Пять самых распространенных ошибок студента, обучающегося онлайн

Пять самых распространенных ошибок студента, обучающегося онлайн

Откуда берутся мнения, что офлайн образование намного лучше онлайнового? Что первое – это фундаментальные знания, а второе – пустышка в красивой обертке? Конечно, всегда есть риск нарваться на безответственного провайдера. Однако часто причина неудач кроется в вашем собственном поведении. Учиться онлайн вовсе не проще и не сложнее, чем очно, но по-другому. Предлагаю пройтись по основным ошибкам, которые совершают слушатели, решившие взяться за онлайн обучение, и определить: насколько лично вы готовы к тому, чтобы учиться по свободному графику.

1. «Успею завтра»

Когда вы уставший приходите домой после работы и понимаете, что из оставшегося свободного времени на обучение нужно уделить не меньше получаса, вы думаете: «Это можно отложить на завтра, а сегодня отдохнуть». Однако с каждым днем эти полчаса суммируются и выливаются в солидную сумму часов. Откладывая «на завтра», вы рискуете в итоге либо самостоятельно оставить учебу, либо «по приговору» провайдера. Не забывайте про одну очень важную вещь: на серьезных курсах есть дедлайны, в определенных случаях они могут быть очень жесткими – вплоть до отчисления.

Как избежать этой ошибки? Во-первых, помните, что свободный график все равно должен оставаться графиком. Учащийся волен сам выбирать, когда посмотреть видеолекции, когда изучить дополнительный материалы, когда выполнить задание (с поправкой на дедлайн). Однако он должен взять на себя ответственность за организацию собственного обучения. Подготовить хотя бы примерный план освоения курса и выполнения заданий с учетом собственного рабочего графика. Чаще всего разработчики курсов предлагают общий план изучения и ставят общие рамки. Мы, например, обязательно указываем, сколько часов потребуется слушателям на освоение того или иного материала, при этом вводим и помогаем освоить новые элементы планирования. Слушателю остается адаптировать общий план под себя, в чем мы также ему поможем.

Во-вторых, будьте честны с собой, подходите к своим возможностям реалистично. Например, не пытайтесь запланировать обучение на вечер пятницы, если вы знаете, что в такие дни любите отдохнуть. И не переусердствуйте, пытаясь построить жесткий план, так как для 99% людей он не работает.

В-третьих, создавайте напоминание в своем смартфоне о необходимости изучить материал или выполнить задание, о дедлайне. Это не требует каких-то особых навыков тайм-менеджмента, но отлично работает. Если у вас планируется день со встречами и поездками, поставьте напоминание ближе к вечеру. Если бумажная работа, которая вовлекает и не отпускает, - сделайте два или три напоминания. Подстрахуйтесь записками на домашнем компьютере.

2. «Обойдусь основными материалами»

Вы просматриваете видеокурс, отвечаете на вопросы, делаете тесты и…. вам кажется, что вы полностью освоили программу. Верно, но не совсем так. Во многих онлайн курсах, также как и в очных, преподаватели предлагают основной и дополнительный материал. Большинство студентов сосредотачивается на основном материале, а порой считает, что просто прослушать видеолекции достаточно для освоения предмета. Однако это не так. В дистанционном формате обучения дополнительные материалы играют значительно большую роль, чем в очном. Они позволяют глубже вникнуть в суть проблемы и в значительной мере компенсируют нехватку очного общения с преподавателем.

Что делать, если дополнительных материалов много, а времени мало? В начале 2014 года я окончил онлайн курс Unitersity teacher в John Hopkins University, посвященный новым технологиям в онлайн образовании для взрослых. Курс изобиловал списками дополнительных материалов. Даже при очень большом желании изучить все или хотя бы большую часть не представлялось возможным. Я просто ознакомился со списком «по-диагонали» и обнаружил для себя множество полезных идей. Теперь, если мне срочно понадобится какая-то информация, я знаю, что и где искать. Это мой арсенал «про запас». Поэтому крайне советую вам не лениться и хотя бы краем глаза просматривать то, что указано в дополнительных источниках.

3. «У меня нет времени на форумы и чаты»

Не смотря на сферу моей деятельности, я достаточно скептически отношусь к соцсетям и различным форумам, потому что они ассоциируются у меня с пустой тратой времени. Соответственно, когда я проходил свой первый онлайн курс, я подумал: «Форум? Там наверняка одни глупости или банальные вопросы». Думаю, вы сейчас тоже в этой фразе узнали себя. Многие слушатели игнорируют возможность общаться со своими «виртуальными однокурсниками» и преподавателями посредством специальных форумов, чатов, сервисов встроенных сообщений или социальных сетей.

Много времени спустя, когда я уже был не в роли слушателя, а в роли разработчика курсов, мне нужно было работать в том числе с форумами. Изучив их, я осознал свою ошибку. На таких форумах другие слушатели очень часто задают важные вопросы, на которые преподаватель дает вдумчивый ответ. Причем нередко качество вопросов и ответов значительно лучше, чем при личном общении. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, даже самые уверенные люди порой стесняются задать какой-либо вопрос лично, а «виртуальность» значительно облегчает эту задачу. Во-вторых, и у спрашивающего, и у отвечающего есть намного больше времени на то, чтобы четко сформулировать вопрос и вдумчиво ответить на него. В-третьих, обсуждение слушателями какой-либо темы значительно обогащается за счет того, что каждый имеет голос, и более «агрессивные» слушатели не заглушают голос более сдержанных.

4. «Запишусь на бесплатный курс»

Сейчас очень популярными становятся Massive open online courses (MOOC). Многие делают им предпочтение перед платными курсами. Однако бесплатные онлайн курсы хороши только для ознакомления. Все чаще появляется информация о несовершенстве МООС. В первую очередь, это нехватка взаимодействия с преподавателем, недостаток взаимодействия с «однокурсниками», а также проблема академической честности (плагиата).

dark-side-mooc.jpg

Информация с сайта www.onlinecolleges.net

Одной из главных проблем МООС до сих пор остается отсутствие у слушателя самомотивации. Из таблички видно, что данные прохождения курса MIT Circuits and Electronics катастрофичны:

  • 154 763 зарегистрированных пользователей, из них 7 157 окончили весь курс обучения.
  • 5% студентов до конца прошли курс обучения.
  • 55% - не обучались с самого начала занятий.

Дафна Коллер, сооснователь Coursera, отмечает, что в среднем лишь около 8% зарегистрировавшихся на курс доходят до финиша.

Интересный факт заключается в том, что мотивация у нас растет в зависимости от того, какую сумму мы платим за свое обучение. Это не пустые слова. Я сам неоднократно записывался на МООС, некоторые из которых так и не окончил. В своем исследовании Kings college of London выяснил, что высокая цена ассоциируется с более высоким качеством (и это справедливо). А ожидание высокого качества влияет на мотивацию положительно (Херцберг, 1993). У одного и того же курса в бесплатном и платном формате есть целый ряд принципиальных отличий, которые делают разницу заметной. Во-первых, в бесплатных курсах чаще всего слушатели не получают фидбека по выполненным заданиям. В лучшем случае неавтоматизированные задания будут проверяться «виртуальными однокурсниками» (так называемое peer review). Однако такой формат подходит для очень немногих курсов, да и добросовестность однокурсников гарантировать сложно. Кроме того, они почти никогда не обладают глубиной знаний и опытом преподавателя. Во-вторых, только по результатам платных курсов предоставляются серьезные сертификаты. Конечно, некоторые скажут, что учатся для себя, а не для бумажки. Однако онлайн обучение набирает обороты, как и интернет-технологии в целом. Работодатели все с большим уважением относятся к навыкам работы в виртуальной среде. А официальный сертификат будет хорошим подтверждением наличия этих навыков. В-третьих, у бесплатных курсов есть еще один минус: качество. Хотите похватать знаний «по верхам»? Беритесь за МООС. Думаю, для деловых людей не будет открытием, что в разработку качественного курса, в эффективность цепочки «лекция - взаимодействие с преподавателем - практические задания - сопровождение и проверка» нужно вкладывать немалые деньги.

5. «Могу не напрягаться»

У многих создается ошибочное впечатление, что онлайн курсы значительно проще, чем традиционные очные курсы. Когда мы хотим глубоко вникнуть в проблему, мы в любом случае должны потратить на это определенные эмоциональные, интеллектуальные и временные ресурсы. Сложность заключается не в обилии сложных терминов или концепций. Нередко в онлайн курсах представлен более продвинутый материал. Ставка делается на то, что слушатель может несколько раз изучить его, если чего-то не понял, и обратиться к преподавателю с вопросом. При этом я бы сказал, что сложность компенсируется удобством: дает больше свободы, вы можете сами перераспределить затраты своих ресурсов. У вас всегда есть выбор: либо проходить в свободном режиме и тратить в неделю минимум по три-четыре часа, либо, например, одну неделю пропустить из-за загруженности на работе, а на второй и третьей неделе пройти сразу весь курс.

Надеюсь, я смог вас убедить, что к онлайн образованию следует относиться с полной серьезностью и организованностью, не распыляясь и не кидаясь на все попало, в том числе и на интеллектуальный фаст-фуд. В этом случае ваши временные, интеллектуальные и финансовые затраты окупятся с лихвой.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Москва

Ошибка одна - учить то, что тебе ненравится.Сегодня с учебными материалами проблем нет, даже секретную документацию можно достать, закрытую от многих ботанов.. :)Сегодня проблема с поколением деблоидов. :)'Я бы в лётчики пошёл, - Пусть меня научат!' - этим стишком троллю сегодняшнее поколение, а прикольно то, что они не видят в этом юмора :)

Аналитик, США

Владимир Токарев пишет: 'сам Е-хе, при желании, может стать для любого лучше любой самой дорогостоящей западной программы МВА, проверено электроникой.'Владимир, поясните мысль на примере .

Управляющий директор, Украина

Поскольку наша бизнес-школа Fast Management работает исключительно в онлайне, видимо, нужно и мне высказаться.Проблема низкой эффективности многих онлайн-курсов в неправильном построении структуры курса.В котором основной предмет излагается в виде статичных программ для самостоятельного обучения, а общение происходит в чатах и форумах. Поэтому студент оказывается в одиночестве наедине с предметом.Все разговоры о том, как студенту самому себя самомотивировать - это издевательство над занятыми людьми у которых проблема. Программа должна сама включать в себя элементы мотивации студента, общения с одногруппниками, обратной связи с преподавателем. Только так дистанционное обучение вообще может работать.А поводу более высокой эффективности платного обучения - согласен. Тот, кто заплатил деньги, ему жалко их и он готов уделять внимание этому курсу, чтобы вернуть свои инвестиции.

Аналитик, США

Фёдор Нестеров пишет: Программа должна сама включать в себя элементы мотивации студента, общения с одногруппниками, обратной связи с преподавателем. Только так дистанционное обучение вообще может работать. Фёдор Владимирович, разделяю Ваше мнение , что мотивация -это базис процессаобучения.В Вашем заведении всё конкретно и ясно ...и цели и мотивы .Проблема в том , что многочисленные школы бизнеса 'мотивируют' красивым дипломом,стажировками за границу,несбыточными перспективами.На уровне бакалавриата студент в радужных перспективах, после окончания ...в депрессии, страхеошибиться ещё раз...Их много наплодили и бросили на произвол судьбы.Поэтому, при приёме в магистратуру ,рекомендуется курс 'Введение в специальность'в процессе прохождения которого предусматривается:- оценка базового уровня знаний и склонностей /способностей/ слушателя;-выбор специализации;-разработка плана обучения на базе профессиограммы...Основа мотивации - получение работы.

Копирайтер
Федор Нестеров пишет:Все разговоры о том, как студенту самому себя самомотивировать - это издевательство над занятыми людьми у которых проблема. Программа должна сама включать в себя элементы мотивации студента, общения с одногруппниками, обратной связи с преподавателем. Только так дистанционное обучение вообще может работать.
Только так может работать дистанционное обучение?. А после такого обучения 'за ручку как в дет. саду' потом, после окончания обучения придаёт мотивации образованному элементу РАБОТАТЬ, а не ждать когда постучится в чат менеджер и спросит проснулся ли уже наш драгоценный онлайн сотрудник? Из таких студентов не вырастут достойные кадры. Ну а если для обучающего проблема нажать на клавишу мышки на соседнюю влкадку браузера и написать вопрос, то пусть он идёт тогда лесом.Все хотят работать с такими сотрудниками, которые сами идут и спрашивают, что мне делать или когда уже будет готово ТЗ - а то руки чешутся, ну или деньги нужно зарабатывать, а не ждут когда им на блюдечке принесут работу на дом. Хотя таких большинство, именно поэтому нетрудно конкурировать нормальным трудолюбивым людям.
Консультант, Украина

Онлайн обучение, как и заочное обучение подходит не всем. Есть студенты, которых нужно контролировать, организовывать, практически заставлять учиться, угрожая отчислением и т.д.Есть небольшая часть студентов, которые имеют настрой на учебу, самоорганизованность, самомотивацию. Это лучшие ученики. Нужно ли заставлять учиться тех, кто не хочет или не умеет? Не уверен. Когда нет отбора, конкуренции, результат учебы не радует. Есть диплом, но нет знаний, нет умения и привычки учиться. А знания устаревают, нужно их обновлять. А привычки учиться и самомотивации нет. Конечно, очень многое зависит от преподавателя. Если он горит, то есть шанс, что зажжет и других. И наоборот, 'мертвый' учитель способен загубить многих студентов, вызвать у них разочарование и нежелание учиться

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

На мой взгляд, мотивация нужна. Для подавляющего большинства.Исхожу из собственного опыта в основном (ну и опыта детей сейчас уже). Я как раз из тех, кто просит дополнительной ответственности на работе, идет и и пинает тех коллег, кто не сделал, например, техзадание. У меня десятка полтора сертификатов серьезных курсов. Но учиться даже на этих краткосрочных курсов без мотивации (читай, контроля) тяжело. И не стоит это того. Пусть лучше будет контроль, и такие, как я, получат желаемый результат.Я со своим старшим сыном давно начала обсуждать педагогов и их подходы. Он учился в одной их лучших физматшкол Москвы, потом в МГУ, потом искал для себя то, что ему было надо. Перед поступление в МГУ (и окончанием школы) мы брали нескольких репетиторов. Он учил английский в Москве, ездил в Англию, Штаты и даже Австралию с целью его изучения. И еще учил немецкий в Германии летом несколько раз.В общем, есть что посравнивать.Мой вывод: даже для очень мотивированных лучше наличие контроля (внешней мотивации), т.е., для онлайн обучения дедлайнов, угрозы отчисления, потери денег и т.д.Тогда результат будет хорошим для большинства нормальных людей, а не для маленького количества суперорганизованных.Но это только мое мнение.

Консультант, Украина

То есть, внешняя мотивация - это контроль. Точнее, угроза получить неприятные последствия, если не выполнить некий минимум требований:'дедлайнов, угрозы отчисления, потери денег и т.д. 'Но наверное, не только угрозы, но и пряники извне

← назад 1 3 4 5 6
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Сейчас на сайте
1100 пользователей
Новости
Бизнес-школа SRC приглашает посетить две программы по цене одной
Предложение распространяется на программы «Маркетинг для product-менеджера» и «Ценообразование. Практикум влияния на прибыль и объем продаж».
Виталий Довгань рассказал о секретах эффективной семейной компании
Финансовый советник управления по работе с частным капиталом инвестиционной группы «АТОН» Виталий Довгань дал интервью МШБ Финуниверситета.
Школа IT-Менеджмента вручила международные сертификаты IAC
Уже второй выпуск получил международные сертификаты IAC в Школе IT-Менеджмента РАНХиГС.