Как экономить во время кризиса без ущерба для клиентов?

На правах рекламы

То, что страна сейчас проходит очень, скажем, интересный период — понимает каждый. Современные реалии рынка открывают для кого-то новые перспективы, а для кого-то являются тревожным и опасным сигналом. В такие моменты каждая компания проверяется на прочность и способность эффективно трансформироваться из-за меняющейся среды. Показательным примером гибкости бизнеса является его возможность оперативно сокращаться или, наоборот, «разрастаться» — открывать филиалы, осваивать новые рынки. Рассмотрим в настоящей статье первую стратегию («защитную») и инструменты, которые могут помочь в ее реализации.

Стратегия 1. «Затягиваем пояса»

Что делают многие предприятия в нелегкие времена? Сокращают зарплаты, штат, экономят на сырье — но зачастую это меры крайние — есть и другие варианты экономии. В первую очередь важно оценить, на чем можно сэкономить без ущерба для общего дела. Какие изменения компании не заметят ее конечные клиенты?

Никаких излишеств

В первую очередь стоит отказать себе в личных водителях, больших представительских расходах и прочих подобных привилегиях. Корпоративы — проще, офисной канцелярии — меньше. В любом случае, вначале следует детально оценить все статьи расходов компании — наверняка найдутся самые очевидные, экономии на которых, возможно, будет достаточно для того, чтобы дела у компании пошли лучше.

«В тесноте, да не в обиде»

telephonia2.jpgСтоит подумать и над тем, чтобы переехать в офис категории В или С, перевести склад на более низкий класс. Зачастую компании оставляют основное представительство там же, где оно и было, переводя «бэк-офис» в более бюджетные здания на окраинах города. Вопрос с проведением интернета и телефона решается легко (сегодня можно за пару минуть купить городской номер себе в офис), поэтому провести такой переезд можно достаточно оперативно.

Вариант более кардинальный — сокращение арендуемых площадей (как под склады, так и под офисы). В этом случае персонал может или сокращаться или переводиться на «виртуальный режим». Кроме экономии на арендной плате, сокращаются и расходы на электричество, транспорт, что в перспективе, например, года, поможет сберечь хорошую сумму.

«Казнить (,) нельзя (,) помиловать?»

Стоит ли сокращать штат, чтобы оптимизировать расходы компании?

Многие согласятся, что данная мера является крайней и вынужденной, но может ли ее что-то заменить?

Во-первых, можно начать с малого — сократить длину рабочего дня. Этот вариант часто применяют производства, где нет необходимости быть всегда на связи, и заказы выполняются планово. Когда рабочий день заканчивается, на сайте можно сделать форму обратной связи более явной, а для звонков в компанию можно поставить автоответчик и голосовую почту. Просмотреть все сообщения и прослушать звонки можно на следующий день — не упустив таким образом ни одной заявки в компанию.

Вариант, позволяющий также сэкономить большую часть бюджета — это перевод сотрудников на удаленную работу. Актуально, если компания решила сократить площадь арендуемого офиса и переводит часть сотрудников на дистанционный формат работы. Ко многим сервисам, в которых регулярно работает персонал, можно обратиться через интернет, удаленный доступ позволит всегда иметь под рукой нужную документацию. Если также подключить и интернет-телефонию, то менеджер по продажам, например, может работать из дома и звонить клиентам с официального городского телефона компании, при этом всего лишь имея домашний компьютер, гарнитуру и сервис, в котором ведется база клиентов (CRM или просто Excel). Чтобы позвонить, сотрудник нажимает мышкой на номер клиента в программе, и в его наушниках слышится сигнал звонка, начинается вызов. Реализовать такую схему легко в случае интеграции АТС и CRM. Доступ к корпоративной почте сегодня также легко настроить через интернет, поэтому если грамотно организовать «виртуальное» рабочее место сотрудника, то такие «перестановки» в компании будут абсолютно незаметны стороннему глазу.

telephonia.jpgЕсли говорить о комфортной работе со входящими звонками, то не нужно думать о мобильных номерах, дорогой переадресации и путанице среди персонала — с помощью облачной АТС можно принимать звонки на официальный номер компании и переводить их на нужных сотрудников (в том числе удаленных). Менеджер будет принимать вызовы у себя дома на компьютере или в смартфоне абсолютно бесплатно — стоит только установить программный телефон. Кроме того, входящие звонки можно переводить на нужных сотрудников по заданному алгоритму. Например, для продаж — по принципу опытности сотрудников, для операторов — переводить не на тех, кто разговаривает, а кто свободен для общения (или на тех, кто давно уже не общался по телефону, то есть по принципу загруженности). Все это можно настроить в АТС за несколько минут. За каждым сотрудником, как это принято, закрепляется добавочный номер, и к нему можно дозвониться обычным способом — набрав, например, (495) 663-73-73, доб. 400. Так что какая разница, где сидит Ваш бухгалтер или техническая поддержка, если они выполняют всю работу качественно и в срок, а клиент не замечает никаких перемен? Американские компании уже давно практикуют перевод своих колл-центров в отдаленные регионы или даже в другие страны, где зарплаты на порядок ниже.

Поэтому, прежде чем принимать такое кардинальное решение, как массовое увольнение, важно оценить, не потеряет ли конечный клиент в качестве основной продукции компании? Если услуги будут предоставляться с худшим качеством, то такая игра не стоит свеч. Кроме того, сама задача — определить тех, кого следует уволить — бывает крайне сложна. Особенно, в крупных компаниях, где линейный персонал не столь заметен для руководства, неосторожный шаг в этом направлении может испортить работу целого подразделения. Чтобы минимизировать риски, можно провести детальную оценку работы сотрудников (выявить «звезду» или «слабое звено») и начать переходный период — с аутсорсинга небольшой части бизнес-процесса. Тогда, если результаты кардинально отличаются от работы штатных сотрудников, лучше еще раз взвесить все «за» и «против» и, возможно, изменить тактику.

Не стоит забывать, что в сложные для бизнеса времена проверяется и сам коллектив. Лояльные сотрудники поймут, что тяжелое положение компании может восприниматься не только как проблема, но и как возможность. Предложив грамотные инструменты, взяв на себя дополнительную ответственность и, тем более, достигнув поставленных задач, — вы получите незаменимых сотрудников, знающих огромную часть бизнеса, прошедших «огонь и воду». Поэтому стоит задуматься — в каких-то случаях стоит, возможно, не экономить, а, наоборот, вложиться в обучение сотрудников и инвестирование в кадровый резерв?

Экономить ли на общении?

Конечно, где личные встречи излишни, стоит отказаться от большего числа поездок, сократить расходы на транспорт и командировочные. Большую часть переговоров можно проводить с помощью конференц-связи, к тому же запись звонков позволит всегда вернуться к актуальным договоренностям, а не вспоминать «кто что сказал». Для сложных проектов можно назначать время ежедневной телефонной конференции (с ключевым клиентом или партнером), где кратко проводить оценку текущей ситуации, достигнутые показатели и план дальнейших работ.

Сэкономить на длительных и регулярных звонках поможет переход на тарифы IP-телефонии, которые позволят в разы сократить расходы на телефонную связь. При этом, если объединить все филиалы компании на одной виртуальной АТС, подключив виртуальные городские номера для каждого подразделения — это позволит и сэкономить 100% затрат на звонки из одного подразделения в другое, а также на другие внутрикорпоративные коммуникации. А чтобы наиболее выгодно провести подключение, следует следить за предложениями провайдеров — например, сейчас как раз идет акция Телфин «Два номера по цене одного», позволяющая получить любой региональный номер в подарок при подключении московского номера.

И, конечно, в сложное для компании время обязательно стоит вспомнить о старых клиентах и актуализировать базу контактов. Многие для этого используют рассылки, программы лояльности, и, безусловно, звонки, личное общение. Но если времени на звонки не остается, можно использовать автообзвон. Технология проста — для каждого контакта в базе производится автоматический набор номера и проигрывается специальное сообщение — например, акционное предложение. Клиенту высвечивается номер компании, и, если его заинтересует акция, он просто перезванивает и попадает в отдел продаж. Этот вариант информирования клиентов сейчас становится все более популярным, так как пока не воспринимается как спам.

P.S. Обратную стратегию — масштабирование бизнеса — мы рассмотрим в следующей статье на E-xecutive. Но в любом случае, прежде чем принимать стратегическое решение — важно заранее просчитать все «за» и «против», рассмотреть всевозможные варианты развития событий и выбрать по-настоящему эффективные инструменты для реализации задуманного — «семь раз отмерь, один раз отрежь».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Миллионер здесь каждый, это сегодня не так сложно. Поэтому Бендера нет ни одного. 
Все дискуссии
HR-новости
С 1 июня аптеки стали относиться не к торговле, а к здравоохранению

Теперь фармацевты смогут рассчитывать на льготы и преференции, которые положены медработникам.

Российские компании стали реже планировать летние корпоративы

Наиболее популярные форматы — пикники, спортивные состязания и фуршеты.

Треть компаний сталкиваются с сопротивлением сотрудников при внедрении ИИ

80% российских компаний используют ИИ в работе периодически, а 12% организаций – постоянно.

В России упал спрос на сотрудников

Число новых вакансий достигло минимума за три года.