Андрей Елизаров: Сертификация товаров по регламентам Таможенного союза

Андрей Елизаров

Казалось бы, несколько лет назад родилась очередная «имперская» задумка нашего государства – Таможенный союз, ностальгия по времени величия земли русской, когда Россия диктует свою волю братьям-соседям, а по сути – возглавляет очередной «дутый» союз, по привычке размахивая державой в виде Минэкономразвития и скипетром в лице главы Роспотребнадзора.

Казалось бы, утверждена (в который раз!)очередная плеяда «высочайших» стандартов, призванных на защиту потребителей, назло всем слоям бизнеса – технические регламенты Таможенного союза. Наш ответ Чемберлену, виват СССР, мы лучшие в мире! Очередная блажь наших «кабинетных ученых», свято верящих, что новая система, все-таки заставит всех участников рынка работать правильно. Ну, не мытьем так катаньем.

Казалось бы – ну и что? ГОСТ Р пережили, ТР пережили и регламенты Таможенного союза нас не испугают. Ну, месяц, ну, два покричат о строгости, неподкупности и непогрешимости, а потом – один час и документ готов, даже с доставкой – домой принесут, да и не дорого. Тем более, что «свято место пусто не бывает», а сертификация в России это такой рай, что только казахи «святее» нас будут.

Но есть и другое мнение, которое совпадает с нашим и основано на логике, экономике и вытекает из целей образования Таможенного союза.

Нет, уважаемые бизнесмены. Настало новое время. Все что «казалось» - действительно казалось. Вы скажете – докажи. Попытаемся доказать. Пожалуйста, факты. Начнем с того, что у Таможенного союза широкие перспективы для развития бизнеса. Плюсы Таможенного союза:

  • Увеличилось количество потребителей. Теперь их более 160 млн. человек – можно увеличивать предложение на рынок.
  • Растет конкуренция. Плохо? Замечательно! Всегда есть чему поучиться друг у друга – технологии, материалы, ноу хау. Конкуренция двигает ваш бизнес вперед, помогает развиваться и создавать новые продукты, оптимизирует процессы. Где был бы Apple, не будь мировой гонки на рынке гаджетов и цифровых технологий?
  • Расширился доступ к потенциально выгодным экспортным рынкам. Китай, через Казахстан. Аграрии, это для вас.
  • Упростилась система транспортных потоков – внутри союза нет таможенных проверок ваших грузов.

Не так уж и мало, правда? Но если возможности увеличения товарооборота настолько возросли, наверное, растет и ответственность за качество продукции, и безопасность перед потребителями. Безусловно, это так, Поэтому надо перестать относиться к сертификации товаров, как к процедуре, призванной выкачать деньги из кармана бизнеса.

Ведь, что такое сертификация? Это понятие, как и многие другие, ввели древние римляне; в переводе с латинского, сертификация означает «сделано правильно».

Давайте признаем:

  • если бы компании предоставляли образцы своих товаров,
  • если бы проверяли аттестат аккредитации того, кому поручается эта непростая работа,
  • если бы органы по сертификации действительно передавали их в испытательные лаборатории,
  • если бы эти лаборатории действительно имели оборудование и действительно испытывали бы вашу продукцию,
  • если бы компании не метались по рынку в поисках сертификата «на тысячу дешевле»,

То не появилась бы огромная туча посредников и помоек, которым вообще на всех плевать, главное деньги, и сертификация не превратилась бы в абсолютно бессмысленную покупку документов, фактически ничего не значащих.

Много «если бы»? Но это реальность, которую мы сами создали. Кто-то скажет – ну и что, скорее всего, все вернется на круги своя и будет как всегда. Нет. Потому что, есть две главные причины.

Первая:

Административная ответственность

Штрафы (до 500 т.р.), конфискация товара (до 100%). Подробнее.

Как поймают:

  • Таможня. Для участников бизнеса здесь все очевидно.
  • Потребитель. Отравится или потерпит какой-либо иной ущерб и подаст в суд. Уже уголовная ответственность.
  • Розница. Плановая проверка Роспотребнадзора. Это их работа.

Вторая причина:

Конкуренция

Мы ведь еще и в ВТО вступили, а значит, на благодатном экономическом пространстве России многие западные компании САМИ захотят увеличить свою прибыль. Компания Apple уже в этом году сама будет продавать гаджеты российской рознице, без «посредников». Из этого следует, что всему бизнесу в России срочно нужны конкурентные преимущества.

И сертификация здесь просто находка! Вот как ее можно использовать на пользу и бизнесу и потребителям: заняться качеством своей продукции, повернуться лицом к потребителю и уделить ему максимум внимания. Многие скажут - зачем, люди и так все купят, была бы цена низкой. Но сознание людей меняется. Очевидно, что у покупателя в России с каждым годом понемногу меняется менталитет и расширяются финансовые возможности - соответственно растут и его требования к товарам и услугам.

Старые технологии продаж - 'дешево и сердито, цена все стерпит', уже не работают в серьезном бизнесе. Развитие компании возможно только при удовлетворении запросов потребителя, а еще лучше - при предвосхищении их. НаЗападе это поняли уже как лет сто. Там покупатель заранее знает о безопасности и качестве продукции, это просто непреложная истина. У нас все это в зачаточном состоянии.

Но ведь есть возможность убедить потребителя, что ваш товар безопасен, что подтверждено испытаниями в лаборатории и принятой декларацией или полученным сертификатом соответствия Таможенного союза. То есть, сформировать у клиентов понимание, что ваша продукция постоянно проходит контроль качества, что она не только соответствует обязательным требованиям безопасности, но и высоким стандартам качества, что можно подтвердить при помощи добровольной сертификации.

Покажите людям, как вы о них заботитесь, например, снимите тот же видеоролик, как продукция испытывается в лаборатории – этим вы убедите потребителя, что вы работаете именно для него – тогда, возможно, он и все его родственники, друзья и коллеги станут вашими постоянными клиентами.

Давайте начнем с себя. Тем более что, новые регламенты Таможенного союза действительно показывают, что такое безопасный товар.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Елизаров
Директор по качеству , Москва

Хотел бы услышать мнение сообщества. Вопрос простой - повлияют ли на ваш бизнес Технические регламенты Таможенного союза, и, если да, то в лучшую или худшую сторону?

Директор по качеству , Москва

Удивительно дело. Тема сертификации в Таможенном союзе на сегодня это вопрос, волнующий большую часть компаний, работающих в секторе производства и реализации товаров. Сужу по ежедневному количеству клиентов. Но как только предлагается дискуссия на эту тему - никого нет.)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.