Каким сомнительным навыкам обучают на тренингах продаж

Чем должны заниматься на работе специалисты по продажам? «Что за банальный вопрос? Ясное дело – они должны продавать товары или услуги!» – ответит большинство людей. Однако, не все так просто. Мой вопрос появился вовсе неслучайно, а после нескольких разговоров со специалистами по продажам, которые рассказали о корпоративных тренингах, в которых они приняли участие.

При анализе тренингов выяснилось, что основную часть времени заняло обучение различным психологическим приемам, а проводили тренинги по продажам психологи.

- Помогли ли вам приобретенные психологические знания улучшить продажи? – спросил я нескольких собеседников.

- Вообще-то нет, ничего особенно не изменилось. Но на тренинге было интересно – ответили они.

- Вот как! Было интересно, но результата нет – подумал я.

После получения этой информации я начал размышлять и вспомнил, что, действительно, в результате психологических тренингов у участников в основном остаются позитивные впечатления. А почему бы и нет? Тренинги предполагают разнообразные практические упражнения, которые часто новы для участников, всем весело, скучать не приходится. Очевидно, что знания психологии помогают решать личные проблемы, улучшать взаимопонимание с друзьями, родственниками и т.д. Но могут ли они стать основным средством для развития успешных продаж? Для ответа на этот вопрос приведу рассказ знакомого менеджера по закупкам строительных материалов.

Менеджер по закупкам поведал историю, как ему предложил провести переговоры новый специалист по продажам компании, поставляющей необходимые строительные материалы. Сразу после начала первой личной встречи продавец, что называется «взял быка за рога», а именно приступил к реализации столь любимой на психологических тренингах технологии SPIN. Согласно этой технологии, предполагается, что задав собеседнику последовательно ситуационные, проблемные, извлекающие и направляющие вопросы, с легкостью удастся не только расположить клиента к себе, но и направить его к совершению сделки (автор теории Нил Рэкхем). В данном случае пикантность ситуации состояла в том, что закупщик сам недавно прошел психологический тренинг на тему психологических манипуляций, где ему рассказывали о технологии SPIN как инструменте для этих самых манипуляций. Его уже предупредили: «Будь бдителен, когда с тобой начнут говорить языком SPIN».

«Представляешь, о чем я думал, когда этот молодой человек пытался манипулировать, представляя меня в качестве человека, не понимающего, что именно стоит за его вопросами» – возмущался закупщик.

Переговоры сразу не задались, закупщик предложил продавцу прекратить задавать ненужные вопросы и перейти к сути дела, а именно презентации продукции. В ходе обсуждения строительных материалов выяснилось, что молодой продавец довольно слабо владеет информацией о них и не может ответить на ряд конкретных профессиональных вопросов. Чем дальше продолжались переговоры, тем больше росла стена непонимания. Продавец терял самообладание, понимая собственную слабую компетентность в знании предмета разговора. В результате закупщик сказал, что у него нет времени на разговор с человеком, знающим технологию SPIN, но не знающим продукцию, с которой он работает. Сделка не состоялась, да и отношения не сложились, не помогли продавцу и психологические знания.

Представленный пример демонстрирует, что специалисту по продажам для успешной работы необходимо владеть комплексом знаний, основой которых являются знания продукта, рынка, конкурентов, условий поставок. Большое значение имеют и коммуникативные навыки, позволяющие эффективно устанавливать отношения с клиентами. Многолетний опыт наблюдения за успешными специалистами по продажам показал, что многие из них являются отличными коммуникаторами, не имея при этом теоретических познаний в этой области. Их навыки основаны не на сертификатах психологических курсов, а на особенностях личности, наделенной от природы талантом устанавливать контакты с другими людьми.

Безусловно, психологические знания необходимы для продавцов, но дело в том, что они носят вспомогательный характер по отношению к знаниям продукта, рынка и пр. Во-вторых, далеко не все они в принципе нужны продавцам. Более того, применение некоторых психологических знаний в такой прагматичной сфере как сделки купли-продажи откровенно вредно, поскольку отвлекает от основной цели переговоров или носит характер откровенной манипуляции. Хотя на многих тренингах речь идет о том, что именно психология – ключ к успешным продажам, что если ты познал основы психологии, то в жизни наверняка преуспеешь.

Почему же психологические тренинги заняли столь большую долю в обучении отделов продаж? Наверное, потому, что многие тренеры имеют психологическое образование и предлагают те знания, которыми они реально владеют. Что знают, о том и рассказывают. Например, масса людей имеет различные сертификаты по НЛП. Нужно же каким-то образом использовать полученные знания! Появляется тренинг с названием «Применение НЛП в продажах». Приведу пример из жизни. HR-менеджер небольшой фирмы получает коммерческое предложение от тренера. Сам HR-менеджер также является ярым сторонником теории НЛП, они говорят с тренером на одном языке, имеют сходные взгляды, они, что называется, нашли друг друга. В результате принимается решение о проведении данного тренинга для продавцов. В отделе продаж пять продавцов, четыре из них совсем молодые, они пришли в фирму недавно, еще плохо знают продукт, клиентов. Но вместо того, чтобы обучить знанию продукта, его позиционированию, их учат теории НЛП. На вопрос клиента, чем их продукт лучше конкурентного они пока ответить не могут, но легко могут объяснить, что собой представляет в НЛП-термин «якорение».

Через некоторое время начальник отдела продаж видит, что продажи не стали лучше, хотя на стене офиса вывесили пять новеньких сертификатов специалистов по НЛП. Деньги потрачены впустую, на другой тренинг их больше нет, помимо того возникло разочарование от тренингов. «Зачем мы проводили его?» – спрашивает директор. Все в замешательстве, ведь тренер работал хорошо, к нему нет претензий. Но как применить новые знания – непонятно.

Сейчас наблюдается поветрие на курсы по коучингу – учат все и всех без разбора. Знакомый молодой человек не может преуспеть в качестве специалиста по продажам, но недавно окончил курсы коучей, продолжавшиеся несколько месяцев. На вопрос, чем конкретно помогли ему курсы – ответить не может. Все те же слова, что было интересно, весело, хорошо проводил время по вечерам. Вместе с тем он не знает, за счет какого конкретно ресурса ему удастся профессионально вырасти, развить продажи. Правда, у него есть надежда, что сам будет кого-то учить коучингу и зарабатывать таким образом деньги.

Проблема состоит в том, что сильные практики продаж не имеют времени и желания проводить тренинги по продажам, они заняты конкретной и хорошо оплачиваемой работой. Даже в рамках собственной компании их трудно уговорить провести корпоративный тренинг или помочь молодежи в роли наставника. В результате на рынке тренингов по продажам много тренеров, которые сами никогда не занимались продажами, не представляют себе, как в реальности проходят переговоры, что нужно и чего не нужно говорить клиенту. Нередко бал правят теоретики, среди которых лидирующие позиции занимают психологи. Конечно, всем известны и имена сильных тренеров с отличным практическим бэкграундом, которые учат навыкам, проверенным опытом. Но, дело в том, что их немного и успеть во все отдаленные уголки страны они не могут и не хотят.

Решение проблемы возможно за счет более внимательного отношения руководителей компаний к предлагаемым программам тренингов. При анализе содержания программ тренинга нужно обращать внимание на наличие практических вопросов, технологий переговоров на основе профессиональных знаний, на установление эффективных коммуникаций за счет подхода, основанного на учете взаимных интересов, а не на манипуляциях. Откровенные психологические трюки быстро становятся очевидными для клиента и приводят к коммуникационному разрыву, а связи, основанные на профессиональной общности и доверии, как правило, крепкие и долговременные. Очевидно, что гораздо более выгодно учить продавцов продажам, а не сомнительным приемам, далеким от практики. Тем более, это актуально в нынешнее время, когда организацией системы продаж нужно заниматься серьезно, иметь сильную команду продавцов.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Прямо какой-то сезонный всплеск душещипательных рассказов о том, как тренеры по продажам ничего не понимают в перечне того, чем должен владеть продавец (и им даже в голову не приходит, что продавцам нужно отлично знать свой продукт!).
Или это заразный вирус?
Пожалуй, в этой дискуссии принимать участие не буду - боюсь заразиться :)

Генеральный директор, Тольятти
Автор пишет: > любимой на психологических тренингах технологии SPIN. > о технологии SPIN как инструменте для этих самых манипуляций. При чем тут этот уважаемый метод продаж? Вот уж что-что, а SPIN на психологических тренингах не передается, как технология. Это вам не НЛП и не гештальттерапия какая (простите меня, темного в психологии), это концентрированный _опыт_реальных_успешных_продаж_. Для того, чтобы по СПИНу задать корректный извлекающий вопрос, надо как следует знать свой продукт и понимать особенности и результаты его применения в условиях у потенциального клиента. Другое дело, что научить юнца бессмысленно твердить в определенном порядке загодя написанные вопросы проще пареной репы, но опытный закупщик просекает такую левоту на раз-два. Двоякое впечатление от статьи - вроде бы кое-что правильно написано, но выводы как-то странно сформулированы. ''Очевидно, что гораздо более выгодно учить продавцов продажам'' - просто откровение какое-то, масштаба ''лошадям вкусно кушать овес и сено'' (с). > Проблема состоит в том, что сильные практики продаж не имеют времени и желания проводить тренинги по продажам Они могут не уметь учить продавать. ''Уметь продавать'' и ''уметь учить продавать'' - разные умения. Странно, что автор путается в этой двухсосенной конструкции.
Консультант, Беларусь

Уважаемый Юрий! Вы правы, что ''уметь продавать'' и ''уметь учить продавать'' - разные навыки. Но, видимо, Вы невнимательно прочли текст. В статье идет речь о том, что нужны тренеры, умеющие ''научить продавать'', а не ''умеющие учить''. Продажи - сугубо практическая сфера деятельности. Как можно научить тому, чего сам не умеет тренер?
В настоящее время уже сформировалась тенденция на отторжение сугубо теоретических тренингов, вот о чем речь.

Генеральный директор, Омск

В целом, поддержу автора статьи, с поправкой на название самой статьи. Навыки SPIN и т.д. нужны продавцам, и в разряд сомнительных не стоит их относить. Другой разговор, что знание инструментов не решает сходу задачи продавца - продавать. Нужна практика, опыт применения полученных знаний, в ходе которого продавец развивает свои навыки, и тогда определяет для себя, что работает или нет в той или иной ситуации. Хорошие продавцы далеко не всегда следуют рекомендациям тренеров, тем не менее, добиваются нужных результатов. Почему? Потому что они ПРОДАЮТ каждый день, и каждый день находят новые ''фишки'', алгоритмы, слова и т.д., которые работают, в первую очередь, именно для них. Такие продавцы просто умеют быть собой в любой ситуации, чувствовать клиента, обстановку, не катастрофировать при неудачах, и т.д. Этому трудно научить, этим надо быть или учиться этому последовательно и осознанно. Поэтому разовые тренинги не дают долговременного эффекта, нужен системный подход в обучении, где первую скрипку должен играть Руководитель отдела продаж, а не HR-специалист по обучению, или тренер. Тренер лишь ''вспомогательный инструмент'' усиления, а его компетентность определяется умением верно диагностировать проблемы и предложить работающие инструменты для конкретного клиента.

Консультант, Беларусь

Уважаемая Гульнара! Вы очень точно написали о том, каким образом появляется сильный продавец. Он растет благодаря своим каждодневным усилиям, в первую очередь учится сам. Название статьи редакторское, все же я не считаю SPIN сомнительной технологией, это нормальный инструмент интервьюирования, дело другое, что он мало помогает в продажах. Если на тренинге о нем расскажут, это нормально, но удивительно, когда тренинг полностью на нем построен, да еще и тренер обещает, что на основе SPIN продажи резко вырастут. Я примеров кардинального роста продаж на основе этого метода не знаю. Возможно, у кого-то и есть такие примеры.

Консультант, Санкт-Петербург

Однозначно знание продукта стоит на первом месте, совершенно согласна. Однако, что касается психологии в тренинге есть интересный момент, тренер учит продавать уже хотя бы тем, что ''продает'' себя и свой тренинг. Если участники ''купили'' тренинг, т.е. восприняли его с удовольствием и воодушевлением - это и есть продажа тренером своего продукта. Теперь задача тренера разобрать вместе с участниками за счет чего участники купили тренинг, т.е. почему он им понравился, почему самые скептично настроенные участники тоже прониклись идеей. Возможно проблема некоторых тренеров в том, что они не хотят раскрывать карты, а это ошибочно и свидетельство неуверенности в своей работе.

Консультант, Беларусь

Светлана, согласен с Вами, что уже сам факт продажи тренинга говорит о некоторых успехах тренера, но тут есть нюанс, тренинги часто продают не сами тренеры, а продавцы тренингов. Они то свою работу сделали, а тренер может провести некачественное или бесполезное обучение. Нередки и случаи, когда в ходе тренинга участникам все нравится. но после него они обнаруживают, что практической пользы не извлекли.

Консультант, Санкт-Петербург

выходит тренер плохо знает свой продукт (не может ответить на вопросы участников, логика хромает, путается в показаниях). У меня аналогия родилась: допустим человек в телемагазине видит чудесный супермегатенажер, покупает его полный вдохновения, а потом тренажер служит вешалкой для одежды. Кто виноват, почему он на нем не занимается? Телемагазин? Слабая мотивация самого покупателя? Стадное чувство (все берут и мне надо)? Мне кажется, что обучение это хороший инструмент, однако гарантии, что человек это будет использовать нет. Это грустно, но не безнадежно, настанет момент, когда возникнет необходимость. Иногда в качестве отличного учителя выступает сам руководитель (срабатывает мотивация ''хочу как он''), иногда тренер, иногда любовь как стимул к росту и успеху, а бывает, что все вместе, а бывает ничего из перечисленного, а может быть из духа противоречия (сам смогу без вас)

Консультант, Беларусь

Светлана, все бывает по-разному. И сами участники тренингов не используют полученные знания, и тренер не передает им нужных инструментов. Но, есть и качественные занятия, профессиональные тренеры. Учится то нужно, главное - найти у кого. За несколько последних лет значительно увеличилось количество тренеров, коучей, которые не обладают серьезной квалификацией и тем самым понижают уровень услуг. А, вообще, учится можно по-разному. И у руководителя, и у опытных коллег, читать книги, статьи по специальности. Само желание повышать свою квалификацию уже создает задел на достижения.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Алексей Колик пишет: ''уметь продавать'' и ''уметь учить продавать'' - разные навыки.
Абсолютно НЕСОВМЕСТИМЫЕ и РАЗНЫЕ вещи! ;)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.