Продажи276580

Манипуляции в переговорах с клиентом: плюсы и минусы

Манипулятор всегда хочет получить больше, чем вы готовы ему дать. Стоит ли применять подобные уловки самим? Разбираемся со Станиславом Мартыновым.

Есть ли польза от манипуляций?

Всем очевидный факт, касательно применения манипуляций, заключается в том, что это неэтичное поведение. В каком случае оно может быть допустимо? Многие из сторонников применения различных уловок рассказывают про одноразовые сделки и краткосрочную перспективу. Если вы настроены исключительно на результат, и отношения не имеют большого значения, то вам не важно, что подумает другая сторона после заключения соглашения: ведь, скорее всего, других сделок уже не будет.

Но давайте подойдем к этому вопросы с другой стороны; всегда ли мы можем с полной уверенностью сказать, что заключаемая сделка является первой и последней с данным человеком? С каждым днем мир становится все более тесным, а с развитием современных информационных технологий особенно. Если ваш оппонент решит, что вы поступили с ним несправедливо, то об этом может узнать широкий круг лиц. Я считаю это положительным моментом, так как именно страх быть пойманными сдерживает большинство людей от применения различных грязных приемов.

Чтобы ответить на вопрос о манипуляциях в переговорах с клиентом, достаточно представить себя на месте клиента. Давайте абстрагируемся от этичности и нравственности, посмотрев сугубо на практическую сторону вопроса. Каждый из нас является чьим-нибудь клиентом. Представьте, что бы вы испытали, узнав, что ваш партнер, поставщик или просто незнакомец по ту сторону стола, вами манипулирует. Зачастую, это может нанести непоправимый вред отношениям, и уж точно такой подход не имеет ничего общего с клиентоориентированностью. Тот факт, что большинство компаний, тем не менее, пользуются манипулятивными уловками одновременно с лозунгами о важности отношений с клиентом, лишний раз подтверждает, что верным показателем истинных намерений могут служить только поведение и поступки.

Есть ли оправдание манипуляциям?

Конечно. Этим занимаются 95% людей, которых «поймали с поличным». Большинство из них говорят, что целью была самозащита. Ведь если другая сторона использует уловки, то мы должны принять определенные меры, которые, как кажется многим, заключаются в применении других уловок. Находятся и те, кто живет по принципу «я как все»: раз другие используют такие приемы и добиваются результата, почему не могу я?!

Но повышают ли такие взгляды доверие между партнерами? Нет. Уверен, что многие согласятся: чему точно никак нельзя верить, так это словам человека, который уже пытался вас использовать в своих целях. Манипулятивное поведение на переговорах свидетельствует о том, что другая сторона хочет получить от вас больше, чем ей причитается на самом деле. Манипулятор видит в вас противника, а не партнера, и, используя уловки, пытается повлиять на вас в своих интересах.

Как бороться с манипуляторами?

Единственная причина, по которой каждому необходимо разбираться в манипуляциях – это борьба с ними. Чтобы противодействовать манипуляции, в первую очередь, ее необходимо определить, а для этого следует понимать, какие из них встречаются чаще всего.

Ниже приведу несколько советов, которые помогут вам лучше справляться с манипуляторами во время переговоров.

За последние годы все больше экспертов склоняется к тому, что манипулятивный подход больше вредит. Даже преданные сторонники тактики «взять все, не отдав ничего» немного ослабили свои позиции. Тем не менее, велик соблазн использовать какой-то прием во время переговоров и получить «кусок побольше». В таких случаях всегда помните о возможных последствиях и этике переговоров, которая в долгосрочной перспективе окупается многократно.

Главное, не обманывайте сами себя отговорками, что манипуляции – это просто вынужденная мера. Существует много способов справиться с ними, не становясь манипулятором, и изучение этих способов сделает вас еще более профессиональным переговорщиком. Как написал в одной из своих книг признанный эксперт в области ведения переговоров профессор Гевин Кеннеди: «Применение манипулятивных приемов выглядит хорошо только для тех, кто избегает смотреть в зеркало».

Смотреть комментарии