Рынок труда25227

Как кризисный год изменил отношение к удаленке в России: новые вызовы

Как компаниям заново приходится учиться командообразованию? Какие проблемы «подарила» бизнесу дистанционная работа, и почему решать их сегодня сложнее, чем в пандемию?

Удаленка 2.0 vs российское законодательство

По данным ANCOR, 76% отечественных компаний в прошлом году столкнулись с проблемой эмиграции персонала в другие страны. В ходе «вынужденного переселения» Россию покинули, по разным источникам, сотни тысяч человек. В результате нанимающий бизнес получил лавинообразный поток увольнений, а с теми, кто решил продолжить работу на российские компании, но уже из-за рубежа — множество ранее не существующих проблем (от вопросов информационной безопасности и нюансов трудоустройства до разрыва социальных связей в команде и кризиса управления).

В первую очередь, компании столкнулись с перспективой кратного роста налоговых обязательств. По закону все россияне, находящиеся за границей более 183 дней в году, теряют статус налоговых резидентов страны, из-за чего НДФЛ подскакивает с привычных 13% до рекордных 30%. Помимо этого, новый формат работы из-за границы усложнил и саму процедуру выплаты заработной платы. Уехавшим за рубеж сотрудникам необходимо переводить ее на зарубежные счета, а сделать это в условиях санкций становится все сложнее.

Параллельно с этим в Госдуме в конце 2022 года обсуждался законопроект об ограничении работы на российские компании из-за границы. В случае его принятия отечественный бизнес будет поставлен перед сложнейшим выбором: расторгать трудовой договор с уехавшими из страны ценными сотрудниками, или возвращать их любыми путями домой и в офис. На данный момент большинство работодателей все еще находятся в выжидающей позиции, стараются не терять персонал и не принимать категоричную позицию в отношении возвращения на Родину.

Последствия эмиграции: как ее пережили сотрудники и работодатели

Юридические и организационные сложности — не единственная проблема второй волны удаленки. Часть работодателей, чьи сотрудники уже не первый месяц работают из-за рубежа, фиксируют заметное снижение эффективности их работы, и уже не могут списать это на переезд и первичную адаптацию на новом месте.

Организаторы премии Team Awards в марте 2023 года провели опрос для того, чтобы выяснить, как эмиграция повлияла на эффективность работы и отношения в команде. В результате выяснилось, что каждый третий российский бизнес столкнулся за последний год со снижением вовлеченности удаленного персонала в рабочий процесс. Россияне отмечают, что это повлияло и на отношения в команде: 61% респондентов говорит об ухудшении коммуникации в целом за последний год, 24% отмечают увеличение числа недопониманий и конфликтов, а 22,5% не чувствуют себя одной командой.

Согласно результатам того же опроса, больше всего от эмиграции сотрудников пострадали работодатели из IT (38% голосов), ритейла (25,4%), логистики (16,7%), телекома (11%) и туризма (8,9%). Несмотря на ситуацию, 47% компаний стараются сохранить каждого сотрудника в штате и ищут оптимальные форматы для эффективной удаленной работы, почти каждый третий (31%) бизнес ищет способы удержать преимущественно «ценные кадры», примерно 15% хотя бы частично отказались от работы с коллегами из-за рубежа и 7% не рассматривают удаленное сотрудничество по разным причинам.

При этом больше половины сотрудников (58%) российских компаний, не видят критичных проблем при работе в распределенной географически команде: около 28% голосуют за гибридный график работы, только 12% выбирают ежедневную работу в офисе, а для 28% россиян не важен формат сотрудничества с компанией.

Сохранение рабочего места, а также материальная и моральная поддержка для уехавших за рубеж сотрудников — одна из ключевых задач работодателей в 2023 году. Однако не менее важно отслеживать уровень мотивации и рабочий настрой и тех, кто остался в стране и на своем рабочем месте и работает в одной команде с удаленными сотрудниками, которые не всегда также вовлечены в рабочий процесс. Так, каждый десятый опрошенный сотрудник отметил, что ему стало труднее работать в команде в последний год, четверть теперь рассчитывает в работе только на себя, 8% считают работу в команде неэффективной, так как «слишком многие на удаленке», 9% не доверяют коллегам, поскольку опасаются, что последние могут уехать в любой момент. 

Для решения этой проблемы более 80% сотрудников российских компаний надеются на поддержку от своего работодателя в нестабильное время. 

Как бизнес поддерживает командный дух удаленных сотрудников

Работа в новых условиях стала вызовом не только для подчиненных, но и для руководителей. Для того чтобы организовать процесс работы эффективно, нужно было избавиться от многих старых привычек: уйти от микроменеджмента и гиперконтроля, но сохранить командный дух и мотивацию подчиненных. Задача наладить эффективную командную работу стала ключевой для многих компаний в 2023 году, многие работодатели отмечают, что из-за утечки кадров в разы больше внимания стали уделять командообразованию. Как отечественный бизнес решал проблему? 

Lab Industries (ex-Henkel) 

Многие команды в условиях ограниченности «человеческих ресурсов» пришли к кросс-функциональному подходу и поддерживали желания сотрудников развиваться в смежных компетенциях. В Lab Industries (ex-Henkel) для этих целей разработали программу Leaders of Future. В рамках программы специалисты и опытные эксперты, в том числе удаленные сотрудники, объединяются в пары mentee-mentor (ученик-учитель), и в течение полугода совместно работают над разработкой и реализацией проектов в различных сферах бизнеса. Причем это могут быть направления, абсолютно не связанные с основными функциональными обязанностями сотрудников. Пары работают как по принципу peer-to-peer («от равного к равному»), так и привлекают экспертов из других функций. 

«Энергон»

Для поддержки командных компетенций в компании запустили проект «Команда года». В нем все подразделения получали баллы за «эффективность», которая рассчитывалась в % выполнения плана по продажам каждого коммерческого подразделения и % выполнения плана всей компании для бэк-офиса. Дополнительные баллы начислялись за обучение пройденное и проведенное, отсутствие текучки, успехи команды в кадровом резерве и вовлеченность в корпоративную культуру. В результате все сотрудники были замотивированы на эффективную командную работу и поиск совместных решений, в том числе со своими коллегами на удаленке.

«Росбанк»

В 2022 году банк обновил концепцию корпоративной культуры, теперь она звучит так: «Важен каждый» — это про уважение индивидуальности и признание вклада каждого сотрудника в достижение командных целей. Банк активно использует инструмент удаленной работы — больше половины команды имеет возможность работать в полностью дистанционном или комбинированном форматах по всей стране. Много инициатив было направлено не только на увеличение эффективности работы, но и на поддержание благополучия всей команды в условиях географической распределенности. 

Заключение

Все действия российского бизнеса за последний год были направлены на активную адаптацию к новым реалиям, выстраивание эффективных рабочих процессов и поддержание сотрудников. Если в пандемию «удаленка» воспринималась как вынужденное и временное явление, то события 2022 года дали понять, что собрать команду снова в офисе и в полном составе большинству компаний уже не получится.

Пришлось делать сложный для бизнеса выбор: расставаться с уехавшими сотрудниками, или искать способы и инструменты для результативной работы в распределенной команде. Многие компании пошли по второму пути — и результатом их выбора стало не только сохранение и увеличение числа персонала, но и сохранение высокого уровня мотивации даже в условиях «турбулентности» мира.

Читайте также:

Смотреть комментарии