Главные события, проблемы и герои 2011 года

Подводя итоги 2011 года, E-xecutive.ru и агентство интернет-маркетинга DIOGENES обратились к руководителям известных российских компаний с предложением поделиться успехами, неудачами и впечатлениями, которые им принес 2011 год, а также надеждами на 2012.


Николас Дадиани, коммерческий директор объединенной компании Afisha.ru и Rambler.ru; генеральный директор агентства «Индекс 20»

Главные события 2011 года

Долговой кризис в Европе замедлил темпы роста мировой экономики. Безусловно, это главное событие 2011 года. Кризис повлиял на большинство глобальных и локальных рынков.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

Мы медийная компания и зависим преимущественно от рекламных доходов. Снижение темпов роста потребления заморозило рекламные бюджеты многих производителей во всех секторах экономики. Хотя digital-направление и премиальный сегмент печатных СМИ, с которым работаем мы, ощущали эти проблемы не так остро.

Дефицит кадров ― данность, с которой приходится работать. Это касается топ-менеджеров, специалистов в области продаж и маркетинга, технических кадров. А вот активность конкурентов шла порой нам на пользу, так как «разгоняла» рынок и подстегивала рост цен на рекламу.

С июня этого года начался ребрендинг Rambler.ru. В июне 2011 года начали использовать поисковые технологии Яндекса на своих проектах. Это стало важным стратегическим и коммерческим решением: выручка от контекстной рекламы на Rambler.ru выросла во много раз. Запустили проекты в электронной коммерции.

В 2011 году провели отличный «Пикник Афиши» в Коломенском и организовали первый Праздник «Еды» в обновленном Парке Горького ― это масштабные городские праздники, которые прошли с большим успехом как у публики, так и у наших спонсоров и партнеров. Запустили новый проект для путешественников ― сайт mir.travel и мобильные приложения «Афиши-Мир». А также начали продавать рекламу в своих приложениях для мобильных устройств ― это быстро растущий и перспективный рынок.

Компания и предприниматель 2011 года

Goldman Sachs за IPO Яндекса и Mail.ru ― эти размещения оказали значительное влияние на имидж России в глобальном бизнесе. Николай Зеленский за создание «золотого» подразделения Северстали.

Планы на 2012 год

К середине 2012 года планируем завершить ребрендинг Rambler.ru ― все наши главные продукты будут перезапущены в новом фирменном стиле и в новом качестве. Мы предложим новые возможности в онлайне как своим пользователям, так и рекламодателям.


Равиль Нигматов, заместитель директора Стратегического и организационного департамента Абсолют Банка

Главные события 2011 года

Во-первых, уход с поста Министра финансов человека, который обеспечил стабильность российской экономики во время кризиса 2008 года, ― Алексея Кудрина.

Макроэкономическая ситуация в России по-прежнему полностью зависит от ситуации в мировой экономике и, как следствие, от цен на нефть. Сейчас главный фактор ― ситуация вокруг государственных финансов Европы. Если не будет найдено реальное решение европейских проблем, то и ситуация в России продолжит ухудшаться. Последствия негативного развития ситуации очень серьезны и могут затронуть банки всех (или, по крайней мере, большинства) стран.

Вторым важным событием, на мой взгляд, стали народные волнения по итогам выборов в Госдуму и последующее действия Михаила Прохорова. С моей точки зрения, это является индикатором и потенциальной надеждой на дальнейшие реформы в России.

В-третьих, стоит отметить усилившуюся в 2011 году конкуренцию на банковском рынке, и, как следствие, снижение маржи и рентабельности бизнеса.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

На деятельность Абсолют Банка, как и всего банковского сектора в целом, оказала заметное влияние стабилизация макроэкономической ситуации, что позволило активно развивать кредитование. С другой стороны, не стоит сбрасывать со счетов потенциально возможное ухудшение ситуации в случае, например, развития долгового кризиса в еврозоне ― это заставляет банки фокусироваться на низко-рисковых продуктах и сегментах клиентов. В то же время продолжающийся тренд по сжатию маржи подталкивает кредитные организации к развитию комиссионного дохода и неценовых инструментов привлечения и удержания клиентов, а также к повышению эффективности внутренних бизнес-процессов.

Из основных проблем, обострившихся на банковском рынке в 2011 году, могу отметить обострившуюся конкуренцию за качественных клиентов. Доминирование крупнейших игроков становится подавляющим, и в скором времени рынок ждет консолидация. Вряд ли в ближайшие годы ландшафт рынка изменится радикально, но определенное сокращение числа банков возможно. Этому способствуют ключевые тенденции сегодняшнего рынка: снижение доступности внешнего фондирования, падение процентной маржи, повышение требований со стороны клиентов (не банки диктуют условия, а клиент выбирает, что ему нужно) и усиление госбанков. Единственный путь для выживания и развития средних банков сегодня ― это фокус и качество сервиса.

Так как ценовой демпинг невозможен, а расширение линейки продуктов осложнено (на банковском рынке сложно предложить принципиально новый продукт, любое новшество требует масштабных инвестиций), основное поле для игры ― это качество сервиса и отточенность бизнес-процессов. К тому же более жесткий рынок требует взвешенного отношения к рискам: темпы роста замедлились, быть эффективными за счет роста рынка уже нельзя, число качественных клиентов растет медленно, а более глубокая оценка рисков требует все больших ресурсов. Стратегия долгосрочных отношений с клиентом становится экономически более выгодной ― снижаются риски и издержки. Еще один интересный момент, который характеризует 2011 год ― ключевым полем для развития средних банков становится ежедневный банкинг.

Снижение спроса на кредитование и депозиты приводит к тому, что объем портфелей расти будет медленно, для развития банкам необходимо искать новые пути. При этом наблюдается повышение требований клиентов к банковскому сервису и увеличение доли ежедневных платежей, в том числе безналичных. Я думаю, что именно средние банки могут завоевать ниши обслуживания клиентских групп, предлагая ежедневный банкинг, соответствующий их требованиям.

Компания и предприниматель 2011 года

Герман Греф, президент Сбербанка России. Если продолжить образ, который ввел сам Герман Оскарович, за то, что слон начинает танцевать.


Алексей Захаров, президент Superjob.ru

Главные события 2011 года

Выборы ― потому, что грустно. Пояс Богородицы ― потому, что все увидели, что страна живая.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

Дефицит кадров был, есть и будет всегда. Вряд ли его можно считать проблемой. Это данность. Поэтому единственное, что нам может помешать, так это собственная лень, но мы не являемся ее жертвами.

Компания и предприниматель 2011 года

Fabrikant.ru. За успешное маркетмейкерство. И председатель совета директоров Fabrikant.ru Сергей Габестро. За способность сворачивать горы и пробивать непробиваемые стены.


Ли Вилен, директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка

Главные события 2011 года

Это вступление России в ВТО. Участие в глобальной конкуренции невозможно без следования выработанным правилам игры, а без участия в ВТО наши компании оставались вне правового поля. Кроме того, ожидаемый приток недорогих и длинных кредитов, которые будут выдавать российским предприятиям и организациям международные финансовые институты приведет к более динамичному развитию экономики и изменению потребительского рынка в лучшую для потребителей сторону.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

Конкуренция на банковском рынке, всегда одна из самых ожесточенных, резко обострилась осенью 2011 года, когда у банковского сектора начались проблемы с ликвидностью. В результате стоимость ресурсов повысилась, отдельные банки ужесточили условия кредитования, ставки по вкладам пошли вверх. Рентабельность работы банковского сектора стала проседать.

Одним из самых значительных изменений стал ребрендинг Росгосстрах Банка (ранее Русь-Банк). Это инициатива явилась логичным продолжением долгосрочного и плодотворного сотрудничества Русь-банка с надежным партнером и одним из акционеров Банка компанией Росгосстрах. Переименование при этом направлено на повышение узнаваемости бренда и укрепление позиций на финансовом рынке. Стратегия позиционирования после ребрендинга осталась прежней: как и раньше она будет направлена на предоставление услуг розничным клиентам и представителям малого и среднего бизнеса. Новым направлением в стратегической деятельности организации станет активизация деятельности банка в области insure finance (продаж банковских продуктов через страховые каналы).

Компания и предприниматель 2011 года

Банк «Тинькофф. Кредитные Системы». Оригинальная бизнес-модель вкупе с конкурентоспособными предложениями позволили данной кредитной организации стать одним из лидеров в сегменте кредитных карт. Основатель и акционер группы компаний Связной Максим Ноготков за успешный старт и впечатляющие результаты Банка Связной.

Планы на 2012 год

Из планируемых проектов можно упомянуть выпуск кредитных карт совместно с компанией РОСГОССТРАХ для клиентов компании, запуск мобильного банка, расширение функционала интернет-банка для физических лиц, предусматривающее оформление кредитов и депозитов через этот канал обслуживания, запуск новых продуктов в сберегательной линейке банка.


Александр Лиманский, директор по маркетингу издательской группы «Альпина Паблишер»

Главные события 2011 года

Два события. Первое ― финансовая нестабильность в мире: долговой кризис в Европе, нестабильность евро, падение темпов роста в крупных экономиках, например, в Китае. Второе ― российские выборы в Думу и последовавшее недовольство среднего класса из-за массовых фальсификаций. Почему? Первое событие может в ближайшее время перерасти в полномасштабный мировой кризис, который неизбежно отразиться на экономике России и создаст большие проблемы для многих бизнесов. Второе событие уже привело к пока еще не очень заметным сдвигам, но они могут существенно изменить в ближайшие годы политический расклад и экономический курс в России.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

Банкротство Топ-книги, продолжающее сокращение бумажного книжного рынка, стремительный рост рынка электронного контента и социальных сетей. Сокращение бумажного рынка, падение интереса к чтению бумажных книг. Медленное развитие цивилизованных и защищенных каналов для покупки и чтения электронных книг.

Несмотря на турбулентность на рынке 2011 год был успешным для нас как в плане количества интересных книжных проектов, так и в плане того, что некоторые внутренние бизнес-процессы были нами оптимизированы (что даст эффект в ближайшем будущем). Что касается качественных изменений, то я бы отметил три наиболее важных. Во-первых, мы кардинально переработали дизайн наших книг. Теперь он находится на уровне лучших мировых издательств. Во вторых, мы стартовали продажу электронных книг (приложение «Бизнес-книги на App Store) и сильно продвинулись в области понимания интернет-технологий. В-третьих, мы оптимизировали внутреннюю структуру компании и пришли к модели независимих бизнес-юнитов. Мы рассчитываем, что эта модель позволит существенно повысить качество работы сервисных подразделений, и увеличить производительность по издательскому направлению.

Компания и предприниматель 2011 года

Затрудняюсь ответить

Планы на 2012 год

Главным проектом на 2012 год является запуск «Креативного бюро «Говард Рорк» ― дочерней компании, которая будет заниматься выпуском книг нового поколения – Rich Media продуктов. Мы готовимся к тому, чтобы начать предоставлять клиентам и читателям новое качество контента, которое позволит получать и эффективно воспринимать максимум полезной информации за минимум времени.


Андрей Чечин, руководитель отдела коммерческих проектов OZON.ru

Главные события 2011 года

Я бы выделил три события. Повышение ставок налоговых сборов для компаний на фонд оплаты труда. Вступление России в ВТО. И массовая миграция бизнеса всех размеров в интернет. Эти события разного уровня, но, на мой взгляд, все они символизируют радикальное усложнение экономической жизни в нашей стране для предпринимателей любого уровня. Во-первых, давит государство, во-вторых, теперь начнут давить международные конкуренты из любого уголка мира, в-третьих, в интернете грядет «золотая лихорадка».

Прошло время могучих и хорошо рассчитываемых многолетних/долгосрочных стратегий, рассчитываемых из цифр по предыдущим периодам. Пришло время сценариев развития, время маневренного использования ресурсов и корректировки планов каждый квартал.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

Первая проблема ― дефицит кадров и обострение конкуренции. Не всегда и не все кандидаты или существующие сотрудники готовы к амбициозным целям. Работа с коллективом и личностями выходит на самый важный уровень: нужно учиться поддерживать мотивацию не только за счет зарплаты и бонусов. Руководителей нужно обучать искусству лидерства. Именно лидерства, а не просто управлению людьми. Лидерство помогает не только выдерживать шторм в кризис и сокращает текучку кадров в «хлебные» времена, но и позволяет самому руководителю остаться в здравом уме.

Вторая проблема ― высокий уровень затрат на логистику и доставку покупок потребителям. Мы ― федеральный интернет-мегамаркет, поэтому инвестируем значительный объем средств в собственную логистику и сеть доставки.

В 2011 году мы запустили «Торговую Площадку»: предлагаем другим интернет-магазинам, а также производителям товаров или продавцам из традиционной розницы размещать свои товары на виртуальной витрине OZON.ru. Наша стратегическая цель ― чтобы любой покупатель смог найти, купить и заказать доставку практически любого товара в одном месте.

Компания и предприниматель 2011 года

Моя личная оценка ― Яндекс. Эта компания воплотила в жизнь «розовую мечту» интернет-предпринимателей о выходе на международную биржу и установила benchmark, по которому можно считать капитализацию интернет-рынка России. Предпринимателем года я бы назвал обобщенный образ российского интернет-предпринимателя. Это сотни людей, которые уже построили бизнес, и тысячи молодых (хочется верить ― десятки тысяч), которые только начинают свой путь в интернет-коммерции. От них зависит, каким будет рынок электронной коммерции в России

Планы на 2012 год

Продолжим нынешнюю стратегию и будем развивать новую модель «Торговая Площадка» как составную часть основного бизнеса OZON.ru. В 2012 году планируем, что наши партнеры по «Торговой Площадке» (малые и средние предприятия или небольшие торговые компании) смогут воспользоваться нашей службой доставки и сетью пунктов выдачи заказов по всей стране.


Алексей Иванов, партнер компании Ernst & Young, руководитель практики консультационных услуг по сделкам и группы промышленного производства в СНГ.

Главные события 2011 года

Во-первых, это стабилизация экономической ситуации в России в целом. Во многом благодаря положительной динамике посткризисного восстановления мы наблюдаем значительный рост всех сервисных линий, в том числе, традиционных: аудита и консультирования в сфере налогообложения. Во-вторых, значительную роль сыграл новый закон о трансфертном ценообразовании. Он послужил дополнительным стимулом для дальнейшего роста нашей налоговой практики.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

Основная проблема ― это сокращение в четвертом квартале 2011 года M&A сделок, особенно в банковском секторе. По данным глобального исследования компании Ernst & Young, в этот период объем сделок слияния и поглощения во всем мире упал на 14% по сравнению с предыдущим кварталом этого года и на 18% ― по сравнению с четвертым кварталом 2010 года. Наибольший спад был отмечен в Центральной и Восточной Европе и Океании. Россия является частью глобальной экономики, и, к сожалению, спад коснулся и нашей страны.

2011 год стал переломным для компании Ernst & Young в секторе Aerospace and Defence. Должен отметить, что и аэрокосмическая, и оборонная отрасли в нашей стране стали более открытыми, в том числе, и в финансовой сфере (в области аудита, финансовой отчетности, разработке бизнес-стратегии). Кроме того, в уходящем году компании Ernst & Young выступила в качестве консультанта акционеров группы «Новомет» по одной из крупнейших в России сделок с участием фондов прямых инвестиций. Эта знаковая для отрасли нефтесервиса сделка стала событием года на рынке прямых инвестиций России.

Компания и предприниматель 2011 года

У нас есть свой собственный конкурс ― «Предприниматель года». Было бы нелогично спорить с авторитетным жюри, которое выбрало «предпринимателем года» Петра Демченкова, генерального директора группы компаний «АЛИДИ». Я лично участвовал в церемонии награждения и считаю Петра достойным этого высокого звания. В мае 2012 года Петр Демченков будет представлять Российскую Федерацию на международном этапе конкурса в Монте-Карло, Монако.

Планы на 2012 год

Будем одновременно развивать традиционно успешные сервисные направления нашей компании и продвигать относительно новые продукты: бизнес-моделирование, Commercial Due Diligence и Lead Advisory, включая консультирование по сделкам слияния-поглощения, помощь в реструктуризации предприятий и привлечении финансирования.


Андрей Толстиков, руководитель экономической редакции издательства «Питер»

Главные события 2011 года

На меня большое впечатление произвел переворот в Ливии, с большим интересом слежу за разворачивающейся кампанией вокруг недавно прошедших выборов.

Проблемы и изменения компании в 2011 году

Сильнейшее влияние на рынок экономической литературы, безусловно, оказал мировой финансовый кризис. И дело здесь даже не в продаже самих книг и уходе с рынка ряда игроков, а в самом контенте выпускаемой литературы. Ведь все инструменты по управлению мировой экономикой в целом и бизнесом в частности, описанные в уже опубликованных книгах от лучших специалистов, как раз и привели к той патовой ситуации, в которой оказался сейчас мир. И мало кто из существующих авторов осмеливается давать прогнозы и советы по решению проблем. Очередной поворот в истории человечества, за который нам пока еще не удается заглянуть, — и отражение этого мы находим в выпускаемых книгах.

Стоит отметить, что на ведении бизнеса постоянно сказывается проблема защиты авторских прав. Интернет-пространство дает его пользователям огромные возможности и, к сожалению, не все добросовестно этими возможностями пользуются, незаконно размещая и даже продавая книги в цифровом формате. Уверен, что в ближайшее время при таком развитии событий очень многие личные творческие достижения отдельного человека будут сразу становиться достоянием всего мира. Как никогда обострилась конкуренция в издательском бизнесе. Сейчас уже мало издавать просто хорошую книгу — она должна быть лучшей, в эту характеристику должна войти не только ценность материала и качество текста, но и оригинальность художественного исполнения обложки, «легенда» книги и многое другое. В последнее время огорчает творческая импотенция отечественных авторов — очень мало ярких имен и действительно хороших писателей. Хочется платить за права не иностранным партнерам, а своим согражданам.

Компания и предприниматель 2011 года

«Компанией года», на мой взгляд, может быть только та организация, которая благодаря своему социальному и общественному вкладу улучшила окружающее пространство. Важно, чтобы за этим вкладом последовали реальные позитивные изменения в жизни и сознании людей. В числе таких компаний можно назвать компанию Apple, совершившую колоссальный переворот в умах и жизнях людей. На российском рынке можно отметить интернет-магазин Ozon.ru, который, несмотря на падение интереса людей к книге, продолжает работать на развитие издательского рынка.

Премию «Предприниматель года» я бы вручил своему соседу по дому. После увольнения человек за девять месяцев создал на пустом месте компанию по производству упаковки, засадил весь двор деревьями, развозит подарки пожилым людям района.

Планы на 2012 год

Следующий год будет ознаменован выходом целой линейки новых книг по MBA (единственная серия по MBA, одобренная Министерством образования), которую мы считаем нашим немалым вкладом в отечественное бизнес-образование.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Евгений Миронов, Алексей Матвеев
Менеджер, Санкт-Петербург

Главным событием года стали декабрьские выборы. - Ситуация после них такова: все - и власти и население знают, что выборы фальсифицированы и результаты их нелегитимны.
Власти хотят жить по старому, принимая население за баранов и бандерлогов.
Но активная часть населения считает, что властям пора собираться на воровской пароход.

http://proza.ru/2011/10/07/232

Генеральный директор, Москва

Вменяемая часть сограждан давно и хорошо знает, что по крайней мере с 1917 г. выборы ровным счетом ничего не решали и не решают. И только небольшая часть населения, получившая информационную инъекцию либерализма продолжает бескомпромиссную борьбу с бумажным тигром на потеху Госдепу.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.