Йонас Риддерстрале: «Делайте бизнес Sexy inside»

Автор бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Йонас Риддерстрале – враг шаблонных решений. Он полагает, что бизнес должен быть в funky в любых обстоятельствах. Особенно в условиях кризиса. Об этом он заявил в эксклюзивном интервью Executive.ru.








Executive.ru: Глобальная экономика испытывает трудности: Европа в рецессии, Китай замедляет рост, в США не решена проблема долгов. До funky ли в этих условиях?

Йонас Риддерстрале: Я не вполне соглашусь с описанием тенденций в глобальной экономике. Если вы посмотрите прогнозы экономического роста и сравните их с показателями предыдущих периодов, то увидите, что раньше национальные экономики росли со скоростью примерно 3,4-3,7% в год, а теперь мы счастливы, если рост составляет хотя бы 2,5%. Но это не значит, что все плохо. Обратите внимание на американскую экономику, она достаточно быстро преодолевает кризисные явления. В ЕС положение более тревожное. Я считаю, что Европе не хватает конкурентоспособности, в том числе, если хотите, бизнеса в стиле funky. В Китае происходит перезагрузка: страна переходит от индустриальной фазы к следующей – инновационной. Этот переход позволит Китаю повысить эффективность национальной экономики. При этом Китай вызывает множество дискуссий по таким проблемам как открытость общества, демократия, права и свободы человека. Эти вопросы исключительно важны, если страна собирается делать ставку на инновационную экономику, для которой креативность значит очень многое. Хочу надеяться, что положение дел в этих сферах в Китае улучшится. Есть ли в этих условиях возможность вести funky бизнес? Несомненно: funky в моем понимании – нестандартный, небанальный бизнес, которому безусловно есть место в наше время: у нас невероятные перспективы, гораздо более захватывающие, чем мы можем себе это вообразить, наше будущее связано с инновациями, со способностью создавать нечто новое путем проб и ошибок и с доброжелательным отношением к этим ошибкам, поскольку без них инноваций не бывает.

Executive.ru: Как эти процессы скажутся на потребителе? Homo economicus умер или еще жив?

Й.: Не уверен в том, что он вообще существовал. С одной стороны, Homo economicus представляет собой теоретическую конструкцию в сознании экономистов. С другой стороны, потребитель сейчас ведет себя все более рационально, потому что имеет беспрецедентные возможности сравнивать предложения, используя возможности интернет-магазинов, таких как Amazon, причем сравнивать в глобальном масштабе. С третьей стороны, располагая огромной информацией, полученной в результате этих сравнений, человек в итоге делает выбор на основании эмоциональных, а не рациональных мотивов, например, покупает iPhone, а не смартфон Nokia или Samsung, не потому что у iPhone лучшая цена или лучшая электроника, а потому что он хочет, чтобы гаджет отражал его индивидуальность, его опыт. В связи с этим наиболее успешными в современном мире оказываются именно те компании, с брендами которых пользователи связывают подобные подобные настроения.








Executive.ru: Значит ли это, что funky бизнес ориентирован прежде всего на молодых людей?

Й.: Я бы сказал, на людей с молодым сердцем. При этом я хочу заметить, что идеи свободы, конкуренции, капитализма, рыночной экономики для стран бывшего Восточного блока и в Азии относительно новы, поэтому их разделяют прежде всего молодые люди. Отношение этих людей к миру имеет значение для бизнеса: компания не добьется успеха, пока не завладеет их вниманием, не привлечет их эмоционально. С этой точки зрения бизнес в стиле фанк действительно ориентирован на молодых.

Executive.ru: Для молодых людей, о которых вы говорите, общность в социальных сетях важнее, чем семейные связи. Почему так происходит?

Й.: Социальные сети помогают людям «достраивать» собственный образ, делая себя лучше или хуже. Это – новый институт, позволяющий взаимодействовать «эго» многих людей. В результате этого взаимодействия возникают беспрецедентные общности, объединения людей связанных культурными, религиозными или какими-то иными интересами. У моих детей, возраст которых 11 и 15 лет, множество друзей в социальных сетях по всему миру – некоторые из них реальные друзья, некоторые – виртуальные. При этом обычно у людей есть очень ограниченный круг контактов, которыми они действительно дорожат, этот список растет очень медленно. Страницу в Facebook я забросил пару лет назад, это занятие явно не для меня, но если другим нравится – пусть они поддерживают аккаунты в сетях, возможно, это ценный для них опыт.

Executive.ru: Как вы относитесь к онлайн-образованию: действительно ли за ним будущее, или это только имитация образования?

Й.: Это зависит от многих аспектов. E-learning требует от преподавателей совсем иных компетенций, чем реальный класс: то что работает в обычной школе, не работает в интернете. Я полагаю, что интернет 2.0 или 3.0 сможет, в том числе с использованием социальных сервисов, предложить людям нечто новое в образовании. Классическая образовательная модель настроена на передачу информации и только: преподаватель передает знания слушателям. Новая модель основывается на иных принципах: во-первых, у каждого человека есть определенные знания, которыми он может поделиться с другими. Во-вторых, знания все время трансформируются. Поэтому виртуальный класс – место, где знания не только передаются, но и создаются. Возможно, это гораздо более продуктивная модель, чем классическое образование.

Executive.ru: Где вы сейчас преподаете?

Й.: Я – приглашенный профессор в Ashridge Business School в Великобритании, кроме того я преподаю в Швеции в составе тренерской команды вместе с моими коллегами по Stockholm School of Economics. У нас есть обучающие программы по лидерству, по менеджменту. Также я участвую в корпоративных образовательных проектах.

Executive.ru: Чему сегодня должна учить бизнес-школа?

Й.: Думаю, что ответ на этот вопрос частично дал Стэн Дэвис в книге «Видение 2020», изданной много лет назад. Он сказал, что школа будущего – это не школа и не здание. Я считаю, что он прав. Бизнес-школа – это, конечно же, не здание. Сомневаюсь, что в бизнес-школе нужно изучать в таком объеме практику менеджмента. Обратите внимание, как увеличиваются расходы бизнеса на образовательные проекты: компании стараются обучать своих сотрудников, причем разными методами – и с помощью E-learning, и путем обучения прямо на рабочем месте. Обучение при этом длится 7 дней в неделю, 365 дней в году, оно интегрировано с практикой. Я считаю, что наши представления о том, что такое бизнес-образование, пора обновить.

Executive.ru: Пользователи нашего портала, живущие в России и на Украине в общении с редакцией E-xecutive.ru высказывали мысль, что нашим странам показана «новая индустриализация» или реиндустриализация. Вы с ними согласны?

Й.: Безо всякого сомнения часть индустриальных функций, ныне переданных на условиях аутсорсинга в Азию, в частности, в Китай, в конце концов вернется в Европу, в том числе в Восточную Европу, страны которой могут обеспечить относительно низкие цены на продукцию. Таким образом, в краткосрочной перспективе у России и Украины может появиться некоторый шанс. Но в долгосрочной перспективе ставку нужно делать не на обработку сырья, а на отрасли с высокой добавленной стоимостью, на интеллектуальную деятельность. Я понимаю, что политикам в России и на Украине трудно сделать этот выбор, но все же они будут вынуждена сделать его: экономика, базирующаяся на интеллекте людей, более устойчива, чем экономика, основывающаяся на минеральном сырье.

Executive.ru: Девять лет назад вы давали интервью порталу Executive.ru. Как за это время изменились ваши взгляды?

Й.: Вероятно я недооценил некоторые тренды, о которых мы с Кьеллом Нордстремом говорили в книгах «Бизнес в стиле фанк» и «Караоке -капитализм», хотя картину, которая дана в этих книгах, я по-прежнему считаю верной. Возможно, я переоценил значение интеллекта, человеческого капитала для современной экономики. Когда я работал над этими книгами, то был искренне убежден в том, что, если вы хотите построить современный успешный бизнес, то самый главный ваш рычаг – в интеллектуальный капитал. В реальности произошло нечто иное (в этом нас убеждает опыт Китая и Индии): знания очень быстро становятся чем-то вроде товара, commodities. Сейчас я считаю, что линия фронта, «фронтир», проходит через вовлечение: успешна та компания, которая умеет делать бизнес sexy inside.

Беседовали Андрей Семеркин, Инна Примак


Executive.ru выражает признательность организаторам мастер-класса Йонаса Риддерстрале, состоявшегося в рамках конференции «Стратегии, которые меняют правила игры» в Киеве - оргкомитету фестиваля-конкурса «Выбор года и компании IdeasFirst за помощь, оказанную при проведении интервью.

Источник изображения в анонсе: sib.fm

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Игорь Козуля Игорь Козуля Директор по маркетингу, Москва

Шведские профессора - молодцы! Поймали ''фишку'' в стиле funky бизнес и последовательно её развивают! Немного напрягла фраза последнего абзаца статьи: ''Возможно, я переоценил значение интеллекта, человеческого капитала для современной экономики'' - как-то не вяжется со всей статьей да и предыдущей деятельностью!

Менеджер, Санкт-Петербург
Игорь Козуля пишет: как-то не вяжется со всей статьей да и предыдущей деятельностью!
Очень даже вяжется... «бизнес Sexy inside» это следующая стадия развития после «funky бизнес » информация через Sexу доходит гораздо быстрее... и маркетологи это знают...
Старший консультант, Москва

Не очень эта фишка помогает заработать. блеснуть на подиуме- возможно, но денег этим не поднять.
Расскажу абсолютно правдивый кейс который был что называется у меня на глазах. Итак, в далекой далекой галактике.... Тьфу ты не так: не так давно, с одной компанией случилось вот , что:
Компания №1 в РФ по овощной заморозке. Владельцы - этнические армяне. Компания частная. Компания решила изменить концепцию, усилить фокус своего бренда и вообще освежить маркетинговое предложение своего бренда своим покупателям. Компания нанимает именитого маркетолога, тоже этнического армянина, человека который лично создал несколько федеральных брендов - назовем его Маркетолог. Этот маркетолог начинает курировать брендинговое агентство которое наняла эта компания для воплощения гениальных идей Маркетолога.
Причем нужно понимать, что Маркетолог был адептом такого взгляда на маркетинг: сидя в дорогом кафе с арт директором брендингового агентства, он внезапно громко закричал ''Бл*ди. Вы все бл*ди''. Все девушки которые были в кафе обернулись на крик, а маркетолог с удовольствием заметил''вот какой должен быть наш маркетинговый посыл - Секс. Влечение. Женщина. Любовь. Только это привлекает внимание''.
В итоге он разработал концепцию когда времена года ассоциировались с временем секса и любви в человеческой жизни. Ну то есть есть Весна - это юный секс, первая любовь, Осень - это зрелый секс и уже больше платоническая зрелая любовь двух уважающих себя людей. Ну и так далее. И все транслировалось на упаковку продуктов компании.
Проект в итоге был свернут, потому что собственник не решился на такой смелый эксперимент.
В итоге изменили немного дизайн упаковки - поправили шрифт и убрали завитушки из картинки, почистили немного дизайн. И все. Кстати продажи выросли.
-----------------------------------------------------------------

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.