Корпоративная практика35130

5 необычных способов проверить надежность контрагента

Про минимальный набор сервисов проверки известно всем: выписки, сведения о задолженности, информация из реестра. Какие есть еще варианты получить информацию о контрагенте?

Зачем проверять контрагентов

В первую очередь, проверять контрагентов нужно для сохранности денег компании. Во время поиска подрядчика вы можете наткнуться на мошенников, банкротов или даже фирмы-однодневки. Задача руководителя — тщательно проверить организацию заранее, чтобы избежать финансовых потерь в будущем. 

Сотрудничество с сомнительным контрагентом — весомое основание для проверки налоговой инспекцией. Однако руководитель может обезопасить компанию, проявив «должную осмотрительность». Под этим термином налоговики подразумевают проверку контрагента на способность выполнить условия договора и наличие неопровержимых доказательств предпринятой осторожности. Например, копий документов, выписок из государственных реестров и заверенных справок из сервисов проверки организаций — без них сделку могут посчитать фиктивной. В этом случае налоговая может отказать компании в предоставлении вычета по НДС, доначислить налог на прибыль и назначить штраф. 

Минимальный набор сервисов для проверки контрагентов 

Существует много способов предварительной проверки потенциальных партнеров. Все они не гарантируют, что контрагент окажется благонадежным, но помогут доказать налоговой — вы предприняли должную осмотрительность перед заключением сотрудничества.  

Когда у компании есть короткий срок для анализа контрагента, в первую очередь стоит обратиться к сайту Федеральной налоговой службы. На нем представлен целый ряд сервисов для быстрой проверки организаций и их руководителей. Так на сайте ФНС можно получить: 

Если вам нужна вся перечисленная информации, а не отдельные детали, воспользуйтесь другим сервисом ФНС — «Прозрачный бизнес». Он объединил данные из всех электронных сервисов ФНС, так что в одном месте можно получить основные открытые материалы о налогоплательщике. 

Необычные способы проверить контрагента

1. Проверяйте сайт и публикации в СМИ

Обращайте внимание на сайт контрагента: как часто обновляются новости, работает ли на практике служба поддержки. Будет большим плюсом, если он регулярно ведет социальные сети и пополняет их уникальным контентом. Также вы можете проверить телефонные контакты организации и удостовериться: можно ли до них дозвониться.

Используйте доступные системы мониторинга СМИ и проанализируйте деятельность компании. Если контрагент систематически публикуется в СМИ — это показатель, что он ведет реальную деятельность. Также попробуйте проверить организацию в издании «Коммерсантъ». Распоряжением Правительства Российской Федерации оно обладает полномочиями для публикации сведений о банкротстве. 

2. Используйте ЭДО для обмена документами

Электронный документооборот не только ускоряет процесс обмена документами, но и проверяет их соответствие установленному законодательством формату. Таким образом, ЭДО помогает компании отслеживать юридическую значимость документов.

Также ЭДО проверяет качество и срок действия электронных подписей, что дает вам гарантии в работе с контрагентом. Подделать электронную подпись невозможно: следовательно, недобросовестному контрагенту будет сложно отказаться от обязательств по документам, которые были подписаны электронно. Ему придется доказывать, что мошенники использовали подпись незаконно.

3. Обращайте внимание на руководителей-невидимок

Прежде чем заключить контракт с компанией изучите информацию о ее руководителе. Иногда недобросовестные контрагенты назначают их номинально и ведут переговоры только через представителей. В таких схемах реальные руководители компании не являются лицом, которое принимает окончательное решение.

Поэтому, чтобы обезопасить себя от возможного ущерба, тщательно проверяйте представителей контрагентов. Связывайтесь напрямую с руководителем компании и уточняйте: действительно ли они уполномочены действовать от его имени. 

4. Проверяйте контрагента в картотеке арбитражных дел

Картотека арбитражных дел помогает составить более полное представление о контрагенте и посмотреть, исполняет ли он свои договорные обязательства.  Также в карточке компании вы можете посмотреть в каких судебных разбирательствах она участвует и установить, есть ли нарушения, связанные с налогами.

Важно помнить, что при анализе арбитражных дел контрагента большую роль играет соотношение количества споров со стажем организации. Арбитражная активность — нормальное явление для компаний, давно представленных на рынке. В то время как недавно зарегистрированные организации, которые успели поучаствовать в судебном разбирательстве — потенциально недобросовестные контрагенты. 

5. Для тех, кто подключен к 1С

Резюме

Проверка контрагента представляет особую сложность для руководителей. Можно проанализировать множество вводных данных, но это не будет гарантировать полной благонадежности будущего партнера. Однако доказательства изучения его деятельности перед сделкой будут преимуществом при общении с налоговой инспекцией. 

Отталкивайтесь от текущих ресурсов и сроков при выборе методов анализа контрагента. Вы можете как собрать данные самостоятельно, так и делегировать эту задачу специальным сервисам. Обращайте внимание на действия контрагента: если он открыто и в срок делится с вами запрашиваемыми документами — это один из признаков благонадежности.

Читайте также:

Смотреть комментарии