Распознавание лиц — это программное решение, которое помогает идентифицировать личность человека по записи с камеры видеонаблюдения.
Системы face recognition помогают компаниям анализировать пол, возраст и даже эмоции людей — чтобы, помимо прочего, выявлять предпочтения отдельных групп клиентов, предвосхищать их желания и увеличивать прибыль. Например, в некоторых магазинах X5 Retail Group установили камеры для распознавания выражения лица и возраста покупателей. Анализируя эти данные, система выводит на экран монитора в торговом зале товары, которые могут понравиться человеку. Новое решение сократило количество посетителей, которые выходили из магазина с пустыми руками, на 10%.
Кроме того, распознавание лиц помогает бороться с нарушениями закона. К примеру, в «Почта Банке» системы face recognition используется для сравнения фотографии клиента с базой мошенников, которая пополняется силами сотрудников банка. Другой пример — система для супермаркетов от британского стартапа Yoti. Их решение устанавливает личность покупателя по фотографии, чтобы предотвращать продажи алкоголя несовершеннолетним.
1. Face recognition — это дорого
Первые системы распознавания лиц появились в шестидесятых годах двадцатого века. «Отцом» таких систем называют математика и программиста Вудро Бледсо, который по заказу правительства США разработал систему распознавания лиц на фотографиях. Система была «полуавтоматической» — она включала в себя планшет фирмы RAND (с его помощью пользователь вручную вводил координаты лица на фото) и программное обеспечение, считывающее эти координаты.
Наборы координат, соответствующие положению рта, глаз, носа, линии роста волос и другим характеристикам, вносились в базу. После этого система могла находить людей «из базы» на других фотографиях (кстати, по подобному принципу — поиск людей по ранее проанализированным фотографиям — работает система распознавания лиц, разработанная «Сбербанком»: в прошлом году во время тестов она помогла задержать 42 преступника в московском метро).
Впоследствии — в тех же США — правительственные организации не жалели денег на новые технологии для обеспечения национальной безопасности: одна из таких разработок для ФБР, в частности, была оценена в $1 млрд. Несколько лет назад систему распознавания лиц также внедрил Департамент юстиции штата Калифорния. Хотя их решение было значительно дешевле, чем инструмент ФБР, его стоимость все равно составила $1,8 млн.
Возможно, с тех пор системы распознавания лиц и ассоциируются исключительно с крупными правоохранительными организациями уровня ФБР. По этой причине кажется, что такие решения стоят очень дорого. Да, на рынке есть инструменты, внедрение которых влетит в копеечку. Но реализовать систему распознавания лиц можно и за относительно небольшие деньги.
Летом прошлого года редакции Forbes удалось провести тест на распознавание лиц с помощью Amazon Rekognition (инструмент для встраивания в приложения аналитики изображений) всего за $10. Правда разрабатывать программу для выдачи результатов работы системы face recognition им пришлось самостоятельно.
2. Системы face recognition недостаточно точны для «реального мира»
Есть мнение, что системы распознавания лиц неточные и допускают большое количество ошибок. Отчасти именно это стало причиной скепсиса касательно технологии FaceID после ее анонса. Сомнения подкрепил тот факт, что во время презентации система отказалась разблокировать «яблочный» смартфон из-за бага.
На деле та же технология Apple показала себя гораздо лучше, чем ожидалось. В 2017 году редакция журнала WIRED решила доказать, что Face ID легко обмануть. Журналисты пытались выдать себя за другого человека, накладывая грим и надевая разные маски. Но из этого ничего не вышло — в 100% случаев система «не поддалась», и всегда верно определяла своего владельца.
Face recognition успешно применяется компаниями на практике. Причем точность распознавания лиц в этих случаях оказывается довольно высокой. Примером может быть стартап Finding Rover, который помогает владельцам собак и кошек воссоединиться с потерявшимися домашними любимцами. Достаточно загрузить фотографию с «лицом» питомца в приложение. Владельцы приютов фотографируют всех поступающих животных и пересылают фото в систему. Если она обнаруживает совпадения, то уведомляет хозяев о находке. При этом умный алгоритм способен определить животное по фотографии с точностью в 98%.
Технология face recognition также активно используется в ритейле — и не только для изучения покупателей и показа им таргетированной рекламы, (как в случае с X5 Retail Group). Распознавание лиц снижает убытки ритейлеров, помогая владельцам магазинов предотвращать кражи. В компании FaceFirst подсчитали, что системы распознавания лиц правильно идентифицируют «хронических шоплифтеров» в 60% случаев. Умные алгоритмы помогают поймать злоумышленников с поличным прямо на выходе из магазина, не давая вынести украденные вещи, и сокращают количество краж на 34%. Еще важнее, что распознавание лиц помогает предотвратить случаи повторных краж, то есть определять мошенника, который уже воровал, еще на входе в магазин.
3. Системы распознавания лиц никогда не заменят человека
Иногда утверждается, что системы распознавания лиц испытывают сложности в ситуациях, которые для «живого человека» не представляют никаких проблем. И оно имеет под собой основание: порой с алгоритмами facial recognition случаются интересные казусы. К примеру, несколько лет назад в аэропорту Манчестера муж и жена перепутали паспорта друг друга. Система распознавания лиц на паспортном контроле не заметила подмены и посчитала, что все в порядке. Человек такой ошибки не допустит.
Однако системы распознавания лиц постоянно совершенствуются. Несмотря на случающиеся промахи точность машинного распознавания уже превосходит ту, с какой определяют лица люди. В Гонконгском университете еще в 2014 году создали ПО, которое верно идентифицирует 98,52% показанных ему лиц против 97,53% «опознаний» у людей.
Кроме того, машины анализируют информацию быстрее, чем люди. В Китае скоро появится система, которая сможет найти конкретного человека среди 1,3 млрд других жителей за три секунды с точностью 90%. Провести такой масштабный поиск человеку (даже спецгруппе «поисковиков») не под силу. Для сравнения: группа исследователей из университетов Австралии и Великобритании отмечает, что у человека, работающего в паспортном контроле, показатель точности идентификации лиц составляет 75%, а на «опознание» одного человека он тратит в среднем 8 секунд.
Исследователи из Национального центра биотехнологической информации США уверены, что люди вообще плохо распознают незнакомые лица. Проблемы могут возникнуть даже в случае со знакомыми: со временем человек стареет, набирает или теряет вес, что может значительно изменить внешность. Достаточно взглянуть на метаморфозы Кристиана Бэйла. Машина же определяет изменения во внешности с большей вероятностью, чем человек: по строению черепа, уникальной модели лица и проч.
4. Систему распознавания лиц сложно внедрить
У многих из нас системы распознавания лиц ассоциируется с фильмами про Джейсона Борна и Итана Ханта. Там разведка использует мощные компьютеры, множество мониторов и камер для поиска людей в толпе. Популярное клише создает иллюзию, что внедрить face recognition сложно, и необходимые ресурсы и знания для этого есть только у крупных правительственных контор.
При этом кажется, что системы распознавания лиц требуют использовать исключительно дорогостоящее оборудование — специализированные камеры высокого разрешения, которые пишут видео в очень хорошем качестве и позволяют увеличивать изображение до бесконечности.
Сегодня внедрить систему face recognition можно и в обыкновенном магазине. Для этого бывает достаточно просто корректно разместить камеру и подключить услугу распознавания лиц. Ритейлеру в этом случае не нужно приобретать софт и самостоятельно выполнять какие-то сложные настройки. Сегодня такие системы уже использует почти 60% ритейлеров одежды в Великобритании. Практически все ведущие ритейлеры в РФ также либо тестируют, либо уже используют распознавание лиц. Это возможно, потому что на рынке есть провайдеры, которые берут на себя решение вопросов по подбору камер и настройке сервисов face recognition. Клиенты таких компаний получают готовое решение «из коробки», которое можно сразу начинать использовать, и круглосуточную поддержку, если возникнут какие-либо вопросы или трудности.
Что касается камер высокого разрешения, то и они необязательны. Системы face recognition могут работать даже с обыкновенным «вебками». Например, в кейсе Forbes, о котором мы упоминали ранее, журналисты использовали камеру ноутбука. Создать похожую систему можно даже самостоятельно — в сети есть пошаговые руководства, использующие свободно распространяемые программные решения. К таким решениям относятся библиотеки алгоритмов компьютерного зрения (например, OpenCV), которые упрощают разработку приложений для обработки видео.
Конечно, для самостоятельной реализации таких приложений необходимы навыки программирования. Не говоря о том, что самодельная система будет проигрывать по функциональности промышленным решениям. Сложности могут возникнуть и во время самостоятельной настройки и установки камер. Точность распознавания лиц зависит от множества факторов, например от интенсивности освещения и расположения видеокамеры. Специалисты провайдеров при настройке оборудования эти моменты обязательно учитывают.
5. Использование face recognition плохо для репутации компании
Компании боятся, что face recognition подпортит им репутацию, так как распознавание лиц у многих ассоциируется с «Большим братом». В пример часто приводят сеть Facebook, пользователей которой беспокоит, что базу данных с биометрией будут использовать для слежки за людьми. В прошлом году в США IT-гигант даже получил коллективный иск за незаконное распознавание лиц на фотографиях.
Тем не менее системы распознавания лиц уже использует множество компаний: их клиенты активно участвуют в различных программах лояльности, основанных на технологии face recognition. И это не приводит к снижению доверия у покупателей. Наоборот, технология помогает компаниям получить конкурентное преимущество и привлечь новых клиентов.
Один из примеров — кейс Lolli & Pops, большого кондитерского магазина в США. Система face recognition определяет постоянных покупателей и посылает на их смартфон уведомления с товарами, которые могут им понравиться, (с учетом индивидуальных предпочтений и аллергии на продукты). Как заявил CEO компании, подобный персонализированный подход повышает лояльность клиентов, и они начинают чаще возвращаться и покупать больше товаров — их доверие растет, а вместе с ним укрепляется репутация бренда.
В некоторых случаях системы распознавания лиц вообще становятся показателем статуса и «технологичности» компании. К примеру, face recognition с прошлого года внедряют в крупнейшей сети отелей Marriott International. В двух китайских отелях сети гости самостоятельно сканируют паспорта, а затем их лица сличаются с фото на документах. Если все в порядке, то автомат выдает ключ от номера. Технология сокращает время регистрации посетителей с трех до одной минуты.
Как отметил управляющий директор Marriott International в Китае Генри Ли, технология дарит гостям новые впечатления уже во время регистрации, что помогает сделать отдых в отеле еще более запоминающимся. В будущем компания планирует внедрить систему face recognition во всех своих отелях, а это более 6 тыс. зданий по всему миру.
Системы face recognition сегодня во многих случаях работают быстрее и эффективнее людей. А для интеграции таких решений необязательно тратить баснословные деньги. Сегодня можно оформить подписку на использование модуля распознавания лиц, просто подключая облачное видеонаблюдение, и за небольшую сумму в месяц иметь доступ к технологии. Поэтому ожидать, что в будущем все больше компаний начнет использовать системы распознавания лиц в своей работе, вполне логично.
Такое принятие технологии, кстати, может изменить отношение к ней в лучшую сторону. Дело в том, что face recognition может помогать в областях, никак не связанных со «слежкой». Например, в медицине — здесь face recognition позволит диагностировать заболевания, которые проявляются в изменении мимики. Это, к примеру, даст возможность выявлять болезнь Альцгеймера на ранней стадии. И количество юзкейсов для умных алгоритмов, (в том числе и за пределами медицины), будет только увеличиваться.
Вот теперь стало по настоящему страшно
Как только распознавание лиц станет дешевым гаджетом его начнут использовать все кому не лень. Будете идти по улице, а из-за каждого угла к Вам будут обращаться по имени-отчеству (Иванов Иван Иванович, купи слона, ну купи слона).
Мошенники начнут хакать ПО и вдруг окажется, что Вы взяли кредит, угнали машину, убили человека в какой-нить ЮАР, хотя Вы живете в глубинке в России к границе РФ ближе чем на 2000 км никогда не приближались. Потом начнутся утечки данных и окажется, что было у Вас на счете 5 млн, стало 0, и это Вы сами все потратили и в нашей судебной системе Вы никогда ничего иного не докажете, какому -нить Сбербанку. О приватности и о безопасности можно будет забыть. Фиговенькие времена настанут.
И мы согласны на всё это ради мнимого удобства не поднимать свой зад лишний раз, чтобы пройти 100 метров и лично подписать какой-нить документ. А куда мы деваем сэкономленное в такой борьбе с судьбой время - прааально, тратим на треп в соцсетях.
Ну, в общем случае это вряд ли... для этого нужно пройти где-то идентификацию, и не нарушать закон о защите персональных данных... Сегодня система видеоаналитики создает свой собственный идентификатор человека... она может знать очень много о вас, о ваших предпочтениях... но она не знает ни вашего имени, ни других критических параметров...
Действительно, скоро это станет массовым... я знаком с командой, которая имеет достаточно много коробочных решений... это и скуд, это и контроль персонала или качества услуг... они ориентируются на сегмент МСБ, поэтому цены очень скромные... хотя у них есть и мощные решения для целей маркетинга и социальных применений...
Кому интересно, пишите в личку дам контакт...
Здесь лучше уточнить, что face recognition станет если не массовым, как вы выразились, то очень распространённым в бизнесе (и более доступным). В сущности, речь идёт о безопасности, предотвращении краж и повышении качества обслуживания; отказе от бумажной волокиты в ряде случаев (к примеру, на крупных спортивных мероприятиях можно будет отказаться от билетов). Уместно упомянуть программы повышения лояльности. Удачных кейсов даже больше, чем указано в статье.
Всё же Вы заметно преувеличивете и утрируете. Для такой драматической ситуации технологии нужно нереальными темпами развиваться и совершенно не регулироваться, что принципиально невозможно в реальности.