Логистика в России

Экономическое развитие

Современное экономическое развитие мира и страны характеризуется дальнейшей глобализацией и специализацией. Нарастающая глобализация бизнеса приносит российским предприятиям новые проблемы и испытания. Национальные границы уже не имеют такого большого значения, как раньше. Возрастает роль регионов со специфическими экономическими потребностями, географическим положением и инфраструктурой. Конкуренция на рынке становится все более жесткой, увеличивается ценовое давление со стороны покупателей. Потребителям, в связи со значительным расширением ассортимента и номенклатуры товаров, станет значительно проще сравнивать предлагаемые товары и услуги.

Передовые компании создают региональные, межрегиональные, национальные, европейские и глобальные цепи закупок, производства и физического распределения, которые должны соответствовать постоянно возрастающим требованиям клиентов.

Сегодня мир развивается в направлении принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур. Новая экономика характеризуется значительным повышением объема потребления и радикальным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и услуг. Появление новых доступных услуг, товаров и каналов сбыта способствует бурному росту потребительского спроса.

В условиях новой экономики сводятся на нет многие преимущества традиционных компаний, такие как привилегированный доступ к клиентам, технологиям, рабочей силе и капиталу. В условиях новой экономики доступ к ресурсам имеют практически все. В условиях старой экономики компании выигрывали за счет знания специфики местного рынка. Стандартизация бизнес-процессов, продукции, языка общения и форматов передачи данных упраздняет это преимущество. Рынок продавцов постепенно трансформируется в рынок покупателей.

Современное состояние и развитие отечественной логистики неразрывно связано с развитием экономики страны в целом. Наблюдается тенденция дальнейшего роста объемов производства. Процесс экономического роста продолжается уже 38 месяцев. Рост экономики Российской Федерации в 2001 году, по разным оценкам, составил от 4,8 до 5,4%.

В перспективе во внешней торговле России будет происходить постепенное замещение сырья и энергоносителей готовой продукцией или ее составляющими. Все это требует внимания властей, как законодательных, так и исполнительных, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Концепция логистики

Многие из устоявшихся принципов работы компаний, которые были вполне приемлемыми для высших руководителей, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса, требуют детального анализа и пересмотра. Для сохранения и дальнейшего улучшения своих рыночных позиций компании должны предпринять ряд неотложных мер по повышению уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов.

В этой связи появляется настоятельная необходимость изыскания возможностей дальнейшего снижения уровня общих затрат, повышения качества обслуживания клиентов, реорганизации и реструктуризации деятельности компаний.

Речь идет о перестройке методов ведения бизнеса на основе концепции логистики.

Возрастающая роль логистики в современной экономике отражается в использовании ее возможностей в производственных и сбытовых процессах. В новом веке Россия должна идти в ногу с общемировыми тенденциями, и активное внедрение логистики следует рассматривать как одно из направлений дальнейшего развития экономики страны.

Логистическая концепция как система взглядов, способов, приемов и методов повышения эффективности функционирования логистических систем компаний способствует достижению единства и согласованности усилий всех работников организации.

Внедрение концепции логистики позволит гармонизировать внутренние и внешние бизнес-процессы, повысить эффективность деятельности структурных подразделений, сократить общие затраты и уменьшить себестоимость продукции, увеличить количество клиентов, расширить и, что немаловажно, удержать рынок сбыта, повысить качество обслуживания потребителей и укрепить репутацию компании.

Известно, что внедрение логистических принципов в управление материальными потоками позволяет снизить уровень запасов на 30–50% и сократить время движения продукции на 25–45%.

В странах Западной Европы, США и Японии доля расходов на материально-техническое обеспечение и транспортировку составляет 20% валового национального продукта или 30–40% стоимости конечного продукта, из которых половина приходится на хранение и содержание запасов материальных ресурсов. Во временном аспекте обеспечение и транспортировка занимают в затратах времени на доставку от первичного поставщика до конечного потребителя 98%, а собственно производство — лишь 2% времени всего цикла.

Руководителям большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известны. Но эти методы используются лишь в отдельных случаях и на уровне интуиции. В то же время, современные логистические концепции успешно применяются целым рядом ведущих российских компаний в стратегическом и оперативном управлении такими основными функциональными областями, как снабжение, производство и сбыт продукции.

Советом логистического менеджмента США дается следующее определение логистики: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».

Как видно, логистика охватывает все виды деятельности по перемещению продукции и информации между участниками цепи поставок.

Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

Эффективная система логистики компании позволяет своевременно и адекватно реагировать на такие различные факторы внешней среды, как политические, экономические, правовые, технические, технологические, социальные, экологические.

По мере усложнения рыночных условий повышается важность логистического подхода к управлению бизнесом. Это объясняется рядом факторов, среди которых расширение ассортимента и рост номенклатуры реализуемой продукции, возрастающий объем физических операций в системах снабжения и распределения, усложнение планирования производства, повышение требований потребителей к уровню обслуживания.

Чем больше компания основывает свое конкурентное преимущество на логистике, тем больше она обладает такими уникальными свойствами, которые трудно воспроизвести другим компаниям.

Современный рынок — «рынок покупателя» — предъявляет высокие требования к гибкости производства и времени удовлетворения рыночных потребностей. Данные требования согласуются с целью логистики на предприятии: предложить на рынке пользующийся спросом товар в необходимом количестве, к требуемому сроку, в нужное место и реализовать его по ценам, адекватным устойчивому экономическому развитию предприятия и обеспечивающим получение в рассматриваемых условиях его хозяйственной деятельности максимальной прибыли.

Существенное возрастание скорости материальных и финансовых потоков, сокращение числа звеньев в логистических цепях, уменьшение устойчивости и надежности их функционирования вследствие стремления к кардинальному уменьшению материальных запасов в производстве и распределительных сетях приводит к более динамичному взаимодействию объектов рыночных отношений.

Многие российские компании в настоящее время находятся на начальной стадии развития логистических процедур. Каждая компания должна пройти большой путь, прежде чем будет достигнут требуемый уровень качества логистических процедур. Очень важно при внедрении более совершенных логистических процедур не пытаться «перепрыгнуть» естественные стадии развития, которые компания должна пройти.

Необходимо навести элементарный порядок, прекратить практику конкуренции работников компании за ресурсы, за информацию.

Направление развития логистики должно идти таким образом, чтобы она соответствовала основным положениям бизнес-процессов. В области сбыта это должно быть ориентировано на то, чтобы уменьшались сложность и разнообразие форм, делая процесс производства и логистики более обозримым. Следует ограничивать комбинаторику и стимулировать процесс унификации, не уменьшая предложение товаров для потребителя. Тем самым ощутимое для покупателя разнообразие становится очевидным лишь на последней стадии производства и представляется более высоким качеством товара и его большим разнообразием.

В настоящее время активно развивается логистика конкретных отраслей экономики, таких как фармацевтика, лесная промышленность. Важно обеспечить учет отраслевых особенностей при условии сохранения концептуального единства логистического подхода.

Направления оптимизации логистики в компании:

  • создание эффективных организационных структур;
  • оптимизация складского хозяйства;
  • построение системы управления запасами;
  • рационализация использования транспорта;
  • оптимизация закупочной деятельности;
  • постановка системы учета и сквозного планирования в логистической системе;
  • решение проблем логистики с помощью информационных технологий.

Миссия Координационного совета по логистике заключается в продвижении концепции логистики как одного из важных инструментов повышения эффективности бизнеса на основе подготовки и повышения уровня квалификации специалистов по логистике. Для популяризации концепции логистики совет осуществляет регулярную организацию и проведение профессиональных семинаров в рамках таких международных выставок, как «ТрансРоссия», «Торговые технологии», «Складэкспо», «Склад. Транспорт. Логистика».

Специалистами Совета по логистике и Московского транспортного института разработана модульная учебная программа «Эффективная логистика», в том числе и по заочной форме обучения. Это дало возможность получения профессиональных знаний в области логистики и навыки решения логистических задач жителям различных регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Литвы, а также Венгрии. В течение последних 3 лет в рамках различных образовательных мероприятий совета прошло свыше 5 тыс. специалистов более чем 900 российских и иностранных компаний.

Помимо Координационного совета по логистике, которому в эти дни исполняется 6 лет, за последние годы созданы Международный центр логистики при ГУ ВШЭ, Национальный центр логистики, подкомитет по логистике при техническом комитете «Автоматическая идентификация» Госстандарта РФ, Комитет по логистике при Департаменте транспорта и связи Правительства Москвы, Совет по развитию фармацевтической логистики. Хотелось бы пожелать этим организациям результативной работы в области дальнейшего развития логистики в России и СНГ.

Логистический менеджмент

Логистический менеджмент можно определить как управление сквозными интегрированными бизнес-процессами, связанными с продвижением продукции и сопутствующих ему потоков от момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности с целью повышения эффективности деятельности компании. Объектом логистического менеджмента являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением сырья, материалов, незавершенной продукции и товаров.

Одной из важнейших задач логистического менеджмента является координация выполнения логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

Система логистического менеджмента увязывает в единое целое как внутренние бизнес-процессы, так и бизнес-процессы партнеров.

В основе логистического менеджмента лежит идея непрерывного мониторинга всей цепи поставок. Взгляд на повышение эффективности бизнеса в данном ракурсе предоставляет множество выгод. Руководство компании получает возможность оценить степень использования ресурсов, выявить источники и причины потерь, скоординировать деятельность работников в целях улучшения конечных результатов деятельности.

Внедрение логистического менеджмента в практику бизнеса позволяет значительно повысить организационно-экономическую устойчивость компаний на рынке. Внедрение логистического менеджмента в практику деятельности позволит снизить уровень запасов в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость инвестированного капитала, снизить себестоимость продукции, обеспечить более высокий уровень удовлетворения потребностей российских потребителей.

Системный подход

Логистика является классическим примером использования системного подхода к проблемам бизнеса. Системный подход к деятельности компании указывает, что цели компании могут быть реализованы путем учета взаимосвязи и взаимозависимости основных функциональных областей логистики.

Логистический объект рассматривается как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, с внутренними и внешними связями.

Интеграция

В настоящее время процессы интеграции наблюдаются не только между отдельными компаниями. Сегодня мы являемся свидетелями глобальной экономической интеграции: Европейский Союз, предстоящее вступление России в ВТО.

В течение последних десятилетий начинает преобладать интегрирующая функция логистики.

Интегрированная система логистического менеджмента обеспечивает координацию функций закупок, производства и распределения.

Руководители подразделений должны учитывать результаты последствий принимаемых ими управленческих решений на выполнение остальных функций и результаты деятельности компании в целом.

Необходимо формировать и совершенствовать механизмы взаимодействия и координации деятельности работников компании, а также партнеров (поставщиков, дистрибьюторов, дилеров, перевозчиков) в процессе продвижения продукции.

Необходимо решать задачи формирования взаимоувязанных планов обработки материального потока (координация планов производства с планами закупок и поставок материалов, планов транспортировки и продаж).

Альянсы

Чтобы выдержать напор конкурентной борьбы нужно переосмыслить и реорганизовать существующее разделение труда между поставщиком и клиентом, направленное на сотрудничество и взаимную выгоду.

Следует поддерживать кооперативный стиль общения на основе взаимного доверия и обмена информацией. Только на основе сотрудничества, носящего долгосрочный характер, экономически оправдываются инвестиции для всех партнеров.

Наблюдается тенденция преобразования системы деловых связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких альянсов, или сетей. Альянсы способствуют снижению затрат на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем. Современные технологии на основе интернета приведут к глобальной реструктуризации логистических сетей.

Меняется характер рыночной конкуренции: конкуренция отдельных компаний перерастает в конкуренцию союзов и альянсов в цепи поставок. Это требует разработки новых форм и методов управления, интеграции и координации деятельности партнеров в сфере производства и торговли.

Достижение стратегических целей бизнеса может быть возможным при интеграции логистических систем на основе сети. Работа компаний в рамках логистических сетей предоставляет ряд преимуществ, которые, в свою очередь, приводят к существенному снижению общих затрат с одновременным повышением качества функционирования всей системы. В современных условиях успех компании зависит не только от наличия собственных ресурсов, но и умения привлекать ресурсы и рыночные возможности других участников цепочки поставок на основе партнерского сотрудничества.

Особенностью логистического подхода является переход от разделения материального потока на несколько функциональных областей к управлению потоком как единым целым, по единым для всей логистической системы критериям, то есть к сквозному управлению разрозненными прежде потоками. Одно из преимуществ развития компании на основе логистической концепции заключается в управлении системой бизнеса в целом и повышении уровня взаимодействия и координации звеньев логистической цепи. Системы планирования и управления компанией должны охватывать всю цепочку движения сырья, материалов и готовой продукции.

Рост числа торговых, транспортных, экспедиторских, складских и других организаций-подрядчиков в цепи поставок влечет за собой повышение уровня сложности взаимодействия как между ними, так и между производителями и потребителями продукции.

Цепь поставок

Ведущие компании сегодня понимают и поддерживают концепцию цепи поставок, выходящую за рамки их бизнеса.

Сущность анализа цепочек поставок сводится к следующим положениям:

  • стоимость товара формируется на протяжении всей цепочки поставок, сказываясь критическим образом только на последней стадии — стадии продажи конечному потребителю;
  • на стоимости товара на пункте конкретной продажи критическим образом сказывается общая эффективность операций по всей цепочке поставок;
  • наиболее управляемыми с точки зрения стоимости являются начальные стадии производства товара, а наиболее чувствительными — последние стадии продаж.

Управление цепочкой поставок, прежде всего, позволяет синхронизировать операции, связывая разнородные бизнес-единицы в стройную управляемую систему, направленную на эффективное удовлетворение требований конечного потребителя.

Эффект от управления цепочкой поставок выражается в повышении уровня обслуживания клиента, оптимизации работы всех звеньев и связей цепи поставок и, следовательно, снижении себестоимости продукции, снижении транспортных расходов, улучшении положения компании на рынке, существенном сокращении времени выполнения заказа, возможности охвата более обширной территории.

Управление цепочками поставок — это весь процесс взаимодействия как внутри, так и вне компании, направленный не только на учет и управление цепочкой поставок, но и на оптимизацию затрат, возникающих в процессе взаимодействия.

Сущностью понятия цепочки поставок является рассмотрение при анализе производственно-хозяйственной деятельности, связанной с продажами, всей цепочки (точнее, сети), по которой товар из сырья превращается в готовое изделие и затем через систему продаж попадает к конечному потребителю.

Внутри цепочки поставок особое внимание обращается на сокращение тех видов деятельности, работ, операций, процедур, которые не служат созданию добавленной стоимости. Все затраты в области логистики, которые не служат созданию добавленной стоимости, необходимо свести к минимуму с тем, чтобы сократить затраты в целом. Необходимость принятия мер, направленных на сокращение расходов и улучшение результатов, находит отражение как в производственных, так и логистических показателях. Объем выполняемых работ должен быть ограничен сферами, которые относятся к базовой компетенции компании.

Основными элементами создания гибкой цепи с дополнительными услугами, позволяющими увеличить ее ценность для клиента, являются отсрочка и гибкость. Отсрочка — процесс, при котором производство по заказам для клиента начинается как можно позднее. Время начала основного производства откладывается до момента получения заказа. Гибкость заменяет обычную последовательность технологического процесса, где производство зависит от заказов.

Управление цепочкой поставок является существенным фактором успешного бизнеса. Цепь поставок представляет собой интегрированную структуру, в рамках которой организация объединяет усилия со своими поставщиками, чтобы эффективно довести продукцию до своих потребителей.

Успешные цепочки поставок в будущем будут контролироваться по новым целевым критериям.

В ходе этого динамичного процесса были разработаны новые концепции:

  • Концепция быстроты (стоимость + время) — скорость, с которой организация способна создать оптимальную структуру стоимости. Это является решающим фактором в процессе реструктуризации организации в целом, чтобы она всегда могла отвечать на изменение требований потребителей. В результате возникают виртуальные организации, в которых такие предпринимательские функции, как закупки, производство и сбыт, осуществляются по гибким контрактам. Компания же получает возможность концентрироваться на разработке продукта и маркетинге.
  • Концепция способности реакции (время + качество) — скорость, с которой организация способна реагировать на непредвиденные потребности. Нельзя отвечать на незапланированный и меняющийся спрос хаотичными, интуитивными и дорогими мерами. Общая цепь от субподрядчика на всем пути до потребителя направляется при помощи системы гибкого контроля.
  • Концепция минимализма (качество + стоимость) — стремление избежать ненужных инвестиций в соответствующие ресурсы: запасы, администрация, время, персонал и капитал.

В розничной торговле реализуется концепция эффективного ответа на потребности клиента (ECR) в направлении способности быстрой реакции. Оптимальное сочетание качества и стоимости и способность быстрой реакции входят в концепцию быстроты.

Влияние описанных целевых критериев является критичным для успеха компании. Процесс оптимального сочетания качества и стоимости и разумное использование ресурсов прямо влияют на снижение общих затрат. Способность быстро приспосабливаться к новым условиям рынка может принести дополнительный доход. Срочная доставка продукции может рассматриваться как решающий инструмент продаж.

Общие затраты

Быстрый рост, постоянно расширяющиеся масштабы бизнеса, огромные объемы перемещаемого сырья и готовой продукции и, соответственно, высокие затраты на их транспортировку и складирование — все это диктует необходимость активного использования методов логистики для снижения затрат.

Использование концепции логистики является одним из основных факторов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.

Вовлечение отдельных взаимосвязанных функциональных областей в общий интегрированный логистический процесс позволяет сократить нерациональное расходование ресурсов.

Грамотное и продуманное использование принципов и методов логистики позволит высвободить и направить финансовые ресурсы компании на дополнительные инвестиции.

Эффективность выполнения операций и процедур должна оцениваться с точки зрения вклада в конечные результаты деятельности компании.

Принцип общих затрат заключается в учете всей совокупности затрат, связанных с управлением потоками в цепи поставок.

По отчетным данным Европейской логистической ассоциации за 1999 год, применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов от 30 до 70%.

В странах с рыночной экономикой логистические затраты уже достигли минимума. Дальнейшее сокращение затрат невозможно или, как минимум, незначительно. Меняется структура стоимости. Повышение гибкости и уменьшение времени реагирования снижают значения элементов структуры стоимости, связанных с хранением запасов. В результате, из-за роста глобализации снижение общей стоимости все в большей степени зависит от транспортной составляющей структуры затрат. Административная составляющая, относящаяся к общей стоимости, остается постоянной или даже снижается. Большая часть усилий компенсируется автоматизацией и внедрением эффективных информационных технологий и систем.

Рост объемов взаимодействия и интеграции мировой экономики оказывает существенное влияние на рыночные и отраслевые структуры. Реформированию подвергается процесс создания добавленной стоимости. У покупателя значительно расширяется выбор, потому что сравнение товаров и услуг становится проще и доступнее. В результате покупатели считают само собой разумеющимся предложение товаров более высокого качества за меньшие деньги.

Применима и обратная взаимосвязь. Снижение расходов на взаимодействие обеспечивает компаниям больший доступ к клиентам. Вместо того, чтобы для охвата клиентов использовать дорогостоящую физическую инфраструктуру сбыта, поставщики имеют возможность продавать товары через интернет по всему миру с минимальными расходами.

Упрощение процесса работы с большим количеством поставщиков способствует разделению цепочки создания добавленной стоимости на отдельные специализированные компании. Чем глубже интегрируется мировая экономика, тем большую степень специализации могут позволить себе компании и тем полнее они могут использовать преимущества специализации для создания лучшего продукта за меньшие деньги.

По мере того, как снижение затрат на взаимодействие сокращает расходы, вызванные трудоемкостью операций, возрастает эффект масштаба.

В то же время, сохраняются возможности для успешного развития небольших компаний. Сокращается эффект потерь от небольших объемов, так как снижение расходов на взаимодействие позволяет даже маленькой компании стать звеном цепочки создания добавленной стоимости.

Выделяют два вида издержек компании в процессе производства товаров и услуг — расходы на преобразование и на взаимодействие.

Расходы на преобразование — это затраты производителя в процессе преобразования сырья в конечный продукт. Промышленная революция заключалась в радикальном снижении затрат на преобразование. В условиях старой экономики лидерами становились те, кто сумел максимально сократить эти затраты.

Расходы на взаимодействие — это расходы на построение логистики компании. Эффективное управление расходами на взаимодействие является залогом лидерства на рынке.

Тенденция роста затрат в сфере обращения приводит к необходимости исследования и анализа таких функциональных сфер деятельности, как прогнозирование спроса, обслуживание потребителей, распределение и доставка продукции, управление запасами. Специалиста по логистике можно сравнить с профессиональным «скрягой», который чуть ли не единственный во всей логистической цепи думает не над тем, как заработать, а как сэкономить.

Контроль над цепочкой формирования добавленной стоимости, являющейся одним из эффективных способов минимизации затрат на взаимодействие, может достигаться на основе вертикальной интеграции. На практике чаще всего применяются закрытые корпоративные структуры, не позволяющие внешним организациям предлагать решения, являющиеся в ряде случаев более эффективными, для предприятий, входящих в данную корпоративную структуру.

Для сохранения конкурентных преимуществ на рынке компании выбирают либо глобальный масштаб деятельности, позволяющий значительно снизить уровень общих затрат на единицу продукции (например, бизнес группы «Русский алюминий»), либо глубокую специализацию, позволяющую быть только одним из элементов в цепочке формирования добавленной стоимости — но лучше всех.

Существует ряд способов снижения конечной стоимости продукции — начиная от снижения доли собственной прибыли до получения скидок на закупочные цены от поставщика. Однако наиболее действенным является способ снижения общей стоимости путем сокращения непроизводительных расходов на различных этапах процесса поставок. Достичь существенного сокращения общих затрат можно путем совершенствования всей цепи поставок.

В целях оптимизации финансовой логистики необходимо применять различные схемы, формы и инструменты обеспечения финансовых платежей и расчетов, такие как аккредитивы, складские свидетельства, коносаменты.

Необходимо управлять общими затратами на продвижение продукции от поступления сырья и до доведения потребителю с целью максимально возможной их минимизации. Применяя интегрированные логистические методы для закупок, производства и распределения продукции, можно добиться существенного снижения уровня общих затрат. Это способствует снижению конечной стоимости продукции, что, в свою очередь, обеспечит доступность нужного товара по нужной цене в нужном количестве в нужном месте в нужное время для потребителя.

Эффективным путем к сокращению общих затрат является сокращение видов деятельности, процедур, работ, операций. Нельзя пытаться выполнить с низкими затратами то, что не нужно было делать вовсе.

Эффективный контроль над затратами требует оценки деятельности компании в целом. Для осуществления действенного контроля над логистическими затратами недостаточно контролировать только те затраты, которые образуются в пределах отдельного предприятия. Контроль над логистическими затратами требует выявления всех затрат в цепи поставок и ясности механизма их образования.

Уровень логистических затрат можно снизить, в частности, за счет:

  • проведения переговоров с поставщиками (покупателями) по установлению более низких отпускных (розничных) цен, а также торговых надбавок;
  • оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);
  • интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;
  • поиск более дешевых заменителей ресурсов;
  • улучшение взаимодействия компании с ее поставщиками и потребителями в цепи поставок; например, координация деятельности компании и ее партнеров в области транспортировки продукции снизит уровень затрат на складские операции, управление запасами, хранение и доставку готовой продукции;
  • исключение тех видов работ, которые не создают добавленной стоимости, путем анализа и пересмотра цепи поставок.

Логистическое обслуживание

Рыночная деятельность компании обуславливается ее миссией, определяющей деловую активность и поведение компании на рынке, ведущей к ее финансовому благополучию и стабильности. Логистика способствует реализации миссии компании с позиций удовлетворения требований потребителей, являясь стратегическим фактором достижения конкурентного преимущества. В миссии должна найти отражение и логистическая стратегия компании, ориентированная на потребителей. Эффективное взаимодействие подразделений, наличие эффективной системы коммуникаций, всемерная поддержка руководства способны внести весомый вклад в реализацию логистической стратегии компании.

Только в условиях конкурентной среды, по законам рынка происходят прогресс и улучшение качества услуг, внедрение новых технологий и расширение спектра деятельности.

Логистическая система компании эффективно работает на клиента тогда, когда такие основные элементы системы, как закупки, поставки, производство, складирование, транспортировка и распределение, функционируют как единый четко отлаженный механизм. Этого можно добиться, если в процессе выполнения заказов клиентов работники организации будут нести ответственность за результаты выполнения заказа в целом.

Поговорка «цепь надежна настолько, насколько надежно ее самое слабое звено» означает, что если отдельное подразделение не в состоянии сыграть свою роль в реализации эффективного механизма выполнения заказов, то все усилия специалистов других подразделений компании могут быть совершенно напрасными. В этой связи необходимо обеспечить постоянное согласование деятельности всех работников, вовлеченных в выполнение заказов.

Задача логистики заключается в обеспечении своевременного и точного исполнения заказов внешних и внутренних потребителей.

С расширением рынков товары обычно становятся более специализированными, а их потребители разбиваются на более мелкие сегменты. Специализация рынков означает, что обслуживание потребителей должно вестись по многим каналам распределения. В результате весь объем реализуемой продукции распределяется среди большого числа таких каналов и, следовательно, сокращаются возможности консолидации логистических операций с целью контроля над общими затратами ресурсов.

Наблюдается тенденция сокращения длительности цикла заказа. В качестве примера можно привести компьютерные процессоры.

Логистические услуги обеспечивают единство и непрерывность разобщенных по месту и времени закупочных, производственных и распределительных процессов, обеспечивают хозяйственные связи между отдельными предприятиями и регионами.

Наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых клиентами к качеству логистического обслуживания. С развитием рыночных отношений потребители получат все больше возможностей для сравнения и выбора лучших товаров и лучшего обслуживания.

Потребители будут требовать все более высокий уровень качества обслуживания. Уже сейчас компании, устанавливающие тесные отношения с потребителями и поставщиками, вынуждены существенно повысить качество своей работы.

Потребители хотят, чтобы сервис был изначально «заложен» в приобретаемые ими товары. Например, продукты питания будут покупать только в обработанном виде, уже готовыми к употреблению. В этой связи типичное изделие еще до начала логистического процесса содержит в себе более высокую добавленную стоимость. Для поддержки этой тенденции потребуется создание сложной и интегрированной производственно-маркетинговой системы.

Все функции и ресурсы, необходимые для эффективного выполнения заказов клиентов, должны быть объединены в мощный консолидированный механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, слаженно и профессионально.

Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики — правила «7R»:

1R (right product) — нужный товар;

2R (right quality) — необходимого качества;

3R (right quantity) — в необходимом количестве;

4R (right time) — в нужное время;

5R (right place) — в нужное место;

6R (right customer) — нужному потребителю;

7R (right cost) — с требуемым уровнем затрат.

Видно, что успех в «обращении» потенциальных клиентов в фактические зависит от оперативности и надлежащего выполнения их требований. Несоблюдение хотя бы одного из приведенных условий может привести к потере клиентов и, соответственно, определенной доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа клиентов от продукции — например, по причине длительного срока выполнения заказов.

Структуру бизнеса будет определять характер потребительского спроса, который необходимо удовлетворять.

Почти все функции связаны с процессом логистического обслуживания клиентов.

Качество логистического обслуживания заключается во всемерном удовлетворении потребностей клиентов. Это выражается в надлежащем выполнении заказов, исключении ошибок, сбоев, недопоставок; эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению качества обслуживания, обеспечения соответствия уровня обслуживания стандартам клиента, условиям договоров или контрактов.

Система управления логистическим обслуживанием должна основываться на следующих основополагающих принципах: ориентация на потребителя; ориентация на бизнес-процесс; ориентация на предотвращение ошибок и сбоев; ориентация на постоянное совершенствование.

Система логистического обслуживания является одним из основных компонентов в комплексе факторов, обеспечивающих конкурентное преимущество компаний, достигаемое через поддержание требуемого уровня обслуживания потребителей при одновременном снижении затрат на его обеспечение.

Суть концепций логистического обслуживания заключается в построении таких отношений с клиентом, в рамках которых возможно решение практически всех проблем клиента на основе изучения его потребностей (действует принцип «клиент всегда прав»). Основной задачей должна стать помощь клиенту сделать свой бизнес более эффективным и прибыльным на основе подробного анализа и снятия его «болевых точек».

При предоставлении логистических услуг важно учитывать особенности жизненного цикла продукции. Характер требований клиентов к обслуживанию меняется в соответствии с жизненным циклом продукта. Для того чтобы система обслуживания могла удовлетворять меняющиеся потребности потребителей, она сама должна со временем претерпевать изменения.

Разрабатывая стратегию обслуживания потребителей, следует четко представлять возможности компании в предоставлении логистического обслуживания. Для того чтобы обслуживание клиентов соответствовало ресурсным возможностям компании, должны быть выявлены базовые потребности клиентов.

Концепция «нацеленности на потребителя» должна быть подкреплена логистическими возможностями компании. Например, торговая сеть должна располагать современными системами и технологиями слежения за потоками товаров, позволяющими регулировать уровень запасов продукции. Заказы должны оперативно передаваться в распределительные центры и далее производителям, что позволяет непрерывно отслеживать тенденции на потребительском рынке. Оперативные данные о продажах необходимы производителям не только для планирования загрузки производственных мощностей, но также и для планирования инноваций и разработки новых продуктов. Такая система позволяет свести уровень запасов товаров к минимуму и устранить возможные задержки поставок. Ассортимент товаров на прилавках магазинов находится, тем самым, под постоянным контролем и при необходимости пересматривается для удовлетворения потребностей покупателей.

Стратегическая способность компании наращивать свою рыночную долю опережающими темпами, по сравнению с ростом в отрасли, зависит от ее умения привлекать и удерживать наиболее преуспевающих клиентов. Необходимо концентрировать ресурсы на избранных ключевых покупателях. Деловые связи должны быть нацелены на обеспечение роста бизнеса клиента. Насколько клиенты преуспевают, настолько благоприятные позиции отводят они своим поставщикам.

Концепция, ориентированная на потребителя, сводится к следующим основным положениям:

  • нужды и запросы клиентов важнее, чем продукты и услуги;
  • продукты и услуги приобретают значимость только тогда, когда они доступны и необходимы клиентам;
  • прибыль важнее, чем объем продаж.

Концепция всеобщего управления качеством основывается на следующих основополагающих принципах:

  • ориентация системы обслуживания на потребителя, от удовлетворения потребностей и ожиданий которого зависит рыночный успех компании;
  • непрерывное улучшение деятельности в области обеспечения качества обслуживания потребителей;
  • системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях процесса выполнения заказов;
  • смещение основных усилий в сфере обеспечения качества обслуживания в сторону человеческих ресурсов;
  • упор на отношение работников к делу, культуру производства, на стиль руководства;
  • участие всех без исключения работников в решении задач поддержания качества обслуживания потребителей (качество — дело каждого);
  • концентрация внимания на предупреждении и предотвращении ошибок, несоответствий, сбоев и недостатков обслуживания;
  • отношение к обеспечению качества обслуживания как к непрерывному процессу, когда качество обслуживания на конечной стадии процесса выполнения заказа является следствием достижения требуемого уровня качества на всех предшествующих этапах данного процесса (постоянное совершенствование);
  • ориентация на процесс обслуживания — деятельность всех работников организации организуется, осуществляется и управляется как процесс обслуживания потребителей (внутренних или внешних).

Для управления процессом предоставления обслуживания:

  • должны быть разработаны, внедрены и соблюдены различные инструкции;
  • необходимо осуществлять контроль над параметрами процесса обслуживания и их регулирование;
  • необходимо использовать квалифицированный и обученный персонал;
  • следует четко сформулировать критерии выполнения процедур обслуживания потребителей;
  • необходимо обеспечить стабильность выполнения процессов обслуживания.

Концепцию обслуживания потребителей можно в общем случае сформулировать как «better to prevent the disease then to cure it» («легче предотвратить, чем лечить»), или «копейка предотвращения стоит рубля устранения». Концепция акцентирует внимание на предотвращении недостатков организационными мероприятиями и предполагает, что процесс обслуживания планируется и реализуется таким образом, что он обеспечивает предоставление обслуживания требуемого уровня с первого же раза.

В методологическом плане принципиально важным для всего семейства международных стандартов ИСО 9000:2000 является то, что вся деятельность компании рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов. Соответственно, общее руководство качеством обслуживания осуществляется через управление всей совокупностью процессов, осуществляемых в компании.

Необходимо разработать комплекс нормативных показателей для оценки логистической деятельности компании как звена интегрированной цепи поставок. Качество в логистике измеряется такими параметрами, как время, стоимость, качество, надежность, безопасность.

Бизнес-процессы

Бизнес, который не развивается, умирает. Здоровый бизнес — это постоянно реорганизуемый бизнес. Каждая компания должна быть готова постоянно корректировать такие ключевые элементы, как производственные стандарты, системы поощрения, стандарты качества, процессы и структуры бизнеса в целях соответствия постоянно меняющимся современным рыночным условиям.

Организация логистических процессов является одним из ключевых вопросов для любой компании. Затраты на логистические операции составляют значительную долю в общих расходах. Нерациональная организация процессов логистики негативно влияет на себестоимость продукции, снижает ликвидность, замораживает оборотные средства. Все эти факторы снижают рентабельность компании и, соответственно, ее акционерную стоимость.

В процессном подходе различают базовые процессы (процессы, создающие добавленную стоимость), обеспечивающие процессы, процессы управления, процессы развития.

Результативность выполнения каждой функции оценивается вкладом в достижение глобальной цели организации.

Задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании должны быть увязаны в единую интегрированную систему с бизнес-процессами партнеров и потребителей.

Логистическая деятельность связана с выполнением заказа (от приема заказа до получения потребителем выполненного заказа) и потоком ресурсов (начиная с закупки сырья и заканчивая сбытом готовой продукции). Сложность процесса выполнения заказов предопределяет необходимость четкой регламентации выполнения логистических операций.

Одной из наиболее сложных задач является перевод деятельности организации с функционального подхода на процессную ориентацию.

Ответственность специалистов функциональных подразделений обычно четко разграничивается по вертикальным функциям. В горизонтальном процессе они отвечают, как правило, только за отдельные его стадии. В этой связи руководитель службы логистики компании назначается ответственным за процесс выполнения заказов. Такая ответственность за процесс обеспечивает улучшение связей между сотрудниками функциональных подразделений, повышает степень координации деятельности подразделений, ориентирует систему обслуживания на удовлетворение потребностей потребителей.

Информационные системы и технологии

Информационное обеспечение логистики на предприятии, то есть переработка, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено для интегрирования инструментов управления — планирования, контроля и организации, а также для соединения системы управления с системой исполнения.

В таких условиях работники осознают себя не просто исполнителями некоторого набора предписанных им функций, а участниками осуществления бизнес-процессов и, в конечном счете, достижения целей компании. К такому идеалу позволит приблизиться мощная корпоративная информационная система с интегрированной функцией планирования ресурсов компании.

Высока роль информатизации и автоматизации бизнес-процессов при управлении материальными потоками в холдинговых компаниях, основной спецификой которого является сложный комплекс материальных, информационных и финансовых потоков, опутывающих несколько предприятий, интегрированных в холдинг. Необходимо внедрение корпоративной информационной системы, реализующей концепцию ERP, которая обеспечит доступ в режиме реального времени ко всем необходимым данным о состоянии материальных потоков холдинговой компании. Корпоративная информационная система обеспечит возможность или, по крайней мере, создаст предпосылки к автоматизации бизнес-процессов, что позволит экономить ресурсы холдинговой компании и, в дальнейшем, минимизировать фактор человеческой ошибки, что и является важнейшим при управлении запасами продукции в компании.

Взамен локальной информационной системы каждого подразделения формируется единая система автоматизации информационных потоков, что исключит повторное занесение одной и той же информации о заказах в базы данных. Интеграция информационных систем подразделений позволит исключить непроизводительные дополнительные затраты рабочего времени работников, повысить эффективность их труда, исключить раздробленность внутреннего информационного потока, а также ошибки и возможные искажения при ручном переносе данных из одной системы в другую.

При работе с единой информационной системой все участники процесса логистического обслуживания должны четко представлять важность их вклада в результаты функционирования всей системы в целом. При этом должна поддерживаться строгая дисциплина ведения, протоколирования, поддержания и пополнения единой базы данных. В противном случае, если на каком-то участке информационного потока происходит сбой, то это сводит на нет усилия всех остальных участников процесса. Например, если сотрудник отдела продаж не зафиксировал факт подписания договора на поставку, а сотрудник бухгалтерии — факт поступления денег на расчетный счет, то система перестает работать для службы логистики.

Интегрированная информационная система является, прежде всего, мощным инструментом управления, способствующим повышению эффективности работы компании, ее конкурентоспособности и, следовательно, увеличению доходов, поскольку оперативная и адекватная информация о ходе дел, предоставляемая системой, позволит быстро принимать правильные управленческие решения.

Следует отметить насущную необходимость организации непрерывного взаимодействия между информационными системами предприятия-грузоотправителя, выполняющих перевозку транспортных предприятий (включая складские базы и перегрузочные пункты при международных перевозках) и предприятия-грузополучателя. Если под объектом управления в логистике понимать полный «жизненный цикл» товара, от сырья и комплектующих до конечного потребителя, который зачастую пересекает множество государственных границ, то информационная поддержка цепи поставок должна включать как необходимые элементы контроль отгрузки и оперативное сопоставление данных о продвижении заказов с базой данных заключенных договоров на поставку.

Служба логистики

Тесное взаимодействие подразделений компании обеспечивает оптимизацию их деятельности и системную устойчивость компании. Однако без имеющейся в структуре организации службы логистики, выполняющей интегрирующую роль, снижается эффективность функционирования компании, становится невозможным ее дальнейшее развитие.

Работникам компании важно иметь общее представление о том, какие функции в процессе логистического обслуживания клиентов на них возложены. Необходимо сформировать систему четко определенных должностных инструкций работников. Важным представляется разработка четкой системы должностных обязанностей специалистов по логистике, способствующих надлежащему выполнению логистических процедур.

Следует подчеркнуть, что служба логистики не подменяет собой соответствующие функциональные подразделения компании. В большинстве случаев количество и объемы заказов могут быть такими, что они не позволят специалистам службы логистики качественно и детально охватить все аспекты выполнения заказов. В этой связи работа по координации выполнения заказов не должна подменяться работой по управлению выполнением заказов, связанных с решением множества организационных задач в ходе выполнения логистических операций. Перед службой логистики ставится задача не решения возникающих проблем, сбоев, недопоставок и других конфликтных ситуаций, а их анализ и перераспределение по другим службам, не погружение в многочисленные, порой сугубо технические детали процесса выполнения заказов, а координация укрупненных блоков задач.

Персонал

Человеческие ресурсы являются ключевым ресурсом компании. Человеческий фактор становится все более решающим и, одновременно, ограничивающим фактором в развитии бизнеса компании. Активное участие работников компании в разработке и реализации логистической концепции не только усилит степень их мотивации к согласованной работе, но также, благодаря зарождению новых идей, может значительно улучшить содержание самой концепции.

Каждая компания имеет некоторое количество различных долгосрочных и большое количество краткосрочных оперативных целей, которые необходимо достичь к определенному сроку. Ежедневно работникам компании приходится сталкиваться с большим количеством мелких, часто повторяющихся задач, решение которых и ведет к достижению этих целей. В свою очередь, руководителям отделов и старшим менеджерам, то есть тем лицам, которые несут наибольшую ответственность за успешное достижение целей, приходится следить за ходом выполнения задач сотрудниками, планировать новые задачи, распределять задачи между сотрудниками, разрешать конфликты и внештатные ситуации, подготавливать и предоставлять информацию в другие отделы и своему руководству, принимать решение о смене приоритетов задач, откладывать выполнение задач, не забывая об их возобновлении. Другими словами, работники должны, опираясь на опыт и знание прошлого, ясно представлять себе настоящее состояние дел, четко видеть цели и возможности для их достижения. Таким образом, для успешной деятельности необходимо иметь возможность оперативно работать с информацией, относящейся к прошлому, настоящему и будущему.

В настоящее время ощущается явный недостаток специалистов, имеющих не только хороший опыт практической деятельности, но и владеющих фундаментальными знаниями из области логистики. Специалисты по логистике должны обладать знаниями из функциональных областей снабжения, производства и сбыта, знать их общие взаимосвязи.

Необходимо обеспечивать условия для постоянного повышения уровня профессиональной квалификации специалистов по логистике, так как их квалификация прямо влияет на степень мотивации и результаты работы.

Подготовка персонала

Руководителям и специалистам компаний очень важно знать способы и методы применения концепции логистики для достижения конкурентного преимущества на рынке.

Для получения практических навыков в области логистической деятельности следует шире практиковать систему прохождения студентами разнообразных программ стажировок в компаниях. В европейских университетах производственная практика занимает половину времени, отведенного на обучение в области логистики.

Координационный совет по логистике приветствует открытие специальности «Логистика» и начало подготовки специалистов по логистике в ряде российских вузов. Необходимо совершенствовать методику преподавания логистических дисциплин, особенно в системе бизнес-образования. Необходимо расширять систему подготовки квалифицированных преподавателей. Следует активизировать работу различных методических советов.

Программы обучения и повышения уровня квалификации специалистов по логистике должны реализовываться на плановой основе. Обучение специалистов по логистике позволит минимизировать ошибки в выполнении операций, исключить сбои в ходе выполнения заказов, повысить качество обслуживания, расширить рынок потребителей, улучшить конечные результаты деятельности компании.

В первую очередь следует обеспечить обучение и повышение уровня квалификации работников, непосредственно отвечающих за выполнение заказов клиентов.

Стандартизация в области логистики

Необходимо разработать институт прецедентов. Необходимо провести работу по формированию единообразной унифицированной логистической терминологии. Работники компаний должны говорить на одном языке, оперировать схожими терминами и понимать друг друга.

Закупки

Реорганизация системы материально-технического обеспечения компаний направлена на оптимизацию движения материально-технических ресурсов и связанной информации от заявки до точки потребления, что ведет к повышению эффективности управления внутри компании, предотвращению нерационального расходования и потерь товарных, финансовых и трудовых ресурсов и к укреплению позиций компании на рынке.

Организация эффективной системы поставок материальных ресурсов является одним из ключевых конкурентных преимуществ любой компании. На сегодняшний день большинство ведущих компаний мира активно используют методы и принципы логистики при управлении поставками, запасами, процессами складирования, достигая значительной экономии издержек.

Таможня

Несовершенно таможенное законодательство. Значительное время составляют задержки при прохождении национальных границ.

Транспортировка

Среди грузоотправителей будет наблюдаться тенденция использования все меньшего количества логистических провайдеров в стремлении повысить уровень качества услуг, сократить общие затраты ресурсов и укрепить деловые связи. Большинство грузоотправителей, как правило, выделяют для себя ключевую группу экспедиторских фирм, способных обеспечить достижение установленных стандартов качества.

Хорошо развитая и надежно функционирующая банковская система способствует повышению эффективности торговых и транспортных операций, а развитая логистическая инфраструктура и квалифицированная рабочая сила облегчат операции с подготовкой к транспортировке, маркировке, сортировке и отгрузке грузов.

Ограничения на перевозку товаров в Европейском Сообществе практически исчезли. Тенденция идет в направлении интенсификации товарообмена между компаниями, а в результате возрастает интенсивность потоков как сырьевых ресурсов, так и готовой продукции между огромным количеством фирм. Значительная интенсификация перемещения товаров требует поиска новых технических и организационных решений, которые в современных рыночных условиях обеспечивали бы эффективное перемещение товаров, с точки зрения клиентов. Эти задачи в настоящее время решают различные транспортные и экспедиторские фирмы, которые планируют, организуют и контролируют движение товаров в цепи поставок, выполняя требования клиентов по времени, месту, качеству и уровню цен. Однако, с точки зрения ряда производственных и торговых компаний, деятельность экспедиторских и транспортных фирм не всегда удовлетворяет требованиям с точки зрения затрат. Идет поиск других форм, обеспечивающих более эффективное функционирование цепи поставок. На современном рынке товародвижения наблюдаются следующие тенденции:

  • растут потоки массовых товаров, которые требуется поставлять в соответствии с принципом «от двери до двери»;
  • ужесточаются требования клиентов по времени поставок, возможностям лучшего использования транспортных средств в процессе эксплуатации, обеспечению сохранности качества и количества товаров во время транспортировки, выполнения перегрузочных и перевалочных операций, операций хранения, по высокому качеству всего процесса перемещения груза, а также низкому уровню тарифов;
  • возрастают потребности со стороны клиентов на комплексное логистическое обслуживание, а не только на транспортные услуги;
  • появляются требования клиентов по быстрому информированию, касающемуся состояния реализации отдельных этапов перемещения товара, статуса заказа;
  • имеет большое значение наличие эффективной системы финансовых расчетов, охватывающей все звенья цепи поставок.

В условиях глобализации транспорт приобретает все большее значение как фактор конкурентоспособности компании. Все возрастающие объемы производства в мировых точках роста — Европе, США и Азии — порождают значительное увеличение грузопотоков между ними. До настоящего времени основная часть таких потоков проходит вне территории России. Для того чтобы груз пришел на российские транспортные системы, необходимо создать для его транспортировки условия лучшие, нежели на альтернативных маршрутах. Особенности конкуренции за транзитные грузопотоки в настоящее время заключаются в том, что борьбу за них ведут государства и их альянсы с транспортными компаниями. У государства должна иметься четко сформулированная и научно обоснованная транзитная политика с действенным механизмом ее реализации.

Необходимо решить проблемы, в основе которых лежит конфликт интересов различных ведомств. К ним следует отнести вопросы создания благоприятного режима таможенного оформления грузов в пунктах пропуска через таможенную границу Российской Федерации, исключающего осуществление тотального досмотра, к чему часто стремятся таможенные органы в ущерб интересам транспортников и грузовладельцев; рационализацию работы пограничной, санитарной, ветеринарной и других служб на государственной границе и снижение затрат времени на проведение процедур.

В будущем будут проходить объективные процессы, связанные с изменениями на мировых товарных рынках, которые определяют распределение грузовой базы; с изменениями на рынках транспортных услуг, влияющими на распределение грузопотоков; с действиями различных государств, влекущими изменения условий перевозки грузов. В этой связи потребуется постоянный мониторинг развития грузовой базы, процессов, происходящих на мировых рынках транспортных услуг и в политике различных стран и их альянсов, прогнозирование динамики происходящих процессов и выработка соответствующих адекватных мер реагирования на них.

Необходимо формировать рациональные схемы транспортировки и выбирать оптимальные схемы в соответствии с заданными потребителями критериями и условиями договора поставки.

Одним из основных условий повышения доли рынка транспортных услуг является достижение высокого качества транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев, отвечающего международным стандартам.

Перевозки грузов являются сложным логистическим процессом, затрагивающим множество ключевых аспектов деятельности не только самих перевозчиков, но и субъектов, обеспечивающих их организацию и контроль над выполнением. Реализация каждого функционального этапа этого процесса приводит к возникновению материальных, информационных и финансовых потоков и, как следствие, к затратам, определяющим и уровень конечных цен на товары. По оценкам специалистов, транспортные расходы могут составить от 40 до 60% от общей цены товаров. Снижение доли этих затрат является одной из важнейших задач транспортной логистики, решающей задачи перемещения требуемого количества продукции в нужное место, лучшим маршрутом, за требуемое время и с наименьшими затратами.

По отчетным данным Европейской логистической ассоциации, за 1999 год производительность труда работников компаний, занятых на транспортировке грузов, благодаря применению принципов логистики, увеличилась в целом на 10%.

В перспективе будет наблюдаться отказ от собственных транспортных средств многих промышленных и торговых компаний в связи с делегированием логистических услуг специализированным предприятиям — логистическим провайдерам. Складские функции, управление запасами, поддержание внешних снабженческих складов все чаще будут передаваться логистическому провайдеру. Все это четко предопределяет ориентацию компаний на решение проблем в основной своей профессиональной сфере деятельности.

Управление запасами

Основная задача управления запасами — обеспечить успешное достижение целей компаний при минимальных затратах.

Должны быть разработаны прозрачные и четкие схемы отчетности и ответственности во всем, что касается перемещения и хранения запасов.

При осуществлении транспортно-складских операций необходимо решить задачу как можно большей минимизации запасов продукции, хранящейся на складе.

Компании в случае распределения продукции на региональных рынках вынуждены планировать содержание большего объема запасов, чем это требуется для обычной работы. Из-за расширения географических масштабов деятельности срок поставок увеличивается, а колебания продолжительности времени доставки становятся более частыми и имеют значительный разброс. Более того, неопределенность, потенциально свойственная региональным связям, также требует увеличения размеров страхового запаса во избежание срывов поставок и колебаний спроса.

В связи с насыщением рынка товарами и, как следствие, все более обостряющейся конкуренцией в России происходит переход от рынка продавца к рынку покупателя, что вызывает необходимость быстрого реагирования торговых систем на постоянно изменяющиеся требования потребителей. Поэтому в сложившейся ситуации для максимального удовлетворения потребительского спроса необходимо поддерживать соответствующий запросам покупателей уровень запасов. Но с точки зрения синтеза логистических и маркетинговых принципов управление запасами — это балансирование между двумя целями, взаимоисключающими друг друга в своих полярных точках: сокращение совокупных затрат, направленных на содержание запасов, и обеспечение бесперебойного удовлетворения потребителя. Данное утверждение позволяет выделить правило управления запасами: увеличение запасов целесообразно до тех пор, пока предполагаемая выгода превышает затраты по содержанию дополнительных запасов и отвлечение оборотных средств. В нестабильной экономике, с большой вероятностью невыполнения условий первоначальных контрактов или возникновением непредвиденных заказов, приведенное выше правило следует также скорректировать на упущенную прибыль, связанную с отсутствием требуемых потребителем материалов или готовой продукции. Отсюда следует, что для того, чтобы соблюсти вышеперечисленные требования, необходимо относиться к управлению запасами как к сложному процессу, требующему непрестанного внимания менеджеров по логистике. Под управлением запасами следует понимать непрерывный циклический многогранный процесс, имеющий целью поддержание минимального для предприятия и максимально удовлетворяющего требованиям рынка, компромиссного, уровня запасов. Такой уровень запасов следует считать оптимальным.

Основной задачей менеджеров по логистике в компании является разработка взаимосвязанной совокупности экономико-математических и организационных методов формирования системы управления материальными потоками на предприятиях компании. Система должна обеспечивать максимальное удовлетворение потребительского спроса при минимальных затратах в каждом узле траектории движения материального потока товаропроводящей сети.

Для функционирования большинства сбытовых процессов необходимо наличие материальных запасов, однако их величина должна находиться на оптимальном уровне.

Анализ существующих методов и моделей управления запасами показал, что большинство из них является теоретическими, поскольку в них не рассматривается фактор неопределенности поставок.

Благодаря внедрению логистики, многие предприятия последовательно связаны друг с другом, производство и система запасов приобретают взаимосвязанный характер. В такой ситуации, анализируя систему управления материальными потоками, необходимо исходить из подхода системного регулирования, позволяющего гармонично соединить все звенья и соразмерить объемы сбыта и запасов. Следовательно, для рационального управления запасами на предприятии необходима разработка стратегии управления запасами, которая заключается в создании четкого формализованного алгоритма бизнес-процессов по планированию, закупке и распределению товарных потоков по предприятиям холдинга.

Распределение товаров

В силу своей выраженной ориентации на конечного потребителя, логистический подход значительно отличается от технологий простой дистрибуции, что налагает определенные требования на организацию сбытовой деятельности компании.

В условиях, когда экономика России, а вместе с ней и потребление, быстро оживают, становится очевидным недостаточное количество и устаревшее оборудование грузовых терминалов и распределительных центров.

Задача распределительной логистики заключается в обеспечении наличия требуемого ассортимента на складах потребителей при минимальном уровне запасов и минимальных затратах на обработку заказов и их доставку. Необходимо формировать налаженные отношения с дистрибьюторами для оперативного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов.

Наряду с развитием дистрибьюторской сети, существует много возможностей для эффективного развития торгового бизнеса. Одним из перспективных направлений является формирование сетей распределения, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров, розничных сетей. Необходимо согласование действий участников такой структуры на основе единых стратегических целей, унификации используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя.

Хорошо налаженный сбыт продукции для производителя не менее важен, чем сам производственный процесс.

Важной особенностью рынка России являются региональная неоднородность и огромная территория. Для того чтобы поддерживать свою долю на рынке, необходимо охватить регионы.

Электронный бизнес

Все большую роль в отношениях между компаниями начинают играть электронные формы взаимодействия.

Под влиянием этих факторов происходят изменения в философии крупного корпоративного бизнеса: деловое сообщество компании — ее поставщики, поставщики поставщиков, дилеры (в основном, малые предприятия) и конечные потребители — начинает восприниматься как важнейший актив бизнеса.

Электронный бизнес — это новая модель ведения бизнеса, которая позволяет улучшить обслуживание клиентов и сократить затраты, выявить новые каналы сбыта и обеспечить конкурентное преимущество.

Согласно «Словарю терминов электронного бизнеса» от компаний PricewaterhouseCoopers и eTops Consulting этому явлению было дано следующее определение: «Электронный бизнес — повышение эффективности бизнеса, основанное на использовании информационных технологий, для того чтобы обеспечить взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости».

Понятие «электронный бизнес» шире понятия «электронная коммерция», которое касается только коммерческой деятельности, поскольку охватывает всю систему взаимоотношений с партнерами и заказчиками.

Согласно тому же источнику, электронная коммерция — коммерческая деятельность (маркетинг, подача предложений, продажа, сдача в аренду, предоставление лицензий, поставка товаров, услуг и информации) с использованием компьютерных сетей или интернета.

Интернет-коммерция, торговля в интернете, — коммерческая деятельность в интернете, когда процесс покупки/продажи товаров или услуг (весь цикл коммерческой/финансовой транзакции или ее часть) осуществляется электронным образом с применением интернет-технологий.

Согласно закону Мура (Moor), возможности информационных и компьютерных технологий возрастают экспоненциально, в то время как их стоимость снижается. Развитие интернет-технологий достигло важного для бизнеса этапа, когда разработка интернет-решений перестает быть технологической диковинкой и становится доступной в форме готовых приложений и разработок. Постоянно снижающаяся стоимость разработки и накопленный опыт у компаний-поставщиков web-решений делает эффективные решения в области электронного бизнеса доступными и широкому кругу средних компаний.

Предприятия электронного бизнеса имеют возможность разрабатывать и предоставлять новые виды продукции и услуг для существующих и новых клиентов, повышать качество обслуживания, создавать новые каналы получения доходов и увеличивать объемы продаж. Кроме того, они могут сокращать традиционные затраты, связанные с управлением бизнесом, и повышать тем самым прибыли на инвестированный капитал.

Благодаря интернету, время заключения электронных сделок сокращается до нескольких минут, тогда как в традиционной экономике этот процесс может длиться неделями.

Как средство коммуникации, интернет открывает множество возможностей, он доступен 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году, и, главное, для интернета не существует барьеров, границ и расстояний. Но интернет при этом — совершенно новая среда, где недостаточно иметь опыт управления реальным магазином, как, собственно, недостаточно и быть профессионалом в области программирования и высоких технологий. Для успешного осуществления бизнеса в интернете необходимо равноправное взаимодействие обеих областей знаний. В сущности, электронная торговля типа бизнес-потребитель (В2С, business-to-customer) подчиняется тем же законам бизнеса, что и традиционная торговая компания, и не имеет существенных отличий в функционировании. В обоих случаях — и в традиционной, и в интернет-торговле — благополучие на рынке зависит от квалификации руководства (менеджмента), персонала, слаженной работы логистической базы и системы продаж.

Одним из существенных преимуществ интернет-торговли по сравнению с традиционной торговой компанией является возможность предложить потребителю неограниченный ассортимент товаров, что невозможно в обычных магазинах, ограниченных площадями торговых залов. В обычном магазине, чтобы представить расширенный ассортимент товаров, пришлось бы в качестве витрин использовать огромные торговые площади, омертвить большой объем финансовых средств для того, чтобы все наименования товара имелись в наличии. Интернет-магазин может представить на выбор покупателю любое количество информации о неограниченном множестве товаров с их изображениями, затрачивая на это несопоставимо меньшую сумму. При этом интернет-магазину совсем не обязательно иметь этот товар в наличии на складе и заранее приобретать его. Заказ товара у поставщика интернет-магазин может совершить после получения заявки покупателя.

Такое множество весьма весомых преимуществ сделало электронный бизнес чрезвычайно привлекательным. Однако наряду с достоинствами электронный бизнес обладает и отрицательными сторонами.

Одним из отрицательных моментов при переходе компании на электронный тип ведения бизнеса являются высокие требования к системам управления внутри предприятия, поэтому перед переходом на электронный бизнес в интернете надо позаботиться о переводе бизнеса на электронные рельсы внутри предприятия.

ERP (Enterprise Resource Planning) — управление всеми ресурсами предприятия, включая финансовые, маркетинговые и человеческие; моделирование возможностей; поддержка принятия решений; аналитические инструменты. ERP также позволяет выходить за границы предприятия — например, управлять цепочками поставщиков и заказчиков.

Для множества западных фирм это условие не является большой проблемой, поскольку уже достаточно давно весь бизнес внутри компаний идет в электронном виде и многие компании являются обладателями систем управления типа ERP, поэтому электронная коммерция для них — лишь естественный эволюционный шаг, так как иные методы реинжиниринга исчерпаны. На протяжении последних лет западные компании вкладывали значительные инвестиции в развитие внутренних интегрированных систем управления производством, снабжением, отношениями с покупателями. Большинство западных компаний рассматривают создание электронных торговых площадок как закономерный результат эволюции своих собственных корпоративных порталов — систем, позволяющих объединять информацию, поступающую от разных подразделений предприятия, и оперативно ею управлять.

Совсем по-другому дела обстоят в России, где уровень автоматизации и электроники в управлении крайне низок, ни сбыт, ни закупки в электронной форме не организованы и большинство отечественных программ системы управления можно классифицировать как MRP. Стоит отметить, что среди российских компаний лишь единицы имеют возможность приобрести подобные системы, поскольку они чрезвычайно дороги и имеют низкую самоокупаемость. Отсюда можно сделать вывод, что российская компания может столкнуться с серьезными трудностями, решив перейти в электронную коммерцию и не организовав электронной системы бизнеса внутри компании.

Традиционная модель бизнеса, преобладающая последние полвека, предусматривает, что компании обладают мощной материальной базой. Предложения по совершенствованию и синхронизации цепочки взаимоотношений «поставщик-потребитель» строились с условием, что компания контролирует и, что предпочтительнее, включает в состав собственных активов большую часть этой цепочки. Создавая наилучшую цепочку и модель производства, компании стремились быть по возможности независимыми в действиях, держать под собственным контролем всю цепочку «поставщик-потребитель» от начала до конца. Однако, в то же время, преимущество компаний, применяющих электронные бизнес-технологии, над традиционными компаниями в плане финансовых показателей стало очевидным. Электронный бизнес оказался гораздо подвижнее и гибче и смог добиться большего прироста доходности капитала. Объяснить этот факт можно тем, что электронный бизнес позволяет декапитализировать производство с помощью аутсорсинга — передачи производственных и вспомогательных функций другим компаниям. В стремлении увеличить прирост доходности капитала и сконцентрировать усилия на основной деятельности брэнд-компании все меньше опираются на свой физический капитал. Передача составляющих производственного процесса, связанных с физическим капиталом, и вспомогательных функций внешним структурам и распределение их по цепочке «поставщик-потребитель» — такова стратегия таких компаний. Эти внешние структуры готовы предложить брэнд-компании, не обладающей собственным большим капиталом, цепочки «поставщик-потребитель», цепочки «спрос-предложение», а также различные услуги: обработка финансовой информации, учет, технологические сервисы, подбор персонала и т. п. Ясно, что перекладывание производственных функций и связанных с ними производственных процессов на внешние структуры дает возможность высвободить значительный объем капитала, который можно направить на разработку брэндов, привлечение потребителя, управление снабженческой сетью и другие процессы, обеспечивающие лидерство в отрасли.

При интеграции традиционной компании в интернет-бизнес аналитики консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers выделяют 4 стадии этого процесса.

На первой стадии компания использует сеть только как дополнительный маркетинговый канал, дело, как правило, ограничивается созданием сайта и базы данных клиентов. Никаких принципиальных изменений ни в поведении, ни в структуре компании на этой стадии еще не происходит. Но и эффект от использования сети невелик.

На второй стадии интернет становится уже инструментом бизнеса, связывая бизнес-процессы 3 ключевых фигур рынка — поставщика, самой компании и потребителя, — когда все трое создают единую электронную цепочку поставок, в которой потребитель может управлять складом своего поставщика, формируя заказ на производство. Только на этой стадии и начинается использование интернет-технологий во взаимодействии между хозяйствующими единицами, собственно сам интернет-бизнес.

Единая для поставщика, производителя и потребителя цепочка управления производственными процессами резко снижает затраты на их взаимодействие, а это, в свою очередь, приводит к сокращению общих расходов на производство. О масштабе этого сокращения можно судить по данным обследования, проведенного McKinsey & Company: с 1995 года и до настоящего времени стоимость затрат на взаимодействие упала в 2–3 раза, что привело к снижению стоимости производства на 20–30%.

Трансформация компании происходит на следующей, третьей, стадии, когда многие бизнес-процессы полностью автоматизируются, а другие сильно упрощаются или вообще устраняются. Тогда руководство определяет основные и неосновные функции компании, передавая последние другим компаниям, специализирующимся в этой области. В результате сотрудничать и конкурировать на рынках начинают не организованные структуры, которые сейчас представляют компании, а чистые know-how и владеющие ими брэнды. Но если для традиционных компаний естественным путем является все же последовательное прохождение всех трех этапов интеграции, то многие интернет-компании уже при запуске попадают на эту третью стадию.

Наконец, на четвертой ступени развития мы вообще перестаем говорить о компании в традиционном понимании этого слова. Поскольку в новой экономике резко снижаются барьеры входа на рынки и все, что требуется для включения в бизнес нового направления, — это раскрученный брэнд, know-how и хорошая клиентская база, — то даже не компании, а их модули, содержащие лишь know-how, будут соединяться в цепочки добавления стоимости. Новые технологии приведут к распространению схемы, при которой конфигурацию продукта формирует не производитель, а заказчик. Размещение заказа будет автоматически запускать производство товара в нужной конфигурации. Так что единственной целью комбинации модулей в новую виртуальную компанию будет отвечать текущему моменту, сиюминутным запросам потребителя.

Таковы прогнозы экспертов.

Результатом деятельности интернет-рынка являются сокращение издержек, усовершенствование основных параметров функционирования и целей существования других рынков. Понимание того, что интернет является мощным инструментом для разработки новых технологий ведения бизнеса, использование которых может привести к поразительным результатам как на уровне отдельной компании, так и для всей экономики, может помочь извлечь немалую выгоду. Значительный финансовый эффект может быть достигнут, только если научиться правильно использовать электронный бизнес как технологию. Для этого необходимо осознание того, что решение использовать интернет-технологии в бизнесе традиционной экономики должно приниматься исходя из стратегических соображений. Такое решение подразумевает реорганизацию бизнеса в целом, структуры компании, ее бизнес-процессов, методов работы с поставщиками и потребителями.

Ведение электронного бизнеса требует, прежде всего, четкой работы логистической инфраструктуры компании (офлайнового бизнеса), потому что появление еще одного дополнительного канала сбыта или снабжения, каковым является интернет, на порядок усложняет бизнес-процессы внутри компании. Нельзя эффективно торговать через интернет, если нет информации о наличии и количестве товара на складе или возможном объеме производства.

Бизнес-планы интернет-магазинов должны содержать расчеты расходов на сопутствующую инфраструктуру компании.

Немаловажным фактом является и то, что требования по ассортименту у потребителя к интернет-магазину гораздо выше, чем к традиционному. Зайдя на сайт, потребитель желает найти в каталоге интернет-магазина все, что только вообще существует, однако не рассчитывая на наличие такого же ассортимента товара на полках в традиционном магазине. В связи с этим, соревнуясь в желании оправдать ожидания потребителей, магазины часто выставляют в каталоге сведения о максимально возможном ассортименте, что явно превышает возможности их складской системы и может стать причиной невозможности выполнения ряда заказов.

Одним из наиболее явных для простого обывателя недостатков российских интернет-магазинов стал уровень обслуживания потребителя. Нарушение сроков доставки, ошибки в количестве и наименованиях товаров в заказе, отсутствие хорошо налаженной обратной связи — это лишь начало списка претензий клиентов интернет-магазинов. На фоне поднявшегося в последнее время на достаточно приличный уровень обслуживания предприятий обычной торговли результатом такого обслуживания будет падение доверия к интернет-торговле. И несмотря на то, что число новых желающих приобрести что-либо в интернете будет все равно расти, появится и «обратный поток» клиентов, совершивших неудачную попытку интернет-покупки. В этой связи, качественный рост своей аудитории интернет-магазины могут обеспечить при условии пересмотра методов ведения бизнеса.

Взаимодействие с традиционными компаниями многие аналитики считают единственно возможным путем развития интернет-коммерции. Конкуренция «чистым» интернет-торговцам со стороны традиционного бизнеса, открывшего свои представительства в интернете, будет нарастать, поскольку обладание собственной распределительной торговой сетью и уже отлаженной логистической системой дает традиционным торговцам серьезное преимущество. Единственная надежная схема для тех, кто хочет преуспеть в электронной коммерции, — многоканальность сбыта (интернет, мобильная связь, колл-центры) плюс качественное обслуживание. Создание надежной и стабильной распределительной базы и логистической цепи становится острой проблемой для большинства российских интернет-компаний, преодоление которой даст возможность компаниям в полной мере воспользоваться всеми преимуществами электронных технологий.

Предлагаемые российскими перевозчиками транспортные услуги по своему качеству еще далеки от совершенства по таким основным показателям, как точность, оперативность перевозки, без чего высокая скорость бизнес-процессов в электронной бизнес-системе теряет экономический смысл.

На российском рынке отсутствуют доступные по ценам, но тем не менее качественные системы телекоммуникаций, являющиеся основным техническим требованием любой интернет-технологии.

Фактически в России не существует адекватной электронному бизнесу банковской системы, а тем более — доступных большинству пользователей/потребителей электронных финансово-платежных систем, не говоря уже о зачаточном состоянии систем платежных карт на финансовом рынке России.

Отдельный разговор о российском законодательстве. Помимо того, что в России напрочь отсутствует законодательство, регламентирующее ведение бизнеса в интернет-среде, делая этот бизнес явно небезопасным, недостатки законодательств других отраслей, в том числе и таможенного, налогового, административного кодексов, законодательных документов коммерческого права, оказывают серьезное влияние на сложность ведения бизнеса в интернете.

Однако, рассматривая вышеуказанные факты, не стоит считать, что электронный бизнес является всего лишь финансовой ловушкой для денег инвесторов и реализация этой концепции ведения бизнеса в реальность невозможна, а все экономические выгоды электронной бизнес-модели недостижимы из-за чрезвычайно высоких требований к основным логистическим системам в целом и отдельным компаниям, выдержать которые они на настоящий момент и в ближайшем будущем не в силах. В свое время нечто подобное испытывала только зародившаяся принципиально новая отрасль железнодорожных перевозок — в 1860–1890 годах, когда все железные дороги были на грани банкротства, а сама идея перевозить в промышленных масштабах грузы на огромные расстояния с невероятной для того времени скоростью казалась нелепой и невероятно дорогостоящей фантазией. Тем не менее, вот уже на протяжении более чем 110 лет человечество считает железнодорожный транспорт одним из наиболее удобных, экономичных и стратегически важных видов перевозки, который в корне изменил положение экономик многих стран, своевременно уделивших этой отрасли серьезное внимание.

Многие эксперты считают, что нынешний кризис отрасли электронного бизнеса — лишь временное явление, за которым последует вновь бурное внедрение электронных технологий в общемировую экономику будущего.

Главное для любой компании в будущем — не упустить тот момент, когда серьезное отношение к электронному бизнесу поможет вывести компанию на качественно другой уровень бизнеса. В противном случае шанс стать аутсайдером на рынке весьма велик для любой компании, вне зависимости от ее нынешнего положения.

Часто торговля ассоциируется исключительно со складированием и доставкой. Однако на деле это гораздо более сложный комплекс, включающий умелое планирование, реализацию и координацию каждого шага в процессе выполнения заказов.

Нарождающийся потребитель услуг электронной торговли будет нуждаться в комплексном сервисе совершенно иного уровня, подразумевающем постоянный поток информации о товарах и услугах, которые он будет заказывать. В этом и состоит суть интегрированной системы электронной торговли.

Наука

Степень потребности в научном аппарате и методах логистики зависит от уровня развития рыночных отношений, производительных сил и технологий, общественно-политической ситуации в стране. Перед научными работниками стоит актуальная задача разработки фундаментальной научной методологии эффективного применения логистической концепции в бизнесе.

Требует решения и такая серьезная проблема, как разрыв теории и практики логистики. Надеемся, что такие мероприятия, как настоящий «Логистический форум», послужат ареной общения и сближения представителей науки, образования и бизнеса.

Важным представляется применение научно обоснованных логистических методов, процедур и технологий в практической деятельности службы логистики.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Николай Лобанов, Александр Соловьев
Директор по логистике, Москва

Статья за годs не потеряла своей актуальности, более того в условиях санкций сокращение логистических затрат приобретает особое значение, как огромного ресурса повышения эффективности отечественных предприятий!
Сокращение логистических издержек только на 1% эквивалентно увеличению оборота предприятия на 30-40%.
При нашем бардаке без особых усилий можно сократить логистические затраты не на 1%, а на 10-20%.

Только вдумайтесь, какое это ''золотое дно'' для нашей страны - России!

Логистика – это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через приму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.
Николай Лобанов-логист

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Николай Лобанов пишет: Логистика – это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через приму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими.
Этот этап уже прошёл даже постоянно отстающий ИСО 9001. Логистика - это не то о чём пишите ...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.