Стартап: шесть шагов к инвестициям

Стартап: шесть шагов к инвестициям

Вячеслав Бычков

Перед проектными командами часто стоит задача: где и как найти профессионального инвестиционного консультанта, который может найти им инвестора и при этом будет нести ответственность за результат, а не просто возьмет деньги за процесс. Ведь не секрет, что на ниве инвестиционного брокеринга как-то не пусто и даже идет серьезная конкуренция. И все консультанты и брокеры наперебой расхваливают себя и рассказывают о своих успехах, но редко можно встретить проектную команду, искренне довольную сотрудничеством с консультантом.

Наш опыт взаимодействия со стартапами, авторами инновационных и инвестиционных проектов как в рамках общественной работы (ТПП РФ, РАИР, комитеты Госдумы РФ и так далее), так и в ходе коммерческой деятельности по коммерциализации инноваций позволил все-таки выделить характерные шаги действительно профессиональных инвестиционных консультантов при работе с по привлечению венчурных инвесторов в инновационные проекты.

Хочу заметить, что такого рода шаги описываются не на основе умозрительных размышлений, а по практической технологии, эффективность которой подтверждается нашим многолетним опытом работы с конкретными проектами.

Типичная исходная ситуация:

  • Проект представляется коллективом разработчиков (производственников). Команда, которая умеет зарабатывать деньги, создавать и развивать бизнес, в большинстве случаев отсутствует.
  • Бизнес-план (не говоря уже о стратегии развития проекта и инвестиционной программе) отсутствует. Или под этим названием предоставляется документ, имеющий слабое отношение к требованиям инвестора.
  • Отсутствует объективная оценка рыночной востребованности и конкурентной ситуации.
  • Отсутствует системный подход, описание эффективной бизнес-модели, учет глобальных аспектов.

Первый шаг консультанта – экспертная оценка рыночной востребованности проектного продукта.

Консультант должен иметь достаточно большой опыт работы с проектами в самых разных отраслях. Кроме того, он, как правило, поддерживает обширные коммуникации с авторитетными специалистами и экспертами (в России, Европе, США и ЮВА), способными оценить потенциальную рыночную привлекательность продукта на различных рынках. Этот потенциал должен быть достаточен, чтобы в первом приближении оценить потребительскую ценность проектного продукта, проанализировать проблемы потребителей на соответствующем рынке и то, каким образом продукт или услуга может решить эти проблемы. При этом акцент делается на анализе зарубежных рынков.

На этом этапе отсеивается 80-90% предлагаемых проектов.

Второй шаг консультанта – создание команды.

Проводится работа по поиску и введению в коллектив разработчиков профессионалов-менеджеров и предпринимателей с успешным опытом создания и развития бизнеса. Основные критерии отбора при этом – профессионализм и непротиворечивость ценностных императивов. Консультант должен владеть технологиями применения этих критериев. Если готовая команда уже есть, этот шаг пропускается.

На этом этапе отсеивается около 50% оставшихся после первого этапа проектов.

Третий шаг консультанта – оформление организационно-правовых аспектов работы с проектом.

При этом решаются вопросы:

  • взаимоотношений с интеллектуальной собственностью;
  • оформления полномочий консультанта в рамках работы с проектом;
  • гарантий прав и обязанностей консультанта, проектной команды, потенциальных инвесторов, финансовые вопросы;
  • механизмов входа и выхода инвестора.

На третьем шаге отсеивается около 50% оставшихся после второго шага проектов. В основном – из-за неурегулированности у команды юридических вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью и прочими имущественными правоотношениями.

Четвертый шаг консультанта - решение вопросов финансирования процессов разработки проекта, его «упаковки» и привлечения инвестора.

Эти процессы подразумевают разработку стратегии развития проекта, создание эффективной бизнес-модели, разработку инвестиционной программы и бизнес-плана. Все перечисленные документы проходят, иногда в два-три круга, процедуру «упаковки», то есть перевод на язык инвестора, оформление, соответствующее его запросам.

Консультант, как правило, проводит эти работы на условиях получения вознаграждения в процентах от результата – суммы привлеченных инвестиций. Однако для оплаты текущих технических расходов есть необходимость в авансовых платежах.

Источники таких платежей:

  • финансовые ресурсы проектной команды;
  • финансовые ресурсы консультанта;
  • финансовые ресурсы третьих лиц-партнеров, с которыми создаются альянсы на согласованных условиях.

В случае организации авансовой оплаты со стороны проектной команды суммы авансовых платежей вычитаются из итогового вознаграждения. Консультант несет ответственность за эффективное использование авансовых платежей и дает гарантию возврата их в случае непривлечения инвестиций.

Пятый шаг консультанта – проведение полного комплекса работ по «упаковке» проекта:

  • разработка стратегии развития проекта;
  • создание эффективной бизнес-модели;
  • разработка инвестиционной программы;
  • разработка бизнес-плана.

Основное внимание при проведении этих работ уделяется маркетинговой проработке, формированию видения руководителя проекта и системному подходу к решению проектных задач. Необходимо отметить важность такого фактора как изложение и представление результатов вышеуказанных работ в виде и формате, понятном инвестору и воспринимаемом им. Это называется «упаковка на языке инвестора». «Упаковка» – своего рода искусство, которое под силу только профессионалам.

Шестой шаг консультанта – проведение переговоров с инвесторами, оформление необходимых соглашений и обеспечение результата – привлечение инвестиций в проект.

Практические работы по этим направлениям начинаются параллельно с предыдущим этапом. Поскольку у профессионального инвестиционного консультанта есть развитая коммуникационная сеть в международном инвестиционном сообществе, а в лучшем случае он и сам должен представлять интересы серьезных венчурных инвесторов, то результативность последнего шага, фактически, он обязан гарантировать.

Начиная с третьего шага – юридическое оформление отношений с проектной команды, – консультант несет ответственность перед командой за привлечение инвестиций, а перед потенциальным инвестором – за проект.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Технический директор, Москва
Вячеслав Бычков пишет: Команда, которая умеет зарабатывать деньги, создавать и развивать бизнес, в большинстве случаев отсутствует.
Если есть подобная команда, зачем тогда нужен инвестор?
Второй шаг консультанта – создание команды.
Очень интересно узнать о подобных успешных проектах, когда некий консультант 'формирует' команду.
Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Иногда 'консультант' (не нравиться это слово) - формирует не только команду, но и города строит!!! Команда - это самое начало Пути. В этом нет особой проблемы, смотря на какие цели...))

Менеджер, Москва

Всё написано с точки зрения теории очень правильно!С точки зрения практики - на первом этапе уже ужас, потому что не возможно так напрячь (меня) консультанта для того чтобы я имел штук 10-20 бизнес-планов под учёт требований 10-20 потенциальных инвесторов.

Технический директор, Москва
Андрей Куренков пишет:не возможно так напрячь (меня) консультанта
Андрей, поделитесь пожалуйста, где и как консультант становится консультантом? Как я себе представляю, надо иметь экспертизу и практический опыт во всех областях, по котором консультант 'консультирует'?
Член совета директоров, Санкт-Петербург

По-моему, статья опасная. Ну какой 'консультант' в здравом уме и трезвой памяти не отсеял бы twitter, facebook, или instagram? О каком бизнес-плане может в принципе идти речь, если стартап не знает и не может знать о том, как именно он будет зарабатывать деньги. А если знает - это уже не стартап, а нормальный бизнес: 'вкладываем рубль, получаем 2, 3, 10'... Да и времени на 'консультантов' у стартапа нет: пока консультант анализирует, все уже изменится и устареет. Стартап меняет свою бизнес модель чуть не еженедельно, пока не найдет то, что приносит деньги.

Менеджер интернет-проекта, Москва

[b]Антон Яковлев,[/b] к сожалению или к счастью, статья отражает сегодняшнее состояние российского рынка интернет-стартапов. Венчур в России, как я вижу, сходит на нет (если интересны подробности про рынок, почитайте [URL=http://www.e-xecutive.ru/knowledge/announcement/1636405/]обзор[/URL], который мы делали с Андреем Вороновым). А Twitter, FB, Instagram - это венчурные проекты. В России стартап без бизнес-плана ни один инвестор рассматривать не станет, если не по знакомству.

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Да же по знакомству - не станет. Только если денег - девать не куда)))....Есть у меня один 'бизнес-ангел' российский - уже год бегает по инету ищет проекты... :) - могу познакомить за не дорого)))...

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
[b]Алексей Кормилкин,[/b]
Алексей Кормилкин пишет:Если есть подобная команда, зачем тогда нужен инвестор?
Если проект спекулятивный, например, то возможно на старт и удастся наскрести по карманам команды. Если же промышленный, то нужны немалые деньги на оборудование, материалы и проч.
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Александр Жаманаков пишет:Есть у меня один 'бизнес-ангел' российский - уже год бегает по инету ищет проекты... :) - могу познакомить за не дорого)))...
Так это поветрие какое-то. Буквально почти все инвесторы ищут быстрых и легких на грош пятаков в Интернете. Вот если бы были интересанты по вложению в промышленные проекты, то было бы интересно поговорить. Давненько и безуспешно ищу...
Технический директор, Москва
Андрей Басов пишет:Если проект спекулятивный, например, то возможно на старт и удастся наскрести по карманам команды. Если же промышленный, то нужны немалые деньги на оборудование, материалы и проч.
Андрей, Вы простите мне мое невежество. Я не специалист по стартапам. Всего-то каких-то шесть стартапов создавал, из которых только один удачный. То ли человеки-консультанты с огромным опытом, которые знают 'как надо', а главное, умеют 'что надо'. Просто, Андрей, мне всегда казалось, что если есть 'Команда, которая умеет зарабатывать деньги, создавать и развивать бизнес', о которой пишет автор статьи, то это уже и не стартап вовсе, а полноценный бизнес.А если, Вы, Андрей, нуждаетесь в деньгах на 'промышленное оборудование, материалы и проч.', то это тоже уже ну никак не стартап - это, Андрей, инвестиция в серьезный коммерческий проект, под которым должно быть обоснование рыночных перспектив и пр. А стартап - это тогда, когда есть идея, но нет уверенности, что она выстрелит, есть команда единомышленников, но нет продавцов, маркетологов, и др. рыночников... Ну вот какое-то такое у меня неправильное понимание...
← назад 1 3
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Сейчас на сайте
1169 пользователей
Новости
1 августа состоится бизнес-семинар по маркетинговым технологиям управления
Практический бизнес-семинар «Маркетинг. Маркетинговые технологии управления» проведет маркетолог Татьяна Вознесенская.
«Профи-Карьера» приглашает на курс по корпоративным стандартам продаж
26-27 сентября состоится курс «Корпоративные стандарты продаж и обслуживания клиентов. Коммуникативные навыки в клиентском сервисе».
ITC Group приглашает на курс по производственной логистике
12-13 августа в Санкт-Петербурге состоится курс «Производственная логистика. Оптимизация производственного процесса. Бережливое производство».
3 августа состоится бесплатный вебинар от Академии руководителей

Вебинар «Как сделать должностную инструкцию, которая сократит количество сбоев и просроченных задач в два раза» составлен бизнесменами-практиками.