Топ-менеджер нового поколения. Социологический портрет

Какое значение современные управленцы придают тем или иным факторам в своей профессиональной деятельности? Как приспосабливаются к установленным правилам «игры» в бизнесе и государстве и как добиваются успеха? Какую роль в достижении своих целей выделяют бизнес-образованию и довольны ли результатом?

Жан Тощенко, член-корреспондент РАН, декан социологического факультета РГГУ рассматривает управленцев и бизнес-образование с позиции социологии, выявляя ведущие мотивы и установки тех менеджеров, которые прошли подготовку в бизнес-школах, проходят или только собираются – одной из наиболее образованных, экономически и социально продвинутых групп российского бизнес-сообщества, по его мнению. Анализ ряда социологических методов показывает, что сегодня существует несколько наиболее выраженных типов руководителей, которые позиционируют и, соответственно, ведут себя по-разному. К какому из них больше всего причисляете себя вы? Участвуйте в опросе и оставляйте свои комментарии в конце статьи.

1. Инициатор. Диагностирует и строит прогнозы будущего, определяет перспективы и угрозы для бизнеса

Менеджерам с установкой «ориентация на результат» характерны такие черты, которые показывают высокий уровень развития способностей и профессионализма: подчинение всех сил рабочему процессу, стойкое желание достигать поставленных производственных целей, способность к быстрым, решительным действиям, предвидение, желание нести ответственность, профессиональные достижения, самодисциплина, компетенция, инициативность, самостоятельность и т.д. Базовыми принципами феномена эффективного руководства становятся эти черты, или, как их называют, «меганавыками», полагая, что успешный руководитель всегда должен искать возможные перспективы и угрозы, задаваясь вопросом: «что если?», «почему бы и нет?», «так какой именно?»; постоянно диагностировать и строить прогнозы будущего. Кроме того, этот тип руководителя нацелен на проявление инициативы, на решительные действия, показывая пример своим подчиненным.

Какими же установками руководствуются сегодня менеджеры, ориентированные на результат? Наиболее популярными вариантами среди респондентов стали возможность укрепить рыночные позиции и расширить сферу деятельности. Внедрение инноваций не пользуется большим интересом ни у одного поколения, что достаточно странно. Об инновациях постоянно говорят бизнес-школы и ориентируют на них, но отклик получается достаточно прохладный. Чем это объяснить? Возможно, это связано с тем, что многие рассуждения о проблемах инновационной деятельности носят лишь декларативный, призывной характер, но не показывают решения, предполагает Жан Тощенко.

Табл.1. Основные установки менеджеров, ориентированных на результат (в % к числу опрошенных, N=1192)

ystanovki1.jpg

Источник: Марина Шабанова «Бизнес образование в России. Особенности нового поколения деловых людей». Социологическое исследование 2009 года.

«Новое поколение – 2» – те, кто вступил в бизнес после дефолта 1998 года; «новое поколение – 1» – в середине и во второй половине 1990-х годов, «старшее поколение» – в конце 1980 – начале 1990-х годов.

2. Менеджер как руководитель – лидер, коуч и творец. Раскрывает потенциал и оптимизирует эффективность личной работы

Требования к менеджеру как современному типу руководителя опираются на предшествующий опыт, который постепенно накапливался, осмыслялся и обогащался в процессе всей истории человечества. Это лицо, без которого невозможно полноценное существование ни одной организации, прирожденный лидер. К личностной ориентации установок эффективного менеджера относятся его психологические черты. Задача руководителя варьировать свое поведение таким образом, чтобы ситуация в коллективе оставалась максимально стабильной. «Если руководитель является эмоционально стабильной личностью, открыт коллегам и подчиненным, энергичен, имеет положительный эмоциональный настрой, то и руководимая им организация будет обладать столь же общительной и дружелюбной атмосферой», - поясняет Тощенко. Важны интеллектуальные черты, описывающие умственную деятельность руководителя: способность к рассуждению, широта мышления, умение анализировать, проницательность. Невозможно принять хорошее решение, без глубокого и детального изучения природы вопроса. И в некоторых случаях именно подчиненные могут помочь непосредственному руководителю найти важные детали. Привлекая их, руководитель латентно раскрывает их потенциал и может многому у них научиться. Значительное место занимают «волевые качества», которые характеризуют управленца как человека, способного совершать выдающиеся поступки, имеющего твердый и решительный характер, уверенного в себе и собственных силах и обладающего напористостью, самообладанием, энергичностью, независимостью и агрессивностью. Он показывает пример, как следует вести себя. Именно в такой среде с соответствующим настроем будут более качественно и быстро решаться поставленные задачи.

Среди личностных установок современных менеджеров значительное место занимают карьерные цели, стремление постоянно продвигаться по служебной лестнице. Деловой успех порождает оптимистические ожидания, но, в то же время, свидетельствует скорее об успешности индивидуальных адаптаций к современным условиям ведения бизнеса, чем о вкладе в продвижение к более цивилизованному бизнесу.

Таблица 2. Основные личностные установки (намерения, ориентации) деятельности менеджеров (в % к числу опрошенных, N=1 192 чел.)

namereiya2.jpg

3. Ситуативник. Реактивно-адаптационный стиль руководства

«С середины 1950-х годов стала развиваться ситуационная концепция установки, где не существует единого способа управления. Перед управленцем, помимо забот о реализации основной цели, возникает масса средне- и краткосрочных задач, которые требуют не только ориентации на заранее сформулированные ориентиры и накопленный опыт, но и на интуицию, что требует постоянной корректировки своего поведения и методов его реализации», - говорит Тощенко. Установкамитутявляются факторы «рабочего процесса», т.е. любые обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к производственному функционированию: характеристики рабочего процесса, структура задачи, ориентация на эффективность и прочее. Ко второй группе установок относятся факторы влияния «позиция власти», к которым имеют отношения уровень власти, должностные полномочия. Третью группусоставляют ситуативные обстоятельства, непосредственно связанные с воздействием на сотрудников: характеристики подчиненных, уровень их зрелости, взаимоотношения между менеджером и подчиненными, уровень свободы подчиненных, ориентация на отношения.

Ситуационный метод является одной из распространенных практик в работе менеджеров в современной России. Согласно данным исследований доктора социологических наук и профессора ГУ ВШЭ Марины Шабановой, которые приводит Тощенко, 65% бизнесменов, оценивая реальные возможности ведения бизнеса, являются «ситуативниками», так как убеждены, что в современных условиях вести бизнес только законными способами чаще всего невозможно, или допускают возможность отступления от провозглашенных правил при определенных обстоятельствах. В этом же исследовании установлено, что руководители из числа собственников менее законопослушны: по сравнению с наемными управленцами их доля в два раза выше.

Стоит обратить внимание на такие скрытые формы протеста, как отказ каждого десятого руководителя от выхода из теневой сферы (11%), каждого шестого – от длительных инвестиций в российскую экономику (16%), и каждого пятого – выводящего капитал за рубеж (19%). Согласно данным опроса Российско-Германской внешнеторговой палаты, 60% опрошенных бизнесменов заявили, что коррупции меньше не становится, а 15% считают, что ее стало даже больше. Более того, в коррупционные схемы вовлекают и иностранных бизнесменов.

Таблица 3. Методы поведения менеджеров в ответ на установление нежелательных «правил игры» (в % к числу опрошенных, каждый респондент мог дать не более трех ответов)

metody-povedeniya3.jpg

Ситуативный подход называют теорией случайностей, указывая на отсутствие закономерностей в факторах, влияющих на поведение руководителей. Данный подход существует под давлением и воздействием внешних обстоятельств, которые во многом зависят от несовершенства законодательства и распространенной неправовой практики, являющейся основой коррупции. Это лишний раз напоминает нам о том, что в России до сих пор действует теневая экономика и нет сформированной среды для здорового ведения бизнеса. И пока ситуация такова, сложно сказать, насколько эффективным может восприниматься бизнес-образование современным бизнесом. Ведь, как выразился Владимир Морыженков, научный руководитель программы EMBA Государственного университета управления,«российский бизнес не растет, а выживает. Для выживания же нужны другие квалификационные навыки, а МВА дает навыки развития».

В целом можно заключить, что появление этой образованной, экономически и социально продвинутой группы предпринимателей и менеджеров (выпускников MBA), несомненно, можно связать с надеждой на продвижение российского бизнеса к более цивилизованному. Однако нет серьезных оснований ожидать, что эта группа в одиночку вытащит «бегемота из болота». Профессионально-деловой и деятельностный потенциал успешных может лишь способствовать ослаблению барьеров, но полностью разрушить их (особенно те, которые выстраиваются властями) они чаще всего не в силах.

4. Синергетик. Пользуется всеми стилями, методами и типами влияния, берет контроль над ситуацией

Необходимо понимать, что любая социальная и деловая среда подлежат изменению. Никакое единственное правило или закон не решат проблемы руководства во всех случаях, во всех организациях и для всех людей. Синергетический тип руководителя призван изучать окружающую среду, определять стратегию и процесс своего действия и подчиненных. Внешняя окружающая среда – не статическое и постоянное, а гибкое и быстрое изменение. Это не константа, а переменный фактор. Поэтому менеджер, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно от подчиненных, не может позволить себе применять один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее, он должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Он должен определять четкость в формировании целей и установок, готовность учитывать мнение других, проявлять терпимость к неудачам подчиненных, мотивировать их и анализировать их поведение, выбирая наиболее оптимальные концепции установок.

В этом смысле очень важна оценка российскими менеджерами факторов успеха в их деятельности и, соответственно, их установки и ориентации на этот успех. Наиболее значимыми управленцы считают такие факторы, как профессионализм руководителей (81%) и профессиональные качества работников (89%). И ставят их выше неформальных связей с чиновниками (57%) и экономической политики государства (69%).

Таблица 4. Оценка менеджерами факторов успеха фирм (в % к числу опрошенных)

faktory-uspeha4.jpg

Обращает на себя внимание тот факт, что среди факторов успеха скромное место занимает признание роли общественных объединений (ответ «мало зависят» – 31%). В этом смысле менеджеры мало отличаются от других профессиональных и деловых групп россиян – им присущи «асоциальный синдром», отсутствие культуры совместного действия по отстаиванию своих интересов как социально-профессиональной группы по изменению ситуации, препятствующей эффективному ведению дел.

Оценка установок в достижении успеха слушателями MBA

Высокие оценки показывает удовлетворенность менеджеров по реализации установок в достижении целей. Особенно это показательно и значимо для менеджеров-собственников, говорит Тощенко. В то же время более низкий должностной, экономический и поколенческий статус вполне объясним при оценке представителями поколения-2, так как они в большинстве находятся в начале своего делового пути (те, кто вступил в бизнес после 1998 года).

Таблица 5. Оценка реализации установок «на результат» разными группами слушателей МВА (в % в числу опрошенных, 1092 чел.)

na-rezultat5.jpg

Резюме

У какого же типа менеджеров больше шансов добиться успеха в ведении бизнеса? Анализ установок и, соответственно, действий показывает, что факторы успеха менеджерами воспринимаются чаще более комплексно, синергетически. Очевидно, что новое поколение менеджеров понимает (хотя не всегда реализует), что необходим учет всех факторов, в том числе и обучение на MBA-программах. А как считаете вы?

В подготовке, обработке и интерпретации результатов исследования принимал участие Илья Тощенко, выпускник «Роттердамской школы управления», директор по развитию информационных систем и бизнес-процессов Berg & Berg Enterprises (Казахстан)

Источник изображения: www.ras.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Валерий Садыков, Анна Солдатова
Генеральный директор, Набережные Челны

Груда информации, совершенно никому не нужной и вредной. Вредной - потому что требует времени для прочтения.
Такой хренотени я начитался, будучи студентом, и до сих пор не перестаю корить себя за бессмысленно потраченное время.

Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Марина Корсакова · Лучший комментатор · Работает в Автор бизнес-романа ''Ивент-агентство ''Альфа'' на грани краха'' Смысл разводить по 4 различных ''типам топ-менеджера'' то, что прекрасно разводится по различным этапам жизненного цикла управленческого решения? 12 ноября в 23:18 Sergey Bykov · ПодписатьсяПодписка установлена · Business Development Manager в Ivi.ru Я один ничего не понял? вторник в 8:54 Марина Корсакова · Лучший комментатор · Работает в Автор бизнес-романа ''Ивент-агентство ''Альфа'' на грани краха'' Я все поняла. Кроме того, зачем это нужно. вторник в 10:52 Федор Нестеров · Лучший комментатор · Эксперт по управлению людьми и бизнесом в Fedornesterov.com · 346 подписчиков Чего же тут непонятного. Цитирую: ''Очевидно, что новое поколение менеджеров понимает (хотя не всегда реализует), что необходим учет всех факторов, в том числе и обучение на MBA-программах.'' Это просто социологи так вычурно обосновывают необходимость обучения на МБА. Автор - декан социологического факультета. Это они так продают)) вторник в 9:16 Лев Славин А вы сами МВА заканчивали? Если нет, то уверен Вы обоснуете , почему лучше обращаться к сторонним экспертам по управлению людьми и бизнесом. Может я это даже куплю. :))) вторник в 11:55 Андрей Бровко · МИЭМ Лев Славин, да как-то многовато этих МБА появилось. Имя им - Легион уже. Ничего нового - только сами себя тормозят. Скучно... Да и толку абсолютно никакого - цены растут, инфляция... И все эти МБА-шники ну никак не могут с этим справиться. Спрашивается, зачем они нужны? Только для себя любимых и для своих любимых денег? cреда в 8:39 Алла Мартынова · Москва Мда... Одним словом, социология. Ни о чем... вторник в 9:15 Мария Сташенко · Design Management course leader в British Higher School of Art and Design Очень ценная информация для принятия решений тем, кто работает с этими людьми! На основе этой информации можно делать более глубокий анализ о том, что ''не работает'' в жизни и в ценностных установках людей, а также что может изменить ситуацию. вторник в 8:17 Irina Shevchenko Задача социолога - анализировать и предоставлять информацию по результатам анализа. Задача менеджера - использовать информацию. Комментарии менеджеров, за исключением Марии Сташенко, свидетельствуют, что наши уважаемые менеджеры ни на какой анализ не способны. Понятно, почему наша страна находится там где находится... вторник в 13:13 Наталия Калинина Интересное и полезное исследование. Возможно, что непронятно тем, кто оторван от реального бизнеса? Господа, идите в народ! Там интереснее... cреда в 12:36 Андрей Алексеев · Лучший комментатор · Руководитель компании в Структура Воды Таблички полезные. Подтерждают известную истину - в российских руководителях живут авторитарные вертикали, и персональное управление доминирует над всеми остальными видами управления (т.е. когда цели-задачи достигаются-решаются назначением правильного ответственного, не построением финансовых моделей действий на рынке и оптимальных функциональных цепочек). Когда этот подход не срабатывает, не срабатывает ''все хорошее благодаря мне и моей команде!'', разбивается о стену негативного финансового результата, имеем большие неврозы, жестокие неврозы. вторник в 13:57 Михаил Сорокин Любопытный анализ, но не совсем ясны цели исследования. Если (а) дать некотрые соц.портреты менеджеров или (б,в,г,) выяснить их мотивы\\установки\\факторы, то непонятен принцип отбора именно этих ''портретов'', мотивов и т.д. Да и авторство исследования неясно: Жан Тощенко, М.Шабанова, Илья Тощенко или\\и другие... Или статья слишком популярная (сокращенная), или авторы не опубликовали тут, по к-л причинам полные результаты своей работы. А жаль. вторник в 14:27 Suhrob Khaitov · Moscow Business School Если верить исследованиям,то процентное соотношение возрастной категории,вновь доказывает своё дееспособность, повышенное КПД,целеустремлённость не быть в ''галёрках''. вторник в 9:39
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.