«Демографическая яма» и вузы: как сохранить качество высшего образования?

«Демографическая яма» и вузы: как сохранить качество высшего образования?

Александр Сафонов

Система высшего образования напрямую связана с поколенческой структурой общества. Советская высшая школа была ориентирована на то, что подавляющее большинство выпускников школ сразу переходили к производственной деятельности, а высшее образование получали лишь наиболее активные из них и намного позднее, например, через рабочие факультеты. Научно-техническая революция и реальность Холодной войны изменили высшее образование, перенаправленное на массовый выпуск квалифицированных специалистов, поступавших в вуз напрямую после школы и получавших работу «по распределению». Постепенно получение высшего образования стало восприниматься как обязательное условие для достойной карьеры.

высшее образование

Постсоветская реальность 1990-х годов с резким падением рождаемости и промышленного производства объективно лишили массовое высшее образование смысла с точки зрения трудоустройства по специальности, – отказ от планового хозяйства вызвал отмену распределения. Однако общественный запрос на бесплатное высшее образование для выпускников школ остался и даже вырос – отсутствие рабочих мест для молодежи позволяло использовать университеты для снятия потенциальной напряженности и социализации нового поколения.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан пишет: «Смотрите: наша школа выпускает в мир хороших, но не вполне образованных людей. При этом наша экономика и в хорошо образованных людях не очень нуждается, потому что она сырьевая. Возникает проблема социального сейфа. Куда девать молодежь, которая еще ничего не умеет и не нужна?... Согласно гипотезе Рональда Инглхарта (известный американский социолог, возглавляет лабораторию в НИУ ВШЭ – авт. ), ценности у людей кристаллизуются в ранней взрослости — от 18 до 25 лет. Это возраст пребывания в университетах. Именно это, скорее всего, и есть сфера позиционирования успешных российских университетов. Их миссией является не только высокая специальность, но и культура — они из нее делают капитальный результат, это делается из существующей культурной рамки, действующей в системе образования» (Александр Аузан, «Миссия университета: взгляд экономиста». Похожее мнение: Ярослав Кузьминов, Дмитрий Семенов, Исак Фрумин, «Структура вузовской сети: от советского к российскому «мастер-плану»).

Министр образования Дмитрий Ливанов признает: «У нас высшее образование выполняет не только прагматическую функцию подготовки профессионалов, но и социальную функцию, связанную с тем, что для большинства наших семей высшее образование — это социальный императив. Они не видят другого будущего для своих детей, кроме будущего, связанного с получением высшего образования». Вузы приветствовали подобную стратегию как возможность сохранения профессорского состава и потенциальный резерв для возможного роста экономики. Консерватизм академических кругов, самосознание в качестве хранителей культурных ценностей подчеркивает мнение члена-корреспондента РАО, профессора РГПУ Алисы Валицкой: «Российское учительство – особая субкультурная группа, к которой принадлежит большая часть отечественной интеллигенции. Именно она выполняет функцию воспроизводства интеллектуального потенциала страны, духовно-нравственного воспитания нации, хранения и воспроизводства ее культурного генофонда» (Алиса Валицкая, «Интеллектуальный потенциал России и педагогическое образование»).

Российское высшее образование успешно справлялось с запросом общества в 2000-е годы, когда поступала многочисленная возрастная когорта 1980-х годов рождения. Однако в последние несколько лет число выпускников школ начало быстро сокращаться, что напрямую отразилось на вузах. «Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет» (Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года – от 29 ноября 2014 года) входит в число важнейших вызовов, отмечаемых государственной властью. Уже несколько лет намечается новый подъем рождаемости, но понадобится примерно десятилетие, чтобы этот тренд отразился на количестве абитуриентов.

Статистика показывает, что падение числа молодежи примерно на 45% вызвало снижение числа студентов только на 20%. То есть высшее образование стало еще более тотальным, теперь охватывает не только успешных выпускников школ, но и менее способную молодежь. Мониторинг качества приема в вузы 2013 года демонстрирует низкий уровень подготовки первокурсников по инженерно-техническим и сельскохозяйственным направлениям.

Правительство РФ и Министерство образования и науки в настоящий момент проводят комплекс мер, призванных исправить кризисное положение:

1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование;
2. Большая автономия университетов в разработке образовательных программ – возможность вузам объединять в модульные группы студентов различных направлений подготовки и тем самым оптимизировать учебный процесс;
3. Открытие программ прикладного бакалавриата – упрощенное, доступное и экономичное высшее образование. Интеграция вузов, колледжей и школ;
4. Жесткая ориентация на связь между высшим образованием и последующим трудоустройством;
5. Международная открытость высшего образования – попытка восполнить сокращение отечественных абитуриентов путем привлечения иностранных студентов.

Международный образовательный рынок

Как справиться с демографическим спадом и не растерять потенциал высшего образования, который будет необходим через десятилетие при новом подъеме? Очевидный выход – привлечение иностранных студентов как из стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Поддержка государства, традиционные культурные связи и сравнительно высокий уровень естественнонаучных, медицинских и инженерных направлений позволяют надеяться на спрос. Но как подготовить к этому вузы?

Международное образование, не признающее государственных границ, - не только сулит потенциальные преимущества, но и представляет значительный вызов российскому образованию. Вместе с привлечением студентов и преподавателей из-за рубежа возникает риск оттока наиболее сильных и активных в более развитые центры США, Европы, Японии. Приведем пример подобной двойственности. Резкое снижение курса рубля сделало российское образование более доступным для иностранных студентов. В то же время это стимулирует эмиграцию преподавателей, аспирантов и старшекурсников, привлеченных более высокими зарплатами за рубежом, а российские вузы вынуждены сворачивать программы международного обмена (стажировки, двойные дипломы, приглашенные иностранные профессора) из-за отсутствия средств.

Не случайно замминистра образования и науки РФ Александр Повалко в интервью «Gazeta.ru» эмоционально отмечает: «В Германии, в Австрии высшее образование практически все бесплатное, достойная стипендия. Восточная Европа активно продвигает свои университеты, все заинтересованы в привлечении качественных, подготовленных абитуриентов. То, что наши студенты туда не ринулись, объясняется двумя причинами: незнанием языка и ленью. Но в какой-то момент абитуриенты все это поймут и поедут туда. И тогда мы столкнемся не с внутренней конкуренцией, а с конкуренцией на глобальном рынке».

При поддержке Министерства образования и науки РФ проводится проект 5-100. 15 вузов-участников стремятся к росту позиций в мировых рейтингах университетов (рейтинги Times, QS, ARWU), что должно повлечь за собой международное признание качества образования и приток иностранных студентов. Отметим, что объективность рейтингования неоднократно ставилась под вопрос руководством вузов, недовольным сравнительно низкими позициями своих организаций.

Рейтинг

Организатор

Times Higher Education’s global rankings (THE)

Times

QS University Rankings

Quacquarelli Symonds

Academic Ranking of World Universities (ARWU)

Шанхайский университет

Webometrics Ranking of World Universities

Cybermetrics Lab

Табл. Ведущие мировые рейтинги университетов

Сегодня вузы экспериментируют с привлечением иностранных студентов. Выделим основные стратегии:

  • Развитие в качестве международных научных центров: совместные научные проекты, обмен опытом в формах стажировок и международных конференций, усиление публикационной активности в мировых профильных изданиях, высокая цитируемость в специализированных базах Scopus, Web of Science, РИНЦ. При поддержке Министерства образования это направление развивается национальными исследовательскими университетами.
  • Открытие специализированных институтов и факультетов, ориентированных на русскоязычную подготовку иностранцев. К многолетним лидерам РУДН и МГИМО постепенно присоединяются новые университеты, в т.ч. региональные.
  • Развитие филиалов за рубежом (прежде всего, в странах СНГ) – стратегия МГУ, открывшего представительства в Баку, Душанбе, Ташкенте и Астане. Ему следует МЭСИ с филиалами в Ереване, Минске и Риге.
  • Введение в учебный процесс курсов на иностранных языках. По опыту СПбГУ и ВШЭ, для этого нужно активно повышать квалификацию собственных преподавателей, вводить материальные и репутационные стимулы, активно привлекать приглашенных профессоров.
  • Присоединение к международным программам «двойных дипломов», обозначающих для студентов возможность чередования обучения в российском и зарубежном вузе. Хотя сейчас подобные программы востребованы, скорее, отечественными студентами, в будущем они могут помочь наладить обратный поток обучающихся.
  • Активное взаимодействие с посольствами и такими культурными центрами, как немецкий Институт имени Гете, Центр франко-российских исследований, испанский Институт Сервантеса, португальский Институт Камоэнса, китайский Институт Конфуция.

Текущая негативная международная политическая и экономическая конъюнктура, к сожалению, привела к определенному свертыванию образовательных проектов, но дальнейшая интернационализация академической среды представляется будущим отечественного образования.

Комментарии
Аналитик, США

«Демографическая яма» и вузы: как сохранить качество высшего образования?Есть вопрос и есть ответ :'1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование; 'Решительнее закрывать 'ВУЗы' ,в которых дипломы покупаются.Остальные предложения тоже достойны внимания.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Не согласен с автором относительно места высшего образования, его социальной роли и практической направленности в 1990- 2000 годы, а также с представленным обоснованием причин и следствия.Согласен с деканом экономического факультета МГУ Александр Аузан, который пишет: 'Смотрите: наша школа выпускает в мир хороших, но не вполне образованных людей. При этом наша экономика и в хорошо образованных людях не очень нуждается, потому что она сырьевая...' В результате делаются попытки готовить специалистов 'широкого профиля', выпускаемых в никуда, следствие - экономисты возглавляют КБ и технические производства, технари идут в продажники, а юристы становятся высшими управленцами...С заявлением, что 'Российское учительство – особая субкультурная группа, к которой принадлежит большая часть отечественной интеллигенции...' - также можно поспорить, но это тема другой ветки.Правительство РФ и Министерство образования и науки в настоящий момент проводят комплекс мер, призванных исправить кризисное положение:1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование; - УЖЕ ОБЪЯВЛЕНЫ НЕЭФФЕКТИВНЫМИ ДЕСЯТКИ ВУЗов, А МЫ ВСЁ ЕЩЁ В ПОИСКЕ КРИТЕРИЕВ?2. Большая автономия университетов в разработке образовательных программ – возможность вузам объединять в модульные группы студентов различных направлений подготовки и тем самым оптимизировать учебный процесс; - ПО-МОЕМУ, РАНЬШЕ ПЕРВЫЕ ДВА КУРСА И ОБУЧАЛИСЬ ПО ОСНОВНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ 'ПОТОКАМИ'3. Открытие программ прикладного бакалавриата – упрощенное, доступное и экономичное высшее образование. Интеграция вузов, колледжей и школ; -КУДА УЖ УПРОЩЁННЕЕ, СУДЯ ПО ПОЛУЧЕННЫМ ЗНАНИЯМ И НАВЫКАМ!4. Жесткая ориентация на связь между высшим образованием и последующим трудоустройством; -ПУСТЫЕ СЛОВА5. Международная открытость высшего образования – попытка восполнить сокращение отечественных абитуриентов путем привлечения иностранных студентов. - Я СИЛЬНО ИЗВИНЯЮСЬ, ДЛЯ ЧЕГО? ЗА СЧЁТ НАШЕГО БЮДЖЕТА ГОТОВИТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДРУГИЕ СТРАНЫ- В ЧЁМ ВЫГОДА?Я не вижу прямой связи между демографическими всплесками и качеством образования - начального, среднего и высшего, и считаю это очередным 'притянутым за уши' оправданием!

Директор по развитию, Нижний Новгород
Сергей Алейников пишет:Я не вижу прямой связи между демографическими всплесками и качеством образования - начального, среднего и высшего, и считаю это очередным 'притянутым за уши' оправданием!
... Согласен полностью...
1. Поиск критериев для оценки эффективности вузов и конкретных преподавателей, закрытие либо реорганизация организаций, предоставляющих некачественное образование;
... Про повышение эффективности говорили, что потребность в специалистах была уже вчера... а их ещё учить надо несколько лет... Кроме того, речь идёт о том, что образование должно опережать рост технологического развития... отсюда и следующий пункт...
2. Большая автономия университетов в разработке образовательных программ – возможность вузам объединять в модульные группы студентов различных направлений подготовки и тем самым оптимизировать учебный процесс;
... Это говорит ещё и о создании университетских лабораторий и программ обучения, которые задают новые направления развития... Благодаря чему специалисты, выпускники - уже имеются... Требуется более тесная связь с предприятиями и НИИ, относительно инновационных технологий... Отсюда вытекает следующий пункт...
3. Открытие программ прикладного бакалавриата – упрощенное, доступное и экономичное высшее образование. Интеграция вузов, колледжей и школ;
... Возможно, что преподавателям нужно больше уделять внимание поискам новых инновационных направлений... Кроме того, имеется ввиду взаимосвязи между разными направлениями... Например. Программирование и 3D графика архитектуры... существует уже 20 лет... а у нас только только выходят на уровень видео визуализации проектов... Отсюда вытекает и следующий пункт...
4. Жесткая ориентация на связь между высшим образованием и последующим трудоустройством
... Если есть новые технологии, и уже есть специалисты в этих технологиях, то в системе модернизации, они уже вписываются... В системе организации бизнеса - нет... Поскольку не работает инвестирование бизнеса в инновации... Приходиться идти по схеме получения грантов от государства... Длительный процесс с ограниченными ресурсами... Отсюда вытекает и следующий пункт...
5. Международная открытость высшего образования – попытка восполнить сокращение отечественных абитуриентов путем привлечения иностранных студентов.
... В объединённых группах, наши- не наши, под будущий инновационный проект, можно получить инвестирование от зарубежного бизнеса...
Директор по рекламе, Москва
предлагаю уйти от логической основы 'ситуация и проблемы' -> 'критерии оптимизации и отсева лишних'и попробовать основу 'ясная и понятная, детально и точно описанная цель - необходимая и достаточная картина идеального будущего' -> 'методы, способы и ресурсы достижения этой цели'пока картина будущего описывается не точно все дорожные карты ведут в туман
Руководитель управления, Санкт-Петербург

Цель, сформулированная по SMART.

Руководитель проекта, Томск
Дмитрий Федоров пишет:предлагаю уйти от логической основы 'ситуация и проблемы' -> 'критерии оптимизации и отсева лишних' и попробовать основу 'ясная и понятная, детально и точно описанная цель - необходимая и достаточная картина идеального будущего' -> 'методы, способы и ресурсы достижения этой цели' пока картина будущего описывается не точно все дорожные карты ведут в туман
Согласен. В управленческом смысле проблема - разрыв между целью и конкретной ситуацией. Если цель не определена, картина (образ) идеального будущего не нарисована стейкхолдерами, - то какую проблему мы решаем? Туман! А кто стейкхолдеры? Сегодня - Государство в лице чиновников Минобра. Могут ли они в одиночку, из Москвы, сформировать адекватный единый и общий 'образ будущего' для образования в такой большой и разнообразной стране? Снова туман! Поэтому и единые критерии эффективности вузов и отдельных преподавателей корректно определить на мой взгляд невозможно - для разных вузов и регионов они разные. Значит нужна децентрализация управления - большая автономия вузов, как собственно в развитых странах и происходит. И еще про конкретные ситуации. Каждый вуз, как организация, находится на своей стадии жизненного цикла, со своими проблемами и болезнями. Как говорят доктора - абсолютно здоровых нет - есть недодиагностиованные. На разных стадиях, при разном 'возрасте' - не одинаковые методы управления. На росте - централизация, при старении и бюрократизации - наоборот децентрализация нужна. Чтобы понять что делать - нужна корректная оргдиагностика каждого конкретного вуза. Ежегодно, как в Нидерландах например. В России этого нет. Даже у вузов, вошедших в программу 5-100 имеет место 'самолечение' без диагноза или при очень поверхностной диагностике. - Опять туман. Вот и бродит наше образование как тот 'ежик в тумане' из мультика ...
Адм. директор, Санкт-Петербург
Виктор Абруков пишет:надо сначала создать многофакторные вычислительные модели образовательного процесса
Источник финансирования? Выгодоприобретатель?
Профессор, Чебоксары
Сергей Алейников пишет:Источник финансирования? Выгодоприобретатель?
Государственный! Государство!Но можно ответить и по другому: Российский! Россия! :-)А сейчас положение такое, что ответ такой: Неизвестный! Студент, преподаватель!
Профессор, Чебоксары
Владимир Блинов пишет:Чтобы понять что делать - нужна корректная оргдиагностика каждого конкретного вуза.
Для этого и нужны многофакторные вычислительные модели, решающие прямые и обратные задачи, созданные на основе данных об образовательном процессе каждого конкретного вуза.
Директор по развитию, Нижний Новгород
1.
Платон Миронов пишет:А 'Попадание в мировой рейтинг ВУЗов', 'Повышение качества образования', 'Привлечение иностранных студентов' - непонятные.
... Некоторые Унмверситеты и Вузы попадая в мировой рейтинг... имеют возможность повышать свою доходность... что непонятного...2.
Платон Миронов пишет:Перечислите Цели, которых должны достигнуть современные ВУЗы.
... Я не министр, и не декан... Цели должны определять соответствующие должности, руководители, а преподаватели ( наверное) должны им помогать... 3.
Платон Миронов пишет:Если у нас проблемы с малой авиацией, тогда надо поднимать профильные КБ и разворачивать производство. А если у нас нет проблем с ней, тогда можно об этом говорить.
... С какой стати, у нас рыночная экономика... Со своей позиции государство решило проблемы малой авиации... Повторяю, если КБ бесполезно, и не может ничего создать, кроме самолётов прошлого столетия. то зачем их поднимать???...4.
Платон Миронов пишет:А кто должен взаимодействовать с внутренним рынком? ВУЗы? А Министерство тогда зачем? Кстати, бизнес не заинтересован в работе с ВУЗами. Он её, работу, симулирует. В статье говорится о неких работах на международном уровне. Зачем?
... Бизнес разный, а за рубежом тем более... Искать нужно... У Вас бизнес игнорирует работать с Вузами, а у нас Вузы... Из за этого пачку деканов и прочих руководителей, поснимали или посадили...5.
Платон Миронов пишет:Кстати, теперь кружков нет, а космические корабли падают. Видимо стало лучше?
... Не коверкайте факты и понятия... У школьников всё летает... А кружки теперь при космическом агенстве...6.
Платон Миронов пишет:Проблема в том, что перечисленные рейтинги, самостоятельность и падение качества - следствие проводимой МинОбразом политики.
... Не надо с больной головы на здоровую... Проблемы от непонимания... Почти в каждом Вузе или Университете, есть преподавание маркетинга... Если Вуз при наличии подобного преподавателя, не может понять и найти решения, то ... зачем этот Вуз нужен???...7.
Платон Миронов пишет:Так вы поживите в Москве на зарплату в 5 000 рублей. Да ещё и с научной степенью. И чтобы любой дворник получал больше вас. А затем рассуждайте о патриотизме. Кстати, качество без денег не бывает - это чисто управленческий вопрос.
... Так вот, добрый Вы человек... Уровень жизни в Москве выше... потому что чем дальше от Москвы, тем зарплаты ниже... Кроме того, у Вас есть масса людей, с Высокой доходностью... а у нас их нет... и извините, но подработать не где, рады были бы многие, но такие элитные места, как мытьё туалетов в крутых домах. нарасхват... И. лично я, 10 лет был на реабилитации, и мой сын содержал меня с 12 лет... И при этом, я много что сделал для страны, и только из патриотизма. и никак не за деньги. которых мне никто не платил... И качественно... поскольку Вас, в Москве, теперь в метро уже не взрывают... Так что чтобы поплакаться ищите другого... Мне можете больше не отвечать. поскольку понимать Вы ничего не хотите...
← назад 1 3
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Новости
В Высшей школе бизнес-информатики НИУ ВШЭ прошла защита дипломных работ

Защита дипломных работ прошла у слушателей программ профпереподготовки «Менеджмент в сфере электронного бизнеса и интернет-проектов» и «Интернет-маркетинговые коммуникации».

МИРБИС приглашает на обучение на 2-недельные сессии и уикенды

Обучение по программам МВА пройдет с 10 и 21 апреля. Программа подойдет менеджерам из регионов РФ и стран СНГ.

МИРБИС приглашает 18 марта на открытую MBA Saturday

«Один день на МВА» для менеджеров и предпринимателей, желающих получить новые знания и общение с коллегами.

28 марта в МИРБИСе открывается новая группа МВА

Обучение будет проходить в формате «Будний вечер + Суббота» в течение 20 месяецев.