Наталья Гурова: Как повысить эффективность ERP-системы после внедрения

Наталья Гурова

Внедрение ERP-решения – одно из наиболее важных вложений, которые делает компания для собственного роста и повышения эффективности. Помимо стандартной функциональности, включающей управление финансами, закупками и логистикой, взаимоотношениями с клиентами, персоналом, решения для розничных сетей могут включать инструменты управления кассовыми операциями, мерчандайзингом, программами лояльности, возможности для ведения электронной коммерции и т.п.

Как правило, хорошие решения отличаются высокой производительностью, гибкостью и масштабируемостью – характеристиками, которые помогут поддерживать рост и развитие компании на протяжении нескольких лет. Однако не стоит сокращать инвестиции после успешной установки ERP-системы. Эффективное развитие решения невозможно без обновления и модернизации, и соблюдение этого условия позволит получать многократные выгоды от вложений в IT. Регулярная поддержка и развитие ERP – это непременное условие повышения ценности системы, которое дает мощную базу для роста эффективности компании. Особенно, если речь идет о розничной торговле.

Торговые сети динамично растут, конкуренция становится жестче – к ERP появляются новые требования. Со временем устаревает и решение. Это касается как удобства интерфейса для пользователей, так и функциональности, а также мощности и скорости работы системы. Разработчики ERP постоянно совершенствуют свои продукты - то, что раньше предлагалось сети в качестве дополнительных модулей, со временем становится полноценным контуром управления. Не последнюю роль в этом процессе играют и сами пользователи – многие новинки являются результатом изучения их потребностей.

Корпорация Microsoft, к примеру, выпускает новые версии ERP-систем Microsoft Dynamics раз в два-три года. Каждая новая платформа отличается более совершенной функциональностью, интерфейс становится еще более дружелюбным к сотрудникам, за счет чего выполнение многих операций оптимизируется. Помимо выпуска новых версий систем, разработчики ежеквартально выпускают обновления, где вносят изменения в соответствии с действующим законодательством и требованиями фискальных органов, а также исправляют возможные технические ошибки. Новая функциональность и регулярные обновления способствуют росту качества выполнения бизнес-процессов компании, открывают новые возможности для развития.При необходимости к системе можно подключить новые группы пользователей, дочерние предприятия, другие работающие на предприятии системы и ранее не охваченные процессы.

Эффективность ERP-системы можно повысить практически на любом этапе ее жизненного цикла, неважно, прошел год или пять лет с момента запуска. Улучшения могут подразумевать не только внедрение новой версии платформы, ее периодические обновления и установку отдельных дополнительных функциональных возможностей, но и инвестиции в ИТ-инфраструктуру, оптимизацию процессов или углубленное обучение пользователей. Учёт технологических трендов, таких как социальные сети, большие данные и мобильность, также ведет к расширению областей бизнеса, охватываемых ERP-системой.

Системный подход к модернизации ERP-системы

Для того чтобы ERP-система с каждым годом становилась всё эффективнее, важен системный подход к ее модернизации. Для данных целей необходимо разработать стратегию развития торговой компании, проработать детальный план и бюджет на поддержку системы. Для начала нужно ответить на несколько вопросов:

  • Соответствует ли система целям и ожиданиям бизнеса?
  • В каких областях она недостаточно эффективна?
  • Какие улучшения системы оправданы с коммерческой точки зрения?
  • Поможет ли модернизация ERP в повышении эффективности персонала и снижении операционных затрат?
  • Кто именно в компании выиграет от дополнительных возможностей ERP или более удобной работы в системе?

Если вы сможете четко ответить на эти вопросы, переходите к следующей стадии. Составьте список необходимых изменений, проработайте детальный план их внедрения и годовой бюджет на поддержку, учитывая периодичность обновления системы.

Важно создать команду, заинтересованную в развитии ERP. Для этого необходимо донести идею важности ее развития и обновления до руководства и собственников организации, а также добиться интереса со стороны менеджеров к максимально полному использованию ERP-решения.

Часто бывает так, что руководство торговой компании теряет интерес к ERP сразу после того, как внедрение завершилось. Нужно обязательно привлекать собственников и директоров организации к участию в ключевых этапах внедрения, определению основных направлений развития системы. По крайней мере, руководителей ключевых подразделений. Если в этом процессе заинтересован только IT-отдел, толку будет не много, и ERP не принесет желаемого повышения эффективности компании.

Следите за технологическими инновациями и применяйте их для развития ERP-системы. Те же мобильные решения и инструменты интеграции способствуют увеличению производительности выполняемых операций. С помощью удалённых средств работы можно повысить эффективность сотрудников, которые заняты продажами, подбором заказов для магазина на складе, доставкой товаров. Для работы с клиентом уже активно используются смартфоны и планшеты, которые сегодня есть почти у каждого. В корпоративных рамках с мобильным приложением сотрудники не только будут получать информацию на свои е устройства, но и вводить данные, которые в режиме реального времени отразятся в ERP-системе. Таким образом, руководство сети сможет принимать управленческие решения, основываясь на самой свежей, актуальной информации.

Еще одно условие получения хороших результатов от ERP – регулярное обучение сотрудников, которые будут вовремя осваивать все новинки и изменения, глубже постигать действующие функциональные возможности системы.

Внедрение ERP позволяет добиться оптимизации ресурсов и повышения эффективности торгового бизнеса, даёт возможность быстрее реагировать на новые потребности в отрасли. Все эти достижения смогут стать лишь началом положительных изменений в организации, если ИТ-решения, запускаемые в компании, будут изначально восприниматься как драйвер роста бизнеса, средство для достижения стратегических целей.

Примеры сетевых ритейлеров, которые развивают и обновляют ERP-решения

«Л'этуаль»

Компания «Л’Этуаль» - одна из крупнейших розничных сетей на российском рынке парфюмерии и косметики. Число магазинов сети превышает 800 единиц и продолжает расти. Свой бизнес «Л’Этуаль» автоматизировала с помощью Microsoft Dynamics AX. Система поддерживает оперативное управление ассортиментом, ценообразованием и продажами розничной сети, обеспечивает эффективное управление закупками и цепочкой поставок, координирует работу складского комплекса, включает инструменты финансового управления, помогает управлять персоналом.

Розничная сеть дважды переходила на обновленную версию решения и реализовала несколько дополнительных решений. К примеру, был развернут единый веб-портал для магазинов, с помощью которого сети удалось снизить затраты на организацию маркетинговых акций. Веб-портал также помог вести учет данных рабочего времени сотрудников магазинов, что значительно сократило время проверки табелей учета и расчётов зарплаты. Кроме того, через портал каждый магазин оперативно вводит данные по инкассациям денежных средств, а финансовый департамент «Л’Этуаль» учитывает выручку и сопоставляет эти данные с информацией из банков.

Сейчас «Л’Этуаль» ведут проект по переводу всех ранее созданных решений на новую версию ERP-системы Microsoft Dynamics AX2012. В рамках этого внедрения ритейлер также автоматизирует работу трёх тысяч кассовых терминалов во всех российских магазинах.

KARI

В 2012 году на международный рынок вышла новая розничная сеть магазинов обуви и аксессуаров KARI. В течение года компания запланировала открыть 150 торговых точек на территории России, Польши, Казахстана и Украины. Агрессивная стратегия экспансии требовала максимально быстро выстроить все главные бизнес-процессы с помощью ERP. Ритейлер выбрал решение на основе Microsoft Dynamics AX for Retail, которое было успешно запущено всего через полгода после начала внедрения.

В частности, KARI использует Columbus Retail для планирования очередных коллекций и пополнения магазинов. Перед тем, как заказывать товар производителю, сеть может точно рассчитать объем заказа каждого магазина по размерному ряду товара и другим характеристикам, учитывая предпочтения покупателей в том или ином городе. Партии товара поступают на сортировочные склады KARI, откуда согласно заявкам распределяются по региональным складам и в дальнейшем по магазинам сети.

В итоге на конец 2012 года было открыто 280 торговых точек, т.е. почти в два раза больше, чем планировалось. Сейчас сеть включает около 600 магазинов. Полноценная ERP-система, инсталлированная во всех пяти странах присутствия KARI, обеспечивает полный цикл товародвижения и взаимоотношений с поставщиками, помогает вести бухгалтерский учет и казначейские операции, готовить необходимую отчетность.

Сейчас ритейлер продолжает активно открывать новые магазины, по планам KARI к 2015 году их количество увеличится до 1000. Компания постоянно развивает ERP-систему в целях большей оптимизации бизнес-процессов.

Торговая сеть холдинга «Партнёр»

Торговая компания холдинга «Партнёр» в 2012 году заключила договор франшизы с международной сетью гипермаркетов SPAR. Холдинг решил организовать едином ERP-решении работу всех действующих розничных магазинов, а также новых гипермаркетов, которые только должны были начать работу под именем SPAR.

Решение Columbus Food Retail на платформе Microsoft Dynamics AX поддержало базовые процессы компании: управление ассортиментом, ценообразованием и продажами, планирование закупок, взаиморасчёты с поставщиками, логистические операции, работу складского комплекса и собственное производство.

В первую очередь были решены вопросы управления закупками и логистикой магазинов. В системе были реализованы функции, касающиеся процессов оформления заказов поставщикам, контроля точности их исполнения, создания графиков платежей с учетом сроков поставки и условий договоров. Компания получила возможность планировать заказы исходя из формата магазинов и прогноза продаж товара, причем покупательский спрос предсказывается с учётом факторов недельной и годовой сезонности.

Система обеспечила полноценный учёт готовой продукции собственного производства – сеть располагает пекарней, горячим, салатным цехом, цехом по разделке мяса и рыбы. Ранее остатки на производстве учитывались только на основе статистики продаж, торговая сеть не могла контролировать перемещения товаров между магазинами и определять источники потерь, излишков и недостач. С запуском ERP ответственность между цехами и магазинами была разграничена. Компания может заранее определить потребность магазинов в производственных заказах, вести нормативы расхода сырья, учитывать готовую продукцию в используемых ингредиентах, рассчитывать себестоимость продукции по фактическому выходу.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.