Парадокс успеха, или Зачем учить детей удивляться?

Свобода есть осознанная необходимость

Свобода – это право брать на себя ответственность

31 марта 2012 года в НИУ ВШЭ прошла юбилейная лекция доктора физико-математических наук, декана Высшей школы менеджмента и профессора кафедры управления человеческими ресурсами НИУ ВШЭ Сергея Филоновичана тему «Креативность и свобода. Их роль в жизни человека, научном творчестве и профессиональной деятельности». Executive.ru решил отразить событие: сделал аудиозапись встречи и разрезал ее на шесть фрагментов, которые и предлагает вашему вниманию.

1. Профессор затронул один из главнейших вопросов, волнующих все человечество, который с возрастом не только не проходит, но начинает волновать нас все сильнее – «Куда я иду?». По его словам три выдающихся человека, жившие в разные века, по-своему сформулировали основные составляющие ответа:

  • Сэмюэл Джонсон: «Доверие к самому себе – первое необходимое условие великих начинаний»
  • Уильям Дженс: «В любом проекте величайшим фактором является вера в успех»
  • Питер Дракер: «Чтобы иметь будущее, нужно уметь сделать что-то новое»

По-настоящему успех формируется на пересечении достижений и системы ценностей, которая определяет то, что человеку наиболее дорого.

yspeh.jpg

При этом профессор отмечает парадокс успеха. По заданным в обществе критериям успех – это высокий финансовый показатель, социально значимый статус и атрибуты богатства. В отличие от России, Запад уже осознал, что, получив все это, шанс стать успешным ужасно мал.


2. Достижения определяются приложенными усилиями. Возникая вследствие удачи (оказаться в нужное время в нужном месте), они вряд ли приведут к успеху. Ведь чем больше усилия и сильнее резонанс, тем острее ощущение победы – успеха.

В своей лекции Сергей Филонович вспоминает книгу «Русская модель управления» Александра Прохорова, где автор подробно изучает российскую управленческую мифологию и поднимает вопросы: что представляет собой отечественная модель управления, как на практике использовать ее особенности, хороша она или плоха и что ее ждет в будущем. Автор считает, что прогресс человечества можно определить лишь той долей общества, которая участвует в конкуренции. В свою очередь профессор уверен – в отсутствии конкуренции и креативность, и возможность добиться успеха резко снижаются. Но только той конкуренции, которая направлена на совершенствование общества и повышение уровня жизни, и не сводится к дележу власти и борьбе за позиции, обеспечивающие доступ к ресурсам и деньгам. В литературе, искусстве, спорте … везде есть борьба – кто-то хочет создать нечто новое, что отличалось бы от уже созданного. В нашем обществе знаний конкуренция приобретает совсем иной смысл. Она превращается в творческое соревнование. И именно социально значимая креативность должна лежать в основе современного образования.


3. Что такое креативность? Это способность к созданию любых новых форм в любой сфере деятельности. В художественном творчестве креативность понятна. Важна и играет существенную роль в науке. В последнее время особое значение она приобретает и в бизнесе. В чем состоит значение креативности для современного мира? Резко ускорилось старение знаний, и обладание ими не становится надолго конкурентными преимуществами. В самых прогрессивных отраслях, например, IT-индустрия, «период полураспада знаний» (на основе имеющихся знаний невозможно обеспечить конкурентное преимущество) составляет 1,5 – 2 года. Но ни в одной консервативной отрасли, как пищевая промышленность, период не превосходит шести – семи лет. И чтобы быть конкурентоспособным, возникает желание учиться постоянно обновлять свои знания. Но если вы являетесь лишь их потребителями, вы участвуете во вторичной конкуренции. А в основной участвуют те, кто умеет эти знания создавать и генерировать. Именно им конкуренция не страшна, так как их идею никто не сможет украсть. Смогут позаимствовать, но пока научатся использовать, те уже успеют придумать столько нового, что их снова придется догонять, и так всегда.


4. «Бабушка, не хлопай меня по голове – у меня там мозг»

В книге «Креативный класс» Ричард Флорида признал описываемый им класс самым быстрорастущим. Например, в США – сейчас это 35%. Для сравнения, рабочий класс там составляет лишь 25%. Чтобы влиять на креативность, нужно осознать, на чем она основана. С точки зрения профессора это способность увидеть новое под непривычным углом. Это происходит вследствие чувствительности человека к диссонансам, связанным с интеллектом. Два разных сигнала, которые приходят в сознание человека и которые он пытается примирить, и рождают диссонанс – новое знание. Все творцы любых областей человеческих знаний обладали этими способностями – видеть парадоксы, необычное, и на их основе создавать новое знание. Как это развить? Дети заставляют нас смотреть на многие вещи необычно. Поэтому еще с раннего возраста нужно повышать чувствительность. Нужно учить детей удивляться. Мотивировать их к открытиям, причем, неважно каким, объективным или субъективным.


5. Современной молодежи нужно прививать свободу мышления, а у детей – беречь ее с самого рождения. К сожалению, в средней школе и в вузе сейчас можно наблюдать противоположное явление – всяческое подавление свободы мышления, требование мыслить по шаблону. «Приходится сталкиваться с совершенно феноменальными проявлениями этого, - говорит Сергей Филонович. – когда ребенку ставят «двойку» по математике только за то, что он решил задачу не тем способом, который рекомендовал учитель. Я бы таких «учителей» лишал диплома и права преподавать. Ведь они уродуют детей!» Миссия учителя, по его мнению, и состоит в том, чтобы сформировать у ученика высокую чувствительность к диссонансам, мотивацию к их обнаружению и творчеству, к социально значимой креативности, воздействуя на внутреннюю, врожденную свободу ученика, и не подавляя ее. Ведь истиной креативности без внутренней свободы не бывает. Сергей Филонович вспоминает слова своего школьного учителя, Анатолия Якобсона, одного из основателей Хроники текущих событий: «Ребята, то, кем вы станете, целиком зависит от вас. Мы, родители и учителя, можем только помочь вам реализовать ваши способности и желания».


6. Нашим учителем является также и среда.

sreda.jpg

Но каждый человек сам ответственен за то, кем он становится. И где бы вы ни родились, и что бы вы ни делали, - возможности есть всегда. Вопрос в том – как мы ими пользуемся и пользуемся ли вообще. Или заканчиваем свою жизнь, жалуясь на обстоятельства, среду, невезение… Возможно, таким людям, действительно, не повезло, но совсем по другим причинам – у них была абсолютно неправильная жизненная установка, связанная с отношением к самим себе. И они не принимали на себя ответственность за то, кем стали. И если мы будем стремиться к увеличению числа креативных людей, в современном обществе для них всегда найдется работа, и они всегда будут успешны.



Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по персоналу, Москва

В какой такой жуткой школе учился тот, кто писал предисловие к статье?!

Директор по производству, Санкт-Петербург
''В школе и вузе учителя «уродуют» детей, подавляя и требуя мыслить по шаблону''
Неужели система образования еще не разрушена до приемлемой степени, чтобы подобные заявления прекратились? Неужто надо еще? Современная школа и ВУЗ и так уже вообще ничему не учит, ни шаблону, ни креативу. Давайте ее дальше пинать, это так по-либеральному!
''Поэтому в 30-40 лет мы в замешательстве задаем себе вопрос, куда же я иду? Кто ответственен за то, кем мы стали?''
Если человек в 40 лет не знает, куда он идет и, более того, ищет виноватого в том, что до сих пор так и не смог найти смысл своего существования - это проблема, простите, не школы и не ВУЗа. Они дали всё, чтобы человек в последующие после обучения 15-20 лет смог ответить себе на этот вопрос. Ну а не смог, - что ж, давайте еще маму обвиним, которая на свет вас родила, не испросив вашего высочайшего дозволения. Один уже подавал в суд на Бога, давайте еще вы!
Руководитель проекта, Украина

Очень свеженько Филоновичем использован термин ''креативность'' (на самом деле - простая калька русского ''творчества''). Особо радует рост ''креативных'' в США: речь, напомню по сходным публикациям, - о численности штатовских управленцев, превалирующей частью которых являются самые обычные клерки. Творчеством там отродясь не пахло, но в ''профессорской'' среде периодически появляются разные ''бульбуляторы'', срочно переводимые/перевозимые в постСССР для питательности ''бульона''. Похоже, Филоновичу невдомек, что творческая новизна касается не только и не столько формы, сколько содержания...

Редактор, Москва
Сергей Плахотенко пишет: Неужели система образования еще не разрушена до приемлемой степени, чтобы подобные заявления прекратились? Неужто надо еще? Современная школа и ВУЗ и так уже вообще ничему не учит, ни шаблону, ни креативу. Давайте ее дальше пинать, это так по-либеральному!
Сергей, а вы предлагаете забыть об этой проблеме?
Директор по производству, Санкт-Петербург

О какой проблеме? О проблеме развала образования? О ней забывать не надо, но разве в статье говорится о том, что необходимо, как минимум, систему образования реанимировать?
Отнюдь, статья построена по принципу ''добей лежачего''. Смотрите, идет ссылка на возраст 30-40 лет - это люди, получившие еще полноценно советское образование, до всяких фурсенковских реформ.

О проблеме отсутствия креативности мышления? Но простите, прежде, чем научится мыслить нешаблонно, следует хотя бы знать, как выглядят шаблоны, чтобы не изобретать велосипед.
Задача средней школы - дать базовое образование, задача средне-технической и средне-специальной школы - дать специальные знания, у нее тоже нет задачи создавать творцов.
Задача ВУЗов - дать креативных специалистов - творческих, но в определенной области.

По-настоящему творческую личность дает только фундаментальное образование. Ну так оно и давало. До спецреформ. До сокращения университетов с нескольких сотен до пятидесяти. А теперь все спрашивают: ''Где взять креативных?''

И что? в статье говорится о том, как решить эту проблему? Там только плачь о том, что все плохо, но, типа, было еще хуже, а вот Ричард Флорид - это супер!
Строго говоря, это даже не статья, а какой-то набор слабосвязных тезисов про ''успех'', ''свободу мышления'', зачем-то про ''креативное управление'' и высосанный из пальца пример про ''идиота-учителя'', поставившего двойку за решение задачи не тем способом.

Кстати сказать, двойка за решение задачи не тем способом вполне может быть вполне обоснована. Например, если этот самый конкретный способ решения задач в данный момент изучался. Скажем, решение задач интегральным методом или с помощью системы уравнений. Многие задачи можно решить в два действия, но научить нужно было другому способу. Более совершенному. Более универсальному. А нам это скармливают как образец убийства креативности. Ну да, ну да.

Генеральный директор, Самара

От части соглашусь с Сергеем, но лично присутствовал на занятиях в нескольких школах и наблюдал то, о чем пишет Филонович. Более того, до сих пор со мной как с родителем борются несколько преподавателей моего сына (творческая личность). Как правило у детей с рождения достаточно сильно развито правое полушарие (творчество, креатив) и при жестком, порою деспотичном подходе преподавателей к процессу обучения (школа, вуз) преобладание левого полушария над правым (логика) к зрелому возрасту приобретает максимальное значение. в принципе в этом нет ничего плохого, ведь обществу нужны и бухгалтера, экономисты, граверы, хирурги и т.д., но речь все таки идет о креативе. То, что к 30-40 годам человек не смог определиться, то это вина в большей степени его самого и только отчасти школы или вуза.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.