборот.

Аналогичная сложность возникает и в вопросах продвижения сотрудников на более высокие позиции. Объективно воспринимать человека мешают эффекты «рогов» и «ореола».

Если мы чувствуем положительные эмоции по отношению к одной характеристике человека, то мы склонны и в целом оценивать его положительного – это называется эффектом ореола или гало-эффектом. «Эффект рогов» или эффект дурной славы проявляется противоположным образом: если нам не нравится какая-то одна черта в человеке, то мы будем склонны хуже оценивать его в целом.

Если вы хотите преуспеть в качестве руководителя, вам нужно разбираться в людях и учиться побеждать когнитивные искажения. Только так вы сможете принимать правильные решения при выборе сотрудников и партнеров. Оптимисты и пессимисты будут работать в интересах команды и вашего бизнеса, если вы сможете найти правильный баланс.

По материалам entrepreneur.com, перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

Смотреть комментарии