Пробковое неСтояние, или «Москва – Стой-лица, моя Москва!»

«На совещание о московских транспортных проблемах Медведев прилетел на вертолете. Потому что если бы поехал на машине, то столичные магистрали, даже днем стоящие в семибальных пробках, парализовало бы еще сильнее. Да и сверху видно все…», - это фраза из сообщения федерального телеканала. Фраза, делающая бледным и злобным любого москвича. Фраза, делающая Булгакова с его знаменитым изречением «москвичей испортил квартирный вопрос» уже не актуальным. Фраза, опираясь на которую, многие компании переманивают топ-менеджеров в регионы.

Немного истории: в далеком ноябре 2006 года меня поразили слова Матвея Ганапольского на «Эхе Москвы», заклеймившего власти фразой: «Пробки в Москве, особенно в центре, повседневное явление, но то, что произошло вчера - событие не рядовое: Садовое кольцо было парализовано в течение нескольких часов. Позор!». Тогда, если кто не помнит, состав футбольного «Спартака» впервые добирался до арены на метро. После этого было множество эфиров, материалов в газетах, поменяли президента, мэра…

Идей было много. Начало дискуссии положили эфиры «Эхо Москвы». Цитирую:

  • «Проблему автомобильных пробок в столице можно решить путем выведения ряда предприятий из центра Москвы на периферию, а также с помощью возведения вторых ярусов дорог на основных трассах» (депутат ГД РФ Алексей Митрофанов);
  • «Направить запрос в правительство России и Мэрию Москвы», - Геннадий Гудков из «Единой России» назвал организацию движения в городе безобразной и отметил, «что это угрожает здоровью москвичей и деловой активности столицы».
  • Нет «взвешенной промышленной политики, в результате огромное количество жителей Подмосковья вынуждены искать работу в столице» (член КПРФ Сергей Собко).

Все кляли мэра Лужкова и власть предержащих, причем даже некоторые из нынешней оппозиции, состоявшие тогда в «партии власти».

Причем обратите внимание: уже тогда предлагалось несколько методов решения, например, строительство вторых ярусов дорог, что не сделано до сих пор. Предложить бы нашим начальствующим особам съездить в Урумчи на северо-западе Китая. Там бы им показали, как решать транспортные проблемы несколькими способами, в том числе:

  • Заковав русло местной реки в подземный тоннель и возведя над ним скоростную магистраль;
  • Взяв у центрального правительства Китая кредит, соорудить за пять лет сквозные четырехполосники вокруг и через центр города;
  • Подняв налог на дороги почти в три раза выше, чем в остальном Китае, отдавать взятый кредит (это московским властям до сих пор даже в страшном сне не снится).

При этом одно их наиболее грамотных обсуждений состоялось, на мой взгляд, 2 августа 2011 года на «Радио Свобода» в студии программы «Время гостей» при участии академика архитектуры Юрия Бочарова, архитектурного обозревателя газеты «КоммерсантЪ» Григория Ревзина и члена Общественной палаты России профессора Вячеслава Глазычева. Кому интересно, можете прочитать здесь.

Что же доложили нынешнему премьер-министру? Оказывается, мы все решим с помощью оптимизации «выброса потоков», расширения и реконструкции магистральных направлений, платных дорог (например, в обход Одинцово), ограничений на въезд в центр и реконструкции метро и железнодорожного сообщения внутри Москвы.

Все это, бесспорно, нужно делать, при этом учитывая то, что делать это будут те же, кто делал 3ТТК с его бесконечными проблемами и по той же схеме - решая проблему в одном месте и перенося ее в другое. Очевидно, опыт многолетнего строительства платной магистрали «Москва-Дон», где прекрасные четырехполосники от Москвы и Ростова до сих пор разорваны двухполосной связкой в районе городка Тарасовский, что делает гарантированным летнее ожидание в «комфортабельной» пробке в течение 4-5 часов, не учит ничему. Химкинский «зеленый» бунт растет на ожидании гарантированного «стояния» машин, которые после пересечения скоростных участков гарантированно упрутся в Подмосковные три полосы, отравляя выхлопами воздух в черте города Химки.

Еще интереснее и страшнее вариант развития Москвы, который сейчас проектируется для Юго-Запада столицы и области. Речь и варианте «гантели» с двумя-тремя связывающими магистралями (а на большее количество пока никто не думает рассчитывать), что является гарантией повторения пробок Варшавки, Профсоюзки и Ленинки только с большим числом участников и гарантированно большей длиной и длительностью.

Эту тему мне довелось обсуждать в аэропорту Барнаула зимой этого года с недавно ушедшим от нас профессором Московского архитектурного института Вячеславом Глазычевым. Он много лет занимался этой проблемой, и с его точкой зрения можно ознакомиться на этом сайте.

Общий контекст можно очертить следующим образом. Москва и Столичный округ – очень противоречивый проект. Москва как территория жизни – самый концентрированный в мире столичный мегаполис. «Москва из всех мегаполисов самый плотный город мира. В Гонконге на ту же площадь сегодняшнюю приходится 7 миллионов человек, у нас – то ли 11, то ли 12, то ли не поймешь сколько. Все крупные мегаполисы имеют в юрисдикции огромные территории, агломерации: Пекин – 17 тыс. квадратных километров, Париж, Иль-де-Франс – 12 тыс…», - говорит Глазычев.

Но при этом Москва – город-субъект федерации со столичными функциями. «Тема федерального округа имеет принципиальное значение. Но не с этим «галстуком», а во всей агломерации, грубо говоря, порядка 15 тысяч километров квадратных», - продолжает эксперт.

При этом академик архитектуры Юрий Бочаров, участник диалога на «Радио Свобода», считает: «Почему у нас субъекты Федерации командуют столицей? Ведь Москва – город федерального значения. За 18 лет закон не разработан. Если у нас президент – юрист, то почему он не обратит внимания, что закона нет 18 лет... В мире 22 федерации, и ни одна из столиц не является субъектом. При этом федеральных чиновников примерно 50 тысяч, обслуга – 70. Это 1,5% кадров московских. Их вынос из Москвы ничего не решает, потоки минимальны. 1,5% кадров мы вынесем».

Итак, налицо клубок противоречий:

- демографических (Москва стремительно собирает наиболее активных со всей остальной страны);

- технологического свойства (создание защищенных каналов связи может стоить больше, чем сами объекты, ремонт всегда дороже нового строительства, перенастройка инфраструктуры – сложно планируемая и еще более сложно выполнимая задача);

- административно-организационных:

  • Москва как территория проживания (население);
  • Москва как городская агломерация (территория, инфраструктура);
  • Москва как бизнес-территория (учеба, работа);
  • Москва как город (самоуправление);
  • Москва как субъект федерации (регион);
  • Москва как столица» (органы управления страной);
  • многих других противоречий.

Каким может быть выход из столь противоречивой ситуации?

Мне до сих пор не понятно: почему изречение «История учит тому, что никого ничему не учит» не известно российским властям? Ведь ни в одной большой стране, кроме азиатских, правительство не работает в том же городе, в котором сосредоточен большой бизнес. Вашингтон, Бразилия, Оттава, Канберра, Астана – города, специально созданные для размещения правительств США, Бразилии, Канады, Австралии и Казахстана соответственно. И это не просто градостроительная тактика. Это – государственная стратегия. Она выражается в простых соображениях:

  • разнесение центров сосредоточения органов управления бизнеса и власти;
  • резкое омоложение властных органов, снижение коррупционногенности среды;
  • повышение защиты страны от внешних угроз путем создания «зеркальных» структур;
  • развития внутренних территорий страны путем вложений в новую инфраструктуру;
  • появления проектов для вложения государственных «излишков» и развития внутреннего спроса;
  • решения иных политических и экономических задач.

Неужели это не понятно нашим продвинутым премьерам – бывшему и нынешнему? Или они же, но в ином порядке, как президенты, не понимают, что строительство «Нового Рима» - нового столичного града для России - классный проект, благодаря которому они гарантированно и по делу «впечатают» свои имена в историю страны? Да и «болотной» жижи в новой столице будет меньше – там будет много строительного мусора и грязи дорог.


С просьбой прокомментировать потенциальную эффективность идеи расселения бизнеса и госструктур по разным городам Executive.ru обратился к первому зампреду думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, депутату Госдумы РФ, председателю межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеславу Лысакову.

По его словам, даже в случае, если крупнейшие государственные учреждения переедут в другой город, ситуация в Москве вряд ли изменится к лучшему. «Допустим, административные здания опустеют. Кто их займет? Бизнес. И очевидно, что машин, а, значит, и пробок на улицах Москвы меньше не станет», - считает Лысаков.

«Обратите внимание, что у Правительства РФ на Краснопресненской набережной своя территория, специальная парковка, скученность машин там, конечно, большая. Однако если воздвигнуть на этом месте «Москва-Сити – 2», то проблема пробок не решится. В этом плане станет еще сложнее, - продолжает собеседник Executive.ru. – У Госдумы РФ ситуация еще хуже. Стоянка совсем небольшая, и она постоянно забита. Ну, хорошо, мы уедем и не станет наших машин, - так на эти места встанут другие авто. Так что идея о выводе госструктур в другой город не аргументирована».

Для проведения столь решительных мер, по мнению Вячеслава Лысакова, нужно провести предварительные расчеты, применить специальные математические методики и тщательно спрогнозировать возможные последствия такого расселения.

«Если уж искать причины гипотетического переезда Федерального Собрания РФ в другой город, то они, что называется, напрашиваются изнутри – сотрудники Госдумы и Совета Федераций работают в весьма стесненных условиях, банально не хватает мест для работы, все трудятся очень скученно в отличие от, например, Японии, где на одного депутата выделяют около 100 квадратных метров», – подытожил Лысаков.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

''Геннадий Гудков - из Единой России'' - это практически оскорбление )))

IT-менеджер, Москва

Мудрее всего поступили в Германии. У них самый крупный город - Берлин, ~ 3 млн. Гамбург и Мюнхен - немногим больше миллиона.
Регионы нужно развивать. Хотя бы московскую область.

Генеральный директор, Тольятти
Андрей Письменский пишет: Геннадий Гудков - из Единой России
Это факт биографии. ''13 апреля 2007 года СМИ сообщили, что Гудков направил Борису Грызлову, главе фракции ''Единой России'' в Госдуме, заявление о своем желании покинуть ее ряды.'' По сути вопроса у меня мрачные предчувствия. Пока нынешний госкапитализм будет крепчать, ситуация с транспортом в Москве будет только ухудшаться, сколько бабла туда ни вваливай. Тут действует отрицательная обратная связь - чем хуже движение в Москве, тем больше выделяется средств на решение транспортных проблем в Москве, что вызывает рост числа автомобилей в столице, из-за чего возникают новые проблемы в других местах. При этом дорожная сеть страны за пределами московской бетонки представляет из себя жалкое зрелище, так как средства пылесосятся в столичный регион. Недалек тот день, когда процессы дойдут до логического финала - в Москве будет нельзя ездить по прекрасным дорогам из-за огромного количества автомобилей, а в регионах нельзя будет ездить из-за отвратительного состояния дорожного плотна и отсутствия инфраструктуры обеспечения безопасности дорожного движения.
. . . . Директор по развитию, Москва

Единственный и к сожалению для нашей клептократии самый дешевый способ решить проблему пробок это - создать в стране условия для перехода предприятий на дистанционный формат работы.
Просто посмотрите, кто стоит с Вами в пробках - люди которые едут в офис работать с информацией. Почему эти люди не могут остаться для этого дома, или зайти в ближайший к их дому офис и подключиться в сеть? Ответ один - потому, что у них на работе нет четкой системы управления, не определены правила. Управление работает бездарно, все на живую нитку. Держится такая компания не на системе, а на физическом пригляде. Это беда нашей страны, и в ее решение должны идти деньги и создаваться законы.
Мы бросили страну, она обезлюдела при этом десяток мегаполисов задыхается от перенаселенности. Пробки, агрессия, это все показатели этой отвратительной ситуации.
Мы не япония или китай, чтобы уродовать города двухэтажными магистралями, мы можем расселиться по стране и жить при этом комфортно.

Knowledge manager, Пермь

Здравствуйте Михаил!
Идея просто супер! А командный дух можно прививать и на более интересных мероприятиях.
С уважением, Борис.

. . . . Директор по развитию, Москва
Борис Кондрабаев пишет: А командный дух можно прививать и на более интересных мероприятиях.
Борис приветствую! А зачем его прививать? Человек или работает или нет... А есть у него командный дух или нет - пусть сам про себя решает ;)
Knowledge manager, Пермь

Можно конечно и без этого - но когда интересы людей формируются только ради денег то такие команды на мой взгляд менее долговечны, чем команды членам которых нравится бывать вместе. Хотя все вокруг так изменяется, что действительно я уже не уверен - может быть будут в выигрыше команды складывающиеся для достижения какой то конкретной цели, затем ''распад'' и снова создание новой команды под достижение новой цели?

Директор по рекламе, Москва

Пробки это результат расстановки мотиваторов - сегодня деньги, власть, работа наконец есть только в центре = результат потоки движутся в ЦЕНТР центра

если построить огромные эстакады многоярусного движения от центра к центру и их тоже не хватит, поскольку на деньги просто увеличится спрос и их тоже заполнит поток в центр, нужно раскидать мотиваторы по окраине, только для этого нужно их иметь

Сегодня нет промышленных центров, зон притяжения людей вне центра города.
Сравните с праздником Курбан Байрам - людям нужно в центральную Мечеть и квартал блокируется.
Вот то же самое происходит каждый день, только на другую тему.
Будут другие темы, будут другие движения. Тогда и дороги разгрузятся и пробок не будет.

Генеральный директор, Москва
Андрей Письменский пишет: ''Геннадий Гудков - из Единой России'' - это практически оскорбление )))
А Вы, чтоже, не знаете истории? История и не такие кульбиты помнит!
Генеральный директор, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Мы не япония или китай, чтобы уродовать города двухэтажными магистралями, мы можем расселиться по стране и жить при этом комфортно.
Михаил, я Вас понимаю - так проблему проще не замечать. Живя в IT-сегменте, в его ''облаках'' парить, и с облаков взирать на все преходящее... Само, дескать, рассосется! Нет, коллега, не рассосется... Специально для Вас предлагаю съездить на Савеловскую эстакаду (5 уровней) и на узел 3TTК-Ленинградка (5 уровней). И сколько еще достроят - непонятно (но уже далеко не 2-х уровневые). Но толку - ноль, так как сама структура дорог в Москве не позволяет обеспечивать работу данных уздов в режиме ''без аврала''.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.