Корпоративная практика35674

Как анализировать бизнес-процессы: инструменты для топ-менеджера

Противостоять внешним негативным факторам легче, если в компании быстрые и четко выстроенные бизнес-процессы. Как оценить их эффективность и устранить узкие места?

Управляя бизнес-процессами, руководитель компании хочет получить ответ на три вопроса: насколько эффективно реализуется процесс сейчас, каким он должен быть, и какие риски возможны в ходе его исполнения.

Реальные процессы 

Чтобы получить достоверные ответы на эти вопросы, стоит начать с анализа текущей ситуации. За последние годы процессы в крупных компаниях сильно усложнились. В них вовлечено большое количество сотрудников из различных подразделений. Отдельные части процесса могут вестись в разных системах. Многие процессы взаимосвязаны между собой и критически влияют друг на друга. Проанализировать вручную, как именно реализуется процесс, и где возникают задержки, практически невозможно. Поэтому стал расти спрос на инструмент для автоматического анализа процессов — Process Mining или процессную аналитику

Система Process Mining анализирует журнал событий тех информационных систем, где ведется исследуемый процесс, восстанавливает реальную картину и подсвечивает проблемные зоны. Такой анализ помогает увидеть, где процесс отклоняется от регламента, на каких участках происходят задержки, или частое возвращение на предыдущий этап. Получив комплексный дашборд, специалисты понимают причины проблем и решают, как их устранить.

Можно выделить три причины неэффективного бизнес-процесса:

  1. Недостаточная или неэффективная автоматизация. Например, когда сотрудник вынужден вносить одинаковые данные в две и более системы. В этом случае можно рекомендовать связать их между собой, или организовать работу в единой системе.
  2. Массовые рутинные операции. Например, когда сотрудники отвечают на множество однотипных вопросов. В этом случае наилучшим решением станет роботизация процесса.
  3. Неэффективная организация процесса. Например, закупочная заявка согласовывается у топ-менеджера, что чаще всего сильно задерживает процесс. Нужно изменить регламент, и делегировать функцию другому специалисту.

Определить, что процесс реализован неэффективно, достаточно легко. У большинства крупных компаний есть KPI процессов: за какое время нужно ответить клиенту, сколько длится закупочная кампания, в какой срок должны быть пройдены согласования приказов и т. д. Маркером того, что компании необходимо обратить внимание на эффективность процессов, может служить невыполнение KPI, или невозможность их отслеживать.

Финансовая выгода

Ключевым результатом рекомендованных преобразований становится ускорение процессов. Это, в свою очередь, сказывается на финансовых показателях всей компании. Если улучшаются процессы взаимодействия с потребителем, то растет выручка. Если оптимизируется работа бэк-офиса, то снижаются операционные затраты.

Например, компания по производству продуктов питания проанализировала процесс сбора заказов на складе. Выяснилось, что процесс перемещения товаров проходит неэффективно — сборщики простаивают у пустой ячейки, теряя время впустую. Изменив организацию процесса, компания ускорила сбор заказов: то же количество персонала теперь может обработать больше заявок. Это напрямую сказывается на выручке.

Другой пример — служба поддержки клиентов телеком-оператора. Если компания за счет оптимизации бизнес-процессов будет быстрее решать проблемы клиентов, то уменьшит отток абонентов. А если будет быстрее обрабатывать заявки на подключение, то увеличит продажи.

Сокращение затрат в результате применения процессной аналитики хорошо прослеживается на примере процесса закупки. Чем быстрее и эффективнее он проходит, тем меньше компания тратит ресурсов на его реализацию, и тем лучше работают другие подразделения, которые зависят от снабжения.

Востребованность инструмента растет

16% российских компаний уже имеют опыт применения процессной аналитики, показал опрос PwC и ABBY. Активнее всего изучением бизнес-процессов занимаются в нефтегазовом секторе (75% опрошенных) и банках (43%). А к 2024 году больше половины крупных компаний планируют внедрить такие системы.

Глобальный рынок систем Process Mining, по данным Fortune Business Insights,  вырастет с $627 млн в 2021 году до $10,4 млрд в 2028 году, увеличиваясь в среднем на 49,3% ежегодно. Процессная аналитика становится более востребованной из-за растущей цифровизации процессов и возрастающей потребности их оптимизировать.

Комплексный подход

Система Process Mining должна стать базовым инструментом на рабочем столе топ-менеджера наряду с почтовым клиентом, мессенджером и редактором документов. Она помогает постоянно отслеживать реализацию любого процесса, и оперативно устранять барьеры. Следующим шагом может стать реализация комплексного подхода к управлению бизнес-процессами. Так, систему Process Mining хорошо дополняют еще два инструмента:

Использование всех трех инструментов позволит выстроить и поддерживать быстрые и удобные бизнес-процессы, снизить риски сбоев, подстраиваться под изменения внешних условий.

Читайте также:

Смотреть комментарии