Стратегия крупных российских банков

Основные направления стратегического развития крупнейших российских банков

В основу анализа направлений стратегического развития крупнейших российских банков легли краткий ретроспективный обзор тенденций их развития, а также результаты анализа воздействия различных конкурентных факторов на определение перспективных целевых установок банков.

В число анализируемых банков включены: «МДМ-банк», «Альфа-банк», Внешторгбанк, Сбербанк, Росбанк, Газпромбанк, Международный промышленный банк, Международный московский банк. Отбор исследуемой группы банков осуществлялся на основе количественных показателей (величина активов, собственных средств, отдельных статей активов и пассивов банков) и качественных критериев (устойчивые конкурентные позиции на отдельных сегментах банковских услуг и пр.).

Все ведущие российские банки, которые исследовались автором, формируют свою корпоративную стратегию на основе следующих принципов:

  • универсализация деятельности;
  • повышение качества и увеличение спектра предоставляемых продуктов и услуг;
  • диверсификация деятельности[1];
  • жесткий контроль и реструктурирование базовых активов;
  • расширение высокоприбыльных направлений деятельности и увеличение отдачи от малоприбыльных;
  • минимизация издержек.

Общей тенденцией в развитии рассматриваемых банков является их стремление к предоставлению самого широкого спектра банковских продуктов и услуг. Деятельность почти всех банков в той или иной мере простирается в финансово-инвестиционную и депозитарную деятельность. Для снижения уровня издержек и получения дополнительной прибыли банки осуществляют диверсификацию в страховой бизнес[2], создают негосударственные пенсионные фонды, оказывают консалтинговые услуги[3]. Среди исследуемых банков наиболее высокий уровень диверсификации в смежные направления деятельности имеет Сбербанк России.

Все без исключения банки строят свою маркетинговую стратегию на расширении и оптимизации структуры клиентской базы, формировании стабильной группы клиентов-потребителей банковских продуктов и услуг, ориентируясь на предприятия среднего бизнеса. Это связано со стремлением снизить риски, уменьшив уровень зависимости банка от крупных клиентов. Кроме того, необходимо отметить и ужесточение конкурентной борьбы за крупных клиентов, особенно со стороны банков с иностранным участием, отличающихся лучшим качеством клиентского сервиса, высоким уровнем развития банковских технологий и агрессивной маркетинговой политикой.

Практически все исследуемые банки в качестве стратегического ориентира рассматривают развитие розничных банковских услуг, основанных на использовании новейших банковских и информационных технологий. С помощью электронных банковских технологий становится возможным быстро и без относительно больших затрат получить доступ к широкой клиентской базе.

Российские банки сосредотачивают свою деятельность не только на сотрудничестве с предприятиями и организациями экспортоориентированных отраслей экономики: нефтяной, металлургической, лесной и др., — интенсивно финансируются высокоприбыльные сектора, к числу которых относятся телекоммуникации, морской и речной транспорт. В условиях жесткой конкуренции за клиентов-экспортеров в складывающихся макроэкономических условиях оказывается перспективным развитие банками совместной деятельности с предприятиями отраслей, ориентированных на внутренний рынок.

В географическом отношении происходит расширение региональной деятельности — увеличение активности в регионах наибольшей для банков финансовой и деловой комфортности. Этот процесс затронул все банки, в наибольшей степени 'Альфа-банк', который до 1999 года имел лишь 8 региональных подразделений, в 1999-м — уже 23, а в 2000-м банк расширил свое присутствие в регионах еще на 17 филиалов.

Развитие рынка банковских услуг в России наглядно демонстрирует все большее значение таких форм поддержки развития бизнеса, как организация слияний и поглощений. Наиболее активными участниками этого процесса являются «МДМ-банк», Газпромбанк и ММБ. Так, например, руководство «МДМ-банка» скупает мелкие и средние банки с работающим бизнесом.

В рамках реализации этой концепции «МДМ-банк» купил Петровский народный банк в Петербурге, известный работой с населением через почтовые отделения, выборгский «Выборг-банк» (клиентами «Выборг-банка» являются предприятия легкой и пищевой промышленности, строительства, торговли, транспорта и связи), один из крупнейших банков Республики Коми, Комисоцбанк, а также Мурмансксоцбанк. Кроме того, «МДМ-банк» приобрел блокирующий пакет Конверсбанка, отраслевого банка Минатома, и близок к тому, чтобы выкупить размещаемую в настоящее время дополнительную эмиссию акций Конверсбанка, после чего его пакет возрастет до контрольного.

Прибегая к слияниям и поглощениям, банки преследуют различные цели: одни — расширение каналов продвижения продуктов и услуг на региональные рынки; другие — достижение эффекта масштаба деятельности и, как следствие, снижение издержек; третьи — и то и другое. По экспертным оценкам, для того чтобы эффективно конкурировать в рамках региона или национального рынка, банк должен соответствовать определенным критериям[4] - например, масштабы его деятельности должны удовлетворять одному из условий:

  • не менее 1–2%-ной доли в совокупных активах банковской системы;
  • минимум 3%-ной доли на ключевом для банка сегменте;
  • не менее 5–7%-ной доли активов приоритетного региона.

Это означает, что банки будут и в дальнейшем стремиться к партнерским союзам, слияниям и поглощениям.

Растущая интернационализация финансового сектора в мире диктует необходимость дальнейшего усиления международного присутствия ведущих российских банков. Так, например, круг дочерних структур «Альфа-банка», специализирующийся на предоставлении как инвестиционных, так и коммерческих банковских услуг иностранным партнерам, ранее представленный компанией «Альфа Секьюритиз Лимитед» в Лондоне и группой финансовых компаний, входивших в структуру «Альфа-Капитал», дополнился дочерним Амстердамским торговым банком в Нидерландах и компанией «Альфа Капитал Маркетс» в Нью-Йорке. Наличие дочерней банковской структуры в Нидерландах, имеющей потенциальную возможность открывать филиалы в любой стране Европейского Союза (ЕС), дает «Альфа-банку» новые возможности обслуживания торгового оборота между Россией и странами ЕС, международных операций российских клиентов и их западных партнеров в области торгового финансирования и реализации совместных проектов.

Российский банк сегодня может эффективно функционировать на международных финансовых рынках только в том случае, если его капитал составляет не менее 1 млрд. долл., что служит стимулом для банков к повышению уровня капитализации. Так, менее чем за год Внешторгбанк увеличил собственный капитал в 5,3 раза, ММБ — в 2,5 раза, Газпромбанк и «Альфа-банк» — в 1,8 раза.

Реализация стратегий банками, достижение поставленных целей тесно связаны с делегированием прав и обязанностей. Сегодня в деятельности российских банков начинают доминировать принципы наиболее полного использования всего потенциала работников и обеспечение таких условий, которые бы позволяли создавать, удерживать и усиливать конкурентные преимущества. Организационная структура банка рассматривается как некоторый индикатор его состояния, своеобразное продолжение его стратегии.

Анализ существующих организационных структур показал, что с точки зрения современного понимания оптимальной организации зрелого банковского учреждения у ведущих российских банков наблюдаются следующие принципиальные несоответствия:

  • отсутствие разделения отношений собственности и управления;
  • излишне централизованная структура управления, отсутствие коллегиальности в принятии решений;
  • отсутствие независимых централизованных информационно-аналитических и управления рисками служб;
  • многочисленные конфликты интересов, заложенные при формировании существующей структуры.

Доминирующими факторами при выборе организационной структуры являются размер банка и уровень его диверсификации.

Со времени основания ведущих российских банков их организационные структуры претерпели существенные изменения. Эффективность той или иной организационной структуры оценивается на основании анализа показателей прибыльности, специфических условий и временных интервалов организационных преобразований. Однако в настоящее время нельзя выделить ни одного российского банка, чья организационная структура полностью соответствовала бы современным западным образцам и требованиям.

Первоначально российские банки строили свои организационные структуры по функциональному принципу, согласно которому банк делился на несколько специализированных подразделений, каждое из которых решало строго определенную задачу.

Функциональная организационная структура применяется, в основном, в слабо- или недиверсифицированных банках, где предоставляется ограниченный спектр услуг, а условия внешней среды относительно стабильны. В современных условиях удержать конкурентное преимущество в рамках функциональной структуры управления очень проблематично.

Крупнейшие российские банки постепенно переходят от функциональной к дивизиональной организационной структуре управления, что обусловлено следующими причинами:

  • крупным банкам становится все труднее координировать деятельность, поэтому происходит ее разбивка на стратегические бизнес-направления;
  • крупные банки диверсифицируются и осуществляют свою деятельность, ориентируясь на несколько совершенно разных групп потребителей и видов услуг;
  • деловая активность многих банков географически охватывает обширные регионы, поэтому одному подразделению достаточно сложно эффективно управлять таким бизнесом.

В среднесрочной перспективе следует ожидать формирования банковских холдингов и смешанных организационных структур, представляющих собой своеобразную композицию трех вышеупомянутых структур.

Фото: pixabay.com


[1] Диверсификация не только в связанные с банковскими направления деятельности (страхование, лизинг и др.), но и в несвязанные отрасли (телерадиовещание, фармацевтика, недвижимость и пр.).

[2] На базе утвержденной стратегии развития страхового бизнеса как дополнительного сектора финансовых услуг в «Альфа-банке» создан страховой блок, в который вошли компании: страховое общество «Альфа-Гарантии», «Остра-Киев» и «Веста». Дальнейшее расширение этого направления основано на использовании филиальной сети «Альфа-банка» для маркетинга страховых услуг.

[3] Консалтинговые услуги оказываются как в рамках отдельно созданных юридических лиц, так и внутренними подразделениями банка: финансово-экономическая экспертиза проектов, консультации по управлению портфелем, по оптимизации налогообложения и пр.

[4] В данном обзоре рассматривается только один критерий — доля рынка.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.