Корпоративная практика973247

Почему сложно скопировать успешные бизнес-модели брендов

Стоит ли сейчас повторять опыт известных брендов, которые ушли с российского рынка? Как создавать, не копируя?

Когда-то немецкие предприниматели братья Самверы прославились тем, что создавали и успешно продавали клоны известных компаний, таких как eBay, Groupon и Amazon: копировали бизнес-модели популярных американских проектов и переносили их на другие рынки. Кто-то осуждает таких, как они, за стремление заработать на чужих идеях, кто-то считает, что много на них все равно не заработаешь. Самверы проигнорировали одних и вопреки мнению других стали миллиардерами, однако это удается далеко не всем.

В чем сила гигантов

На самом деле скопировать модель несложно, но быстро воспроизвести то, за что любят McDonald's или IKEA, все равно не получится, поскольку они формировались десятилетиями. Это гиганты с многолетней историей, на которых задействованы большие мощности, созданы крутые отделы дизайна, грамотно выстроены стратегия маркетинга, настроены логистические процессы.

Например, в технологических компаниях, таких как Google, над одним микропроектом годами работают сотни программистов, что у нас не всегда физически выполнимо из-за ограниченного количества таких специалистов. Coca-Cola в России представляла три самостоятельные компании, производившие и реализовывавшие напитки под собственными брендами. Таким образом, ее устойчивость обеспечивали 10 заводов в разных регионах РФ, которые имели офисы более чем в 100 городах страны.

Или Disneyland: сейчас в мире существуют тысячи парков развлечений, в создание которых вложено гораздо больше средств, чем в него, а значит и горки в них круче, и аттракционов больше, но многие выбирают именно Disneyland за особую атмосферу, и дело здесь не в узнаваемом дизайне. То же можно сказать об IKEA и других крупных брендах: это мощные системы, за десятилетия работы выверенные до мелочей.

Воссоздать эти достаточно сложные процессы непросто:

Не копировать, а учиться создавать и продавать продукт

На что стоит обратить внимание, чтобы построить собственную успешную бизнес-модель.

1. Создавать клиентоориентированные продукты

В сложившихся условиях российским компаниям стоит отказаться от попыток копировать успешные бизнес-модели гигантов с развитой инфраструктурой и тысячами сотрудников хотя бы потому, что повторить их успех быстро не удастся: они десятилетиями завоевывали рынок. Кроме того, в крупных технологических компаниях над одним микропроектом штат программистов работает годами, чего не могут себе позволить новички.

Сегодня основная проблема российских компаний не в дефиците инвестиций или инновационных технологий, а в том, что они слишком локальны. На мой взгляд, решением может стать разработка небольших, но максимально комфортных для пользователя продуктов или услуг. Стоит сосредоточить внимание на создании клиентоориентированного продукта, который при грамотном подходе и разумных вложениях в маркетинг со временем будет масштабироваться: с этого начинали такие гиганты, как Google и другие мировые бренды, по этому пути пошли многие российские финтехи.

2. Учиться не только создавать, но и продавать продукт

Второй момент, на который стоит обратить внимание предпринимателям, — бизнес-ориентированность, когда ключевой ценностью бизнеса компании становятся запросы клиента, удовлетворение его ожиданий. Сейчас в России существует квалифицированная кадровая база, но не хватает фундаментального бизнес-образования.

Например, наши специалисты из IT-сферы имеют отличную техническую основу и способны создать сложнейшие проекты: российские онлайн-банки в разы удобнее в использовании для клиентов, чем аналогичные сервисы в Европе и США или в Арабских Эмиратах, где, в частности, при больших финансовых возможностях нет достаточного уровня высоких технологий. Из-за этого страдает качество банковских онлайн-сервисов. Но, создавая крутые продукты, наши разработчики редко задумываются о том, как их продавать. В отличие от западных, которые виртуозно продают свои продукты и услуги.

Если российские компании учтут эти составляющие, у них есть все шансы создать конкурентоспособные бренды, что уже доказали «Яндекс», «ВКонтакте», «Сбер» и другие лидеры отечественного рынка.

Читайте также:

Смотреть комментарии