Мастер-класс «Как написать бизнес-книгу?» Урок четвертый

Писательство – вещь простая.
Из двух фраз следует выбрать ту, которая короче;
из двух слов – то, что проще;
из двух описаний – то, что яснее:
из двух издателей – того, кто шлет телеграмму, а не письмо.
Джон Стейнбек

Если вы читаете книгу по бизнесу и вам скучно, значит, писатель этой книги выполнил свою работу не до конца. Не внес в текст (книгу) драйва, эмоций и не смог мотивировать вас на действия. Такой текст всегда пресен, хотя и вобрал в себя множество фактов, статистики и выводов.

Каким же образом можно сухой информативный текст превратить в зажигательный?

Прежде всего, обратите внимание на свой стиль.

О стиле и тоне

У каждого свой стиль.

По словам французского ученого и писателя Жоржа-Луи Леклерка де Бюффона, Le style c’est del’homme même, то есть «стиль – вот что дает сама личность».

Каждый пишущий использует свой набор лексических и синтаксических средств. Например, научный стиль точный и логически связанный. Деловой и публицистический стили экономичные и доходчивые. Для написания бизнес-книг, по моему мнению, нужно смешать научный стиль, деловой и художественный. Это придаст вашему тексту оригинальность и энергию. Нужно сразу отметить, что поиск своего стиля может длиться годами.

Кроме стиля, следует обратить внимание на то, какой вы используете тон. Тон говорит об отношение автора к читателю. Тон может быть агрессивным или сдержанным, убедительным, назидательным, объективным, доброжелательным и так далее.

Примеры:

«Бизнес в шоколаде. Как делать долги, тратить деньги, ни за что не отвечать, отлично жить и иметь успешный бизнес» Алексея Федосеева, Бориса Карабанова, Евгения Добровольского, Павла Боровкова. Книга написана легким языком и читается на одном дыхании. Основной текст разбавлен управленческим юмором, в том числе показательными анекдотами и байками, которые удачно иллюстрируют основной ход мысли авторов.

Джеффри Гитомер, гуру продаж иавтор «Маленькой красной книги о продажах», «Маленькой красной книги ответов для продавцов...»: «Каким должен быть ваш стиль? В моем случае – это открытость и краткость. Реалистичность и юмор».

Как заинтересовать и «зажечь» читателя?

Для этого можно применить такие известные приемы как:

1. Маркированные списки. Если вы откроете любую книгу по бизнесу, то обнаружите, что писатели часто приводят списки – перечисляют свои доводы, мысли и идеи, маркируя их точками, галочками, цифрами и др. Применение списков облегчает читателю восприятие текста и идей. Нет – однообразию!

2. Афоризмы (мысли великих людей, а если говорить о бизнес афоризмах – это высказывания больших бизнесменов). Куда же без них? Почему сборники афоризмов всегда востребованы, даже в кризисы? По всем опросам, такие сборники нравятся читателям. Так почему бы не перенести часть такой «проверенной любви» читателя в ваши книги? При написании книг я смотрю такие сборники как «Игры большого бизнеса. 5000 цитат о бизнесе, менеджменте и финансах», «Мысли, афоризмы, цитаты. 5500 цитат», «Великие мысли великих людей» (в трех томах), «Круг чтения» Льва Толстого, «Опыты» Мишеля Монтеня и другие. Что интересно, применять афоризмы и цитаты можно в неограниченном количестве – как перед каждой частью, главой, так и при каждом подзаголовке. Кашу маслом не испортишь. Главное, чтобы смысл высказывания соответствовал рассматриваемому в данный момент материалу. Например, если пишите о кризисе, у Уоррена Баффета есть соответствующие высказывания: «Когда идет дождь из золота, следует подставлять ведро, а не наперсток», «Мы вложили много денег в хаосе последних двух лет. Это был идеальный период для инвесторов. Атмосфера страха — их лучший друг».

3. Пословицы, загадки и поговорки. Применяются нечасто, но могут привлечь внимание читающего и вызвать его интерес. Например, для текста о продавцах берем такие пословицы: «Торговали кирпичом, да остались ни при чем», «У бедного – ребята, а у богатого – телята». Впрочем, возьмите сборник «Пословицы, поговорки, загадки в рукописных сборниках ХVIII–XX веков» и выберите то, что вам подходит.

4. Истории (или примеры – в рамке, выделенные цветом и так далее). Небольшие рассказы о ваших клиентах, клиентах ваших клиентов, о работе выдающихся бизнесменах и менеджерах. Если рассказать историю, то ее лучше запомнят. Особенно если эта история рассказана в форме «было так, применил метод такой-то, стало хорошо»! Чем больше примеров и историй, тем лучше.

Как писать запоминающиеся и интересные истории? Ответ таков: сделайте текст образным, чтобы читатель увидел, почувствовал, услышал и ощутил то, о чем вы пишите. Во всяком случае, нужно к этому стремиться. Пусть читатели мыслят образами.

История должна сразу заинтересовать. Допустим, вы пишите о маркетинге:

«Джордж Ридл – стеклодув в десятом колене… Его компания производит винные бокалы. На сайте Ридла говорится: «Способность раскрыть «характер» вина, прочувствовать его букет и аромат во многом зависит от формы бокала. Передать характер вина наилучшим из возможных для наших органов чувств способом – это ответственная миссия бокала»… Маркетинг, принимая форму дорогого бокала и необыкновенной истории, оказывает большое воздействие на вкус вина, нежели дубовые бочки, причудливые пробки или дождливый июнь». Сет Годин.

5. Рамки для выделения основных мыслей, выводов и/или примеров. Это придает разнообразие тексту и непроизвольно приковывает внимание читателя так же, как это делает желтый цвет (бросается в глаза).

6. Короткие абзацы. Для визуального разнообразия и облегчения восприятия. Читать сплошной текст утомительно – можно и заснуть.

7. Повторения. Повторяйте ключевые слова и фразы в начале глав, далее по тексту и в конце. Это необходимый элемент для того, чтобы быстрее мотивировать читателя на действия.

8. Приводите доказательства вашего жизненного и профессионального опыта. Это отзывы клиентов, рисунки, графики, различная статистика… Люди должны поверить, что вы предлагаете действенные идеи, методы или алгоритмы.

9. Аналогии и сравнения. Также очень хороший способ привлечь внимание читающего. Например: «Это как в часах. Цель часового механизма – работать и постоянно показывать точное время. Цель маркетингового механизма – постоянный рост бизнеса и прибыли. Источник энергии для часов – пружина или батарейка. Энергией для маркетингового механизма является информация, ее постоянный приток. Информация является «топливом» для маркетинга. Чем больше вы вовлечены в получение и анализ информации о рынке, конкурентах и потребителях, тем ближе ваша компания к успеху». Или: «Лучшие друзья маркетологов – это факты» (по аналогии с «Лучшие друзья девушек…»).

10. Использование различных шрифтов для выделения нужных строк или абзацев. Или слов, которые являются основными и/или проводящими в мир ваших идей. Далее, подчеркивание выводов или идей в тексте, с помощью различных видов шрифтов, приветствуется. Используйте курсив и полужирный шрифт. Если вам повезло, и издательство дает «красный свет», то можно менять цвет части текста (вместо черного какой-либо еще).

11. Применение больших и малых букв в тексте и заголовках. Примечательна, с этой точки зрения, манера написания книг Игоря Качалова (например, «Кризис – Лучшее Время Для Роста»).

12. Выстраивание текста на странице по подобию фигур – пирамидой, квадратом, треугольником, лесенкой и так далее. Такие фигуры можно посмотреть в книгах Джеффри Гитомера о продажах.

13. Заголовки – основной «пятый элемент». О заголовках я уже говорил. Но стоит сказать еще, так как это один из главных элементов привлечения внимания читателей. Какие виды заголовков применяю я и другие пишущие? В виде чего?

  • В виде обращения к читателю.
  • В виде новости.
  • В виде интригующих вопросов и ответов.
  • В виде переиначенных пословиц, поговорок, афоризмов, песен, которые в ходу у вашего читателя.
  • В виде преимуществ ваших предложений (бесплатный, супер, люксовый, улучшенный, удивительный, прекрасный и т.д.).

14. Придумайте свой метод. Например, я использую в качестве цитат трехстишия, стилизованные под японские хокку. Например, когда писал об инновациях:

«Инновация так холодна!
Уснуть не может СЕО,
Качаясь в BMW».

Все об инновациях – неудобно, холодно, морозит и беспокоит!

Саморедактирование

Кто-то пишет часть текста, затем редактирует, кто-то редактирует сразу, по ходу написания. Вы сразу поймете, как вам удобнее.

Заметки о редактировании:

  • Попробуйте удалить длинноты. Пишите короткими предложениями. Так ваш текст приобретет динамичность и силу.
  • Присмотритесь к первым абзацам – скорее всего они не нужны.
  • Примените метод, которым пользуются многие авторы – прочтите вслух написанное, и вам станет ясно, где «тормозит». Можно дать почитать близким.
  • Отложите текст на день, другой, затем еще раз отредактируйте. Так редактировать можно до бесконечности. Всегда найдется то, что еще можно исправить, убрать или добавить.

Максима Горького как-то спросили: «Меняете ли Вы текст при следующих изданиях?» На что он ответил: «Пробовал сократить текст в 1923 году при первом издании собрания сочинений. Работу эту не закончил, возникло желание уничтожить половину написанного».

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
CIO, Москва

Тема 'Как написать бизнес-книгу' бкдет актуальна и интересна для многих. Книг пищется немало. Но вот кто читатели? И связанный с этим вопрос - почему, например, в США книги non-fiction выходят тиражами в несколько сотен тысяч экземпляров. Некоторые даже становятся бесселлерами, тираж которых превышает миллионы. В России же тиражи подобных книг обычно 3-5 тысяч экземпляров. Почему такая разница? Мы все знаем м все умеем? Или не хотим учиться? Или просто не дошли еще до того уровня, когда нужны новые знания и программы самосовершенствования? Интересно мнение участников Сообщества.

Управляющий директор

Не все так плохо. У нас процесс идет таким образом - после выхода хорошей книги (интересной для читателя) начинаются доп. тиражи. Есть книги с общим тиражом от 20 - 40 тыс. Это по бизнесу. Начальные тиражи книг Non - fiction могут быть и от 30 - 50 тысяч. Думаю, читатель появился. Что до воспитания, то в школах США сразу создана конкурентная среда, где ты должен быть лучшим. Дальше - больше. На работе жесткая конкуренция - 'кто не работает, не ест'. Приходится учиться.

Директор по маркетингу, Москва

Книги в США пишут на английском, у нас на русском. Разные читательские аудитории по размеру ;-)

Менеджер, Москва
Смотрит, кто автор, смотрит на название книги, смотрит оглавление, читает аннотацию, четвертую обложку и, если находит там интересное для себя, покупает книгу или ставит обратно на полку.
Сейчас цензуры стало меньше, поэтому отказались от отзывов известных специалистов в предисловии книг.А жаль, я всегда читаю отзывы кроме оглавления, и просматриваю книгу 'по диагонали', - просто так денег на бумажную книгу тратить не хочется, - можно на 200 рублей диск купить, - там их сотни тысяч разных книг.Читать с экрана не очень удобно, но объём прочитанного в целом получается больше, и экономия...
Михаил Казаков пишет:Книги в США пишут на английском, у нас на русском. Разные читательские аудитории по размеру
Почему в США пишут понятно, не только в США - скандинавы деловые книги пишут на английском.Менеджер - рядовой....по квалификационным требованиям должен знать 8000 слов.Директор 10 000, - для деловой книги, - вполне достаточно. :)
Управляющий директор

Вы правы, Виктория.Отзывы необходимы. Насколько я знаю, продажи книг с отзывами, процентов на 40% больше.

Менеджер, Москва

Да, безусловно, вы правы про жесткую конкурентную среду в штатах. Думаю, у нас в стране основная масса начнёт читать только, когда бизнес среда станет высококонкурентной.Вот тогда люди бегом побегут читать, учиться и впитывать новые идеи.Самые же большие умницы - это те, кто учиться и идет на несколько шагов впереди основной массы.Они и сейчас и раньше читали и будут читать бизнес-книги.

Генеральный директор, Калининград

Аркадий, считайте, села за парту в Вашем Мастер-классе. С нетерпением жду следующей части.

Менеджер, Москва

Вообще, написать интересную и полезную бизнес-книгу, которая сможет оказать сильное влияние на умы читателей, задача не из легких. Книг выпускается немало, но право на существование некоторых стоит под вопросом. Вот скажите много вы знаете книг, которые могут сравниться с 'Атлант расправил плечи' Айн Рэнд или 'Семью навыками' Стивена Кови?

Консультант, Москва
Виктория Белова пишет:ЦитатаСмотрит, кто автор, смотрит на название книги, смотрит оглавление, читает аннотацию, четвертую обложку и, если находит там интересное для себя, покупает книгу или ставит обратно на полку.Сейчас цензуры стало меньше, поэтому отказались от отзывов известных специалистов в предисловии книг. А жаль, я всегда читаю отзывы кроме оглавления
Я бы не сказала, что от отзывов известных специалистов отказались. Отзыв известного человека - например, Глеба Архангельского или Радислава Гандапаса, - помогает продать книгу, поэтому сейчас многие деловые издания выходят с такими отзывами. Я своим клиентам, которых консультирую по написанию книг, советую такими отзывами обзаводиться :)
Консультант, Москва
Екатерина Лобанова пишет:Да, безусловно, вы правы про жесткую конкурентную среду в штатах. Думаю, у нас в стране основная масса начнёт читать только, когда бизнес среда станет высококонкурентной. Вот тогда люди бегом побегут читать, учиться и впитывать новые идеи. Самые же большие умницы - это те, кто учиться и идет на несколько шагов впереди основной массы. Они и сейчас и раньше читали и будут читать бизнес-книги.
А думаете это обязательно хорошо - читать много бизнес-литературы? И у нас, и на западе большая часть этой литературы все-таки ерунда ;) Говорю ответственно, как автор ;) Такое соотношение справедливо в принципе для всего - еды, музыки, картин... Большая часть - всегда ерунда. Хорошего всегда мало. Если читаешь много - поневоле загребаешь ерунду...Я например читаю Non-Fiction очень избирательно. Только когда есть конкретный вопрос, на который нужен ответ. А то можно превратиться в такого вечного читателя, который только и делает, что учится, и не успевает использовать то, чему научился.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.