Вячеслав Максимов: Харизма – новая парадигма менеджмента и лидерства

Вячеслав Максимов

Все чаще в объявлениях на вакансию топ-менеджера российские работодатели оговаривают: «Требуется сильная личность, способная к обучению, обладающая организаторскими способностями, способная повести за собой команду», по сути перечисляя качества, которые входят в понятие харизмы. Часто при этом употребляют американское слово «drive», что значит «мобильность, энергетика, горящий взгляд». Эдакий «человек с огоньком», как говорили наши коммунистические предшественники.

Получить ответ на вопрос, откуда берутся харизматические лидеры, как заполучить их в свою организацию, что такое харизматический менеджмент и можно ли харизме научить, получат ответ участники Charisma management Weekend, который пройдет в Санкт-Петербурге 11 мая 2007 года.

Есть организации, в которых вроде бы все сделано правильно, но чего-то все-таки не хватает. В них нет души, которая позволяет вдохнуть жизнь в административную систему. Они существуют без веры, без любви, да и без надежды. Они обречены на подобное серое существование, если только не найдется человек или команда единомышленников, которые обнаружат суть и смысл в этой застывшей системе, и тогда вернется надежда. Такой человек называется харизматиком, а роль, в рамках которой он действует, — харизматическим менеджментом.

Заходите на огонек

Навыки лидерства «с огоньком» в последнее время востребуются бизнесом все чаще. Другие методы руководства стремительно становятся все менее эффективными. Харизматическая система управления дает ответ на вопрос, как минимизировать затраты ресурсов (в том числе и времени руководителя) и повысить эффективность организации. В центре такой системы – авторитетный лидер, воодушевленный идеей развития окружающих и постоянно развивающийся сам. Такая модель оптимальна для динамичной российской компании, нацеленной на стремительное развитие. Без харизматов в компаниях не работают ни проектный менеджмент, ни управление по целям, безрезультатными становятся тщательно прописанные бизнес-процессы, система управления качеством, тотальное обучение и изощренные мотивационные программы сотрудников.

Харизмат, как кажется, легко завоевывает те вершины, на которые простые смертные кладут колоссальные силы. Соревнуясь с конкурентами при приеме на топ-менеджерскую позицию, ему достаточно широкой улыбки. Руководя персоналом, достаточно одной фразы. Кажется, будто весь мир крутится вокруг его харизматичной персоны. И так оно и должно быть, ведь она, персона, переворачивает установленный ход событий.

Преимущество харизматического управления в том, что для многих руководителей это возможность избавиться от исполнительских функций, заняться стратегией развития, и ее воплощением, т.е. стать руководителем в прямом смысле этого слова. При харизматическом управлении вы не тратите лишних денег и сил на мотивацию сотрудников: вам достаточно похвалить работника, и его производительность повысится.

Настоящее лидерство — это не руководство, хотя лидер и может быть руководителем. Лидерство — это не просто менеджмент, а харизматическое руководство.

Сегодня можно говорить о смене управленческих эпох: вместо уже привычного TQM (Total Quality Management – всеобщего менеджмента качества) специалисты начинают говорить о наступлении эры TQL (Total Quality Leadership): всеобщего лидерства на основе качества менеджмента. Именно качество менеджмента — ключ к конкурентоспособности и выживанию компаний.

Менеджер с картинки

Менеджмент — это процесс, осуществляемый людьми, по обеспечению того, чтобы организация была эффективной и результативной в тактической и стратегической перспективе.

Принято считать, что менеджер должен уметь делать все, что перечислено в учебниках и книгах по управлению. Но на практике стремление к соответствию такому идеалу всегда приводит только лишь к управленческим провалам. Вместо этого надо учиться строить органичную управленческую команду.

Самая главная ошибка при принятии любого управленческого решения — когда кто-то говорит остальным, что делать. Однако все традиционные определения менеджмента, данные в книгах и словарях, изначально и предполагают дисбаланс между тем, кто управляет, и тем, кем управляют. Старший говорит младшему: я знаю, что надо делать.  «Я - начальник, ты - дурак».

Тяга к перемене имен

Пытаясь решить существующие проблемы менеджмента, в бизнес-школах меняют имена. Сорок лет назад об управлении говорили просто  — администрирование. До сих пор желанная для большинства управленцев степень именуется master of business administration. Но потом все поняли, что «администратор» — это просто бюрократия нижнего уровня. А вот топов, офицеров бизнеса, стали называть «менеджментом». Когда и это слово не сработало, появилось другое - «еxecutive». И посты CIO - chief executive officer. Но вскоре стало ясно, что и это не работает. Тогда гуру менеджмента заговорили о «лидерстве» — и сегодня все ищут «лидеров». Года через два накал спадет и придется искать новое имя. Но суть в том, что если не сменить саму парадигму менеджмента, никакая перемена слов не поможет.

Один в поле - не топ-менеджер

Существующие концепции фокусируются на индивидууме. Стандартная теория менеджмента учит, что менеджер должен уметь решить любую проблему. Все управленческое образование пытается создать невозможное — идеального менеджера. Каждая из тысяч книжек по управлению берет лучшие черты разных хороших менеджеров и делает из них коллаж «идеального». Но человек — не коллаж. Функции, которые необходимо выполнять в менеджменте, конфликтуют друг с другом. Они требуют наличия противоположных личностных качеств. Идеального менеджера - не существует.

Чтобы менеджмент работал, нужна комплементарность, взаимодополняемость. Нужны не лидеры-одиночки, а управленческие команды. Никто не может быть менеджером в одиночку. Один палец, даже большой, никогда не заменит руку. Уметь работать с другими людьми, которые не такие, как я — самое важное в менеджменте.

Мастерство менеджера в этом и заключается – работать с другими так, чтобы в результате эффективно выполнялись все составляющие менеджмента. Это означает переход от механистического взгляда на компанию к взгляду «биологическому», предполагающему, что организация – организм, где все части взаимозависимы и органично дополняют друг друга.

Не бойтесь идиотов! Цените их.

Такая концепция требует перестройки сознания. Прежде всего менеджеру придется четко узнать себя самого. Отдавать себе отчет в своих сильных сторонах и знать слабые. Часто на собеседовании у кандидатов срывается с языка: «Да у меня нет слабых сторон». Считайте, человек еще не дорос до того, чтобы быть управленцем. Такой человек не будет хорошим менеджером, потому что он не сумеет дополнить себя. Он не сможет построить взаимодополняющую сбалансированную команду. Большинство людей просто не знают себя. Да и никогда не узнают, пока не появится зеркало. Чтобы познать одного, нужны двое. Поэтому хороший менеджер открыт для самой разной информации, поступающей от других людей. Пусть вы говорите мне, что я - идиот. Я не злюсь. Я осведомлен и действую осознанно. Для менеджера очень важно не страшиться информации: «Все в порядке, я несовершенен. Что нового?»

Переходящее лидерство

Что такое лидерство в харизматической компании? Кто лидер ваших детей, папа или мама? Ребенок придет к маме за едой и к папе — чтобы починить велосипед или научиться драться. И при этом родители должны быть вместе, иначе ребенок может настраивать их друг против друга и манипулировать ими. В управлении не нужно лидерство. Нужно солидерство - харизматическое лидерство.

Единственный палец, который может работать с каждым из остальных - большой. Он на ней главный. Но  какой палец основной в данный момент, зависит от выполняемой задачи. У компании разные задачи и у нее не может быть одного «всемогущего» лидера. Нужна команда менеджеров, работающих вместе, и среди них должен быть тот, кто знает, как интегрировать их в единое целое - харизматический лидер. Первый среди равных, кто организует работу остальных.

В механистическом же подходе нет внутренних связей, взаимозависимостей между частями. В органической компании вы взаимозависимы. Если что-то не так с продажами, даже уборщица беспокоится. Но для того, чтобы применять харизматический способ управления, необходимо воспринимать организацию как единую систему и уметь ею управлять.

Время перемен

Ситуация «достижения предела», описанная в начале статьи, напоминает сцену из «Шоу Трумена» Питера Уира, когда герой Джима Кэрри дотрагивается рукой до картонной оболочки того, что раньше считал небом. В фильме за этим картонным небом есть другое – настоящее. В неэкранной жизни трудность состоит в том, чтобы поверить в то, что это «новое небо и новая земля» действительно существуют, и найти себе силы пройти в новую реальность.

Чтобы понять причины и глубинные мотивы, которые движут человеком в поворотных точках, выявить источники движения и сверхмотивации, необходима серьезная инвентаризационная и регистрационная, исследовательская работа. Трудность в том, что определенным образом настроенное «кадровое» сознание отмечает лишь небольшую часть возможных траекторий. То, в каких пространствах и как движется человек, если он выходит за пределы привычных стратегий, на традиционных бизнес-картах не фиксируется.

Система управления – это всегда конкретные люди. Поэтому, когда говорят, например, об управлении финансами, то речь идет о том, что есть некое представление о правильном расходовании средств, и есть работники, которые должны эти средства расходовать. Так вот, управление требуется в тех случаях, когда эти люди действуют не так, как предполагалось. Т.е. не финансами управляют, а людьми. И это – ключевой момент для понимания.

Собрание проблемных кейсов, описание практик существования человека в бизнес-среде, «опытов трансформаций» и набор подходов к трудным случаям могут составить корпус материалов к новой харизматической бизнес-антропологии.

Администратор, мотиватор, харизматик

Административное управление рассматривает человека как трудовой ресурс с определенной профессиональной квалификацией и режимом работы. Это позволяет согласовывать усилия множества работников во времени и пространстве: проектировать, планировать, контролировать и координировать процессы деятельности предприятия так, чтобы получать требуемый результат. Но при всем этом предполагается, что поведение работника полностью определяется требованиями занимаемой им должности, чего практически никогда не бывает.

Мотивационное управление рассматривает человека уже как субъекта, обладающего свободой воли. В административном варианте работник бесконтрольно выбирает, на какие цели направить свой ресурс: на производственные или, скажем, на личные. И чтобы обеспечить требуемую результативность, работника нужно замотивировать так, чтобы этот выбор он делал в нужном направлении.

Вопросам мотивации в компаниях уделяется большое внимание. Но при этом опять делается предположение, что руководители заведомо обладают управленческими способностями, достаточными для эффективной мотивации подчиненных. На деле же многие руководители оказываются слабее своих подчиненных. Фактически, когда руководитель не способен управлять, ни авторитет должности, ни имеющиеся властные полномочия положения дел не меняют. И любые приемы и способы мотивации, разработке которых уделяется значительное внимание, в этом случае -  попытка исправить ситуацию с отсутствием колес за счет усовершенствования двигателя и применения высокооктанового бензина.

Харизматическое управление рассматривает человека как многомерную личность с определенным уровнем духовного развития. Люди принципиально различаются тем, какую личностную позицию занимают. Отношение к жизни определяет способности человека изменять окружающую действительность и, соответственно, его способности управлять другими людьми. Оно характеризует зависимости и свободы человека, его степень свободы. Поскольку способности у людей разные, их обязательно следует учитывать при расстановке управленцев, потому что сильный человек, у которого больше степеней свободы, может управлять слабым, а наоборот – нет.

Прожить можно и без харизмы. Но вот стать эффективным руководителем – вряд ли. Преимущество харизматического типа управления в том, что для многих руководителей это возможность избавиться от исполнительских функций, заняться стратегией развития и ее воплощением, т.е. стать, наконец, руководителем в прямом смысле этого слова. При харизматическом управлении не тратятся впустую лишние деньги и силы на мотивацию сотрудников.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Семенов, Елена Аронова
Руководитель проекта, Иваново

Аминь. Вот только как это донести до большинства собственников Российского бизнеса...

Руководитель группы, Москва

"При харизматическом управлении вы не тратите лишних денег и сил на мотивацию сотрудников: вам достаточно похвалить работника, и его производительность повысится".


Какая прелесть! Прямо волшебное средство.

Можно продолжить в стиле:

Харизматичному руководителю достаточно улыбнуться инвестору, и инвестор тут же вложит деньги, не глядя на бизнес-план. Харизматичному руководителю достаточно улыбнуться потенциальным клиентам, и они незамедлительно примут решение о покупке продукции компании, не глядя на цену и качество.




Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.