Продажи946428

Как увеличить товарооборот в 13 раз за три месяца: кейс по повышению продаж

Какие действия позволили дистрибьюторской компании не только сохранить бизнес, когда ее иностранные поставщики ушли с рынка, но и серьезно вырасти?

Хорошая командная работа может дать лучший результат, чем работа одного индивидуума. Как минимум, за счет синергии, коллективного разума, объединения усилий и ресурсов.

Исходная ситуация

Рубеж 2014 и 2015 годов. Только что России объявлены первые санкции, связанные с Крымом. Курсы валют подскакивали выше 100 руб. за доллар и евро. Из страны начали уходить первые иностранные компании. 

В феврале 2015 года в одном только Санкт-Петербурге закрылось 23 дистрибьюторские компании, «сидевшие» на контрактах с иностранцами. Тысячи продавцов, супервайзеров, начальников отделов продаж и коммерческих директоров по всей стране внезапно остались без работы.

Одна региональная дистрибьюторская компания по бытовой химии с амбициями на всю РФ, тоже имела хорошие контракты с европейскими, турецкими и азиатскими компаниями, но:

Как сохранить компанию и увеличить товарооборот: идеи

Мысли были нетривиальные: 

  1. Создать собственную службу маркетинга, определившую перспективные ниши по новым товарным позициям.
  2. Пойти в производство собственных торговых марок (СТМ). План на 6 месяцев — выпускать 230 SKU был даже перевыполнен.
  3. Создать собственную розничную сеть.
  4. Не вставать (тем более за деньги) на полки розничных сетей, разумно полагая, что это процесс небыстрый, недешевый, и опасный с точки зрения первых тестовых продаж новинок. Если с трудом поставленные марки на полки сетевых магазинов сразу «не полетят», то повторно их туда поставить будет гораздо сложнее и дороже.
  5. Расширять активную клиентскую базу в так называемой «неорганизованной» рознице, в хореке, и в неочевидных с первого взгляда торговых точках, типа канцтоваров, АЗС, товаров для садоводов, 1000 мелочей, «комиссионках» с детскими колясками, магазинов игрушек и посуды, спецодежды, на рынках, в сельпо и даже в «капельницах-разливайках»!
  6. Не вкладываться в рекламу за исключением упаковок СТМ.
  7. Резко увеличить штат своих торговых представителей в 11 филиалах по всей России.

План действий

Важные детали тренировки коммерсантов

1. Продаем не товар, а возможность получить прибыль

Торговым представителям, супервайзерам, директорам филиалов сначала было объяснено «на пальцах», в аудитории и доказано затем в «полях», что их клиенты, торговые точки, не нуждаются в самом по себе товаре, зато они нуждаются в заработке на этом товаре. Для них это означает, что продавать нужно не товар, не его качество и не его цену, а продавать нужно прибыль от перепродажи этого товара. Большинство коммерсантов по сей день не знают, как это делать.

2. Предотвратить – лучший способ работы с возражениями

Самые распространенные возражения в повседневной работе торгового представителя – это:

Лучший способ преодоления возражений – это их предотвращение, другими словами, надо сделать так, чтобы они даже не звучали!

В нашем случае, представитель компании внимательно наблюдал за самой торговой точкой и задавал определенные вопросы отвечающему за закупки.

Приведу пример такого диалога:

Продавец: я вижу, что на ваших полках в магазине представлены как недорогие стаканчики с водкой, ценой 100 руб/шт., так и бутылки виски, стоимостью более 5 000 руб/шт. Почему/для кого вы закупаете и то, и другое?

Клиент: у нас есть покупатели и на такую водку, и на такие бутылки виски!

Может ли после этого торговая точка сказать продавцу влажных салфеток, что его цена в 45 руб за одну упаковку – слишком дорога для покупателей в этом магазине?! Нет, не сможет. А если и скажет, то продавец парирует:

Вы же сами только что сказали, что в ваш замечательный магазин приходят покупатели, способные платить даже более 5 тыс. руб. за бутылку виски. Он наши салфетки сможет даже взять на сдачу, чтобы не таскать в кошельке стопку мелких купюр!

3. Дать гарантии торговой точке

Конечные покупатели компании Procter&Gamble еще 100 лет назад не покупали мыло, которое умело плавать в тазике с водой. Для того чтобы потребители поверили в это, компания не начала тратить деньги на рекламу, она предпочла направить свои усилия по продвижению на «семплы», небольшие кусочки мыла, раздаваемые потребителям для пробы в момент других их покупок в магазине. Они получали гарантии того, что магазин не обманывал их в том, что мыло-новинка – действительно обладало привлекательными необычными свойствами. Что способствовало росту интереса к этому продукту и к компании-производителю в целом.

Мы тоже раздавали образцы и пробники, что было гораздо более экономичным, но гораздо более эффективным способом промо, вместо дорогостоящей рекламы в интернете.

Еще одной гарантией для магазинов было то, что мы – «производители», а не перепродавцы, значит у нас «первая, самая низкая цена». Если даже какой проданный нами продукт и окажется бракованным, то и конечный потребитель, и магазин могут просто сообщить нам об этом на сайте или по «горячей линии 8-800» и все проблемы будут решены. Для многих магазинов это было очень весомым доводом для начала сотрудничества.

4. Развеять предубеждение 

У всех причастных к продажам было предубеждение, что бытовую химию нужно продавать только в магазины, торгующие бытовой химией.

Мозг любого человека – это самый энергозатратный орган в организме. И чтобы не тратить много энергии, проще говоря, не думать, – он старается по максимуму что-то упрощать, обобщать, «тупить» там, где стоило бы хоть чуть-чуть подумать. И если это сделать, то легко можно вспомнить, что влажные салфетки можно продавать вместе с бумажными салфетками в канцтоварах. Что зубочистки и спички можно продавать в мясных магазинах, на АЗС, магазинах пиротехники. А в нашем случае, что детское мыло не запрещено продавать в магазинах игрушек, детской одежды, в комиссионках, которые торгуют б/у колясками и кроватками.

Результаты

Именно так всего за три месяца и были достигнуты показатели:

За счет совокупности этих результатов и повторных продаж с полок магазинов, объем продаж компании увеличился в 13 раз. В то время как другие конкуренты-дистрибьюторы покидали рынок.

Читайте также:

Смотреть комментарии