Рынок труда35446

Как цифровое здравоохранение изменит рынок труда и образования

Какие новые профессии и возможности появляются в сфере медицины, и какие вызовы стоят перед системой медицинского образования?

Развитие и все более широкое применение цифровых инструментов в области медицины и здоровья уже начало менять традиционные подходы к лечению, профилактике заболеваний и образованию. Эта революция неизбежно повлияет на рынок труда и образовательную систему, открывая новые возможности и обозначая актуальные вызовы, к которым необходимо быть готовыми.

Какие новые профессии появятся в медицине

Согласно исследованию PricewaterhouseCoopers (PwC), почти каждый пятый (18%) руководитель сферы здравоохранения ожидает, что генеративный ИИ заменит минимум 5% рабочей силы в 2024 году. В мировом масштабе такие ожидания разделяют 25% руководителей, а на рынках СМИ и развлечений этот показатель достигает 32%.

Прежде всего, появятся совершенно новые профессии, связанные с применением цифровых технологий в медицине. Среди них можно выделить:

  1. Специалисты по анализу больших данных в здравоохранении. С развитием электронных медицинских карт, носимых устройств и других источников данных о здоровье возникает потребность в профессионалах, способных обрабатывать и анализировать огромные массивы информации для выявления закономерностей, прогнозирования рисков и оптимизации лечения.
  2. Разработчики медицинских приложений и программного обеспечения. Мобильные приложения для контроля состояния здоровья, телемедицинские платформы, системы поддержки принятия клинических решений – все это требует специалистов, способных создавать и совершенствовать соответствующее программное обеспечение.
  3. Специалисты по кибербезопасности в здравоохранении. С ростом использования цифровых технологий в медицине возрастают риски утечки конфиденциальных данных пациентов и кибератак на медицинские учреждения. Поэтому необходимы эксперты, обеспечивающие защиту информационных систем и данных в сфере здравоохранения.
  4. Операторы телемедицины. Телемедицинские консультации и удаленный мониторинг состояния пациентов требуют специалистов, которые будут координировать эти процессы и обеспечивать бесперебойную работу соответствующих систем.
  5. Специалисты по 3D-печати в медицине. Технологии 3D-печати открывают возможности для создания индивидуальных имплантатов, протезов и других медицинских изделий. Для их эффективного использования потребуются специалисты, владеющие этими технологиями и знающие особенности их применения.

Как подготовить специалистов: интересные инициативы компаний

Чтобы подготовить медицинских работников к эффективной работе с новыми технологиями, необходимо обеспечить им доступ к качественным программам повышения квалификации и непрерывному обучению. Приведу примеры инициатив двух компаний:

Такие инициативы позволят врачам постоянно совершенствовать свои навыки и компетенции, что особенно важно в условиях быстрого развития цифровых технологий в здравоохранении. Повышение уровня специалистов за счет увеличения «насмотренности», что особенно применимо к сложным кейсам, будет способствовать развитию навыков и формированию диагностической практики, а это, в свою очередь, приведет к сокращению количества ошибок.

Новые возможности для рынка труда 

Цифровое здравоохранение открывает возможности для удаленной работы и гибких графиков в сфере медобслуживания. Телемедицина позволяет врачам консультировать пациентов на расстоянии, а специалистам по анализу данных и разработчикам программного обеспечения – работать удаленно. Это может привести к перераспределению рабочей силы и изменению традиционных моделей занятости в здравоохранении.

Медицинские учреждения могут привлекать специалистов из других регионов и даже  стран, а сотрудники получат больше гибкости в организации своего рабочего времени. Однако это также потребует новых навыков удаленной работы, эффективной коммуникации и управления проектами на расстоянии.

Вызовы для системы медицинского образования

Влияние цифрового здравоохранения на систему образования будет не менее значительным. Вузы и медицинские школы должны будут адаптировать свои программы и методы обучения к требованиям цифровой среды. Это включает следующие ключевые аспекты:

  1. Интеграция цифровых инструментов в учебный процесс. Студенты должны получать практический опыт работы с электронными медицинскими картами, телемедицинскими платформами, системами поддержки принятия клинических решений и другими цифровыми технологиями, которые они будут использовать в своей профессиональной деятельности. Недавно компания Google Cloud представила инструмент Vertex AI Search for Healthcare, основанный на генеративном ИИ. Этот сервис можно использовать как в клинической практике, так и в исследовательских целях.
  2. Симуляционное обучение с использованием виртуальной и дополненной реальности. VR- и AR-технологии позволят студентам отрабатывать медицинские процедуры и принимать решения в безопасной виртуальной среде, что повысит их практические навыки и уверенность перед работой с реальными пациентами. Одним из ярких примеров в медицинском образовании является запуск курса «Разработчик VR/AR-решений с применением образовательных тренажеров» в Первом Московском государственном медицинском университете в рамках программы «Приоритет-2030».
  3. Акцент на анализ данных и цифровую грамотность. Будущие медицинские работники должны уметь работать с большими массивами данных, извлекать из них ценную информацию и применять ее в процессе принятия клинических решений. Поэтому в учебных программах необходимо уделять внимание статистике, анализу данных, машинному обучению и другим соответствующим дисциплинам.
  4. Междисциплинарный подход. Цифровое здравоохранение требует объединения медицинских знаний с компетенциями в области информатики, инженерии, биоинформатики и других смежных дисциплин. Учебные программы должны включать курсы из этих областей и способствовать развитию междисциплинарного мышления.
  5. Развитие мягких навыков. Помимо технических навыков, будущим специалистам в сфере цифрового здравоохранения потребуются критическое мышление при решении проблем, способность к диалогу и к работе в команде, адаптивность.

Цифровые технологии позволяют расширить доступ к медицинскому образованию: массовые открытые онлайн-курсы (МООК), программы дистанционного обучения, виртуальные симуляторы и тренажеры, телемедицинские платформы и видеоконференции. Однако обеспечение высокого качества таких программ невозможно без создания эффективных механизмов их оценки и аккредитации. Необходимо учитывать, что некоторые аспекты медицинского образования, такие как клинические практики и отработка практических навыков, требуют очного присутствия и непосредственного взаимодействия с преподавателями и пациентами.

Для успешной подготовки кадров потребуется тесное сотрудничество между учебными заведениями и компаниями, работающими в медицинской сфере. Это позволит первым идти в ногу с быстро развивающимися технологиями и потребностями рынка труда, а вторым – получать квалифицированные кадры, готовые к работе в цифровой среде здравоохранения. Кроме того, такое сотрудничество может способствовать коммерциализации научных разработок и внедрению инноваций в практическое здравоохранение.

Важную роль в адаптации системы образования должны сыграть государственные органы и профессиональные ассоциации. Они могут разрабатывать стандарты и рекомендации для учебных программ, обеспечивать их аккредитацию и признание на национальном и международном уровнях, поддерживать инициативы по развитию цифровых компетенций в сфере здравоохранения.

Государство может стимулировать создание специализированных центров и программ для подготовки кадров в области цифрового здравоохранения, финансировать исследования и разработки в этой сфере, а также содействовать международному сотрудничеству и обмену опытом.

Цифровая революция в здравоохранении уже началась, и ее влияние на рынок труда и систему образования будет только усиливаться. Очень важно обеспечить соответствующую переподготовку и повышение квалификации действующих медицинских работников, чтобы они могли эффективно использовать цифровые технологии в своей практике.

Читайте также:

Смотреть комментарии