Корпоративная практика149999

7 вопросов, которые надо решить перед началом своего дела

Рентабельность плохо организованного строительного бизнеса чаще всего отрицательна. Причем убытки будут видны только через 3-4 месяца, когда менять что-либо будет поздно.

За 11 лет работы в строительной отрасли я десяток раз участвовал как в хорошо, так и в плохо организованных проектах. В этой статье хочу систематизировать собственный опыт и опыт отраслевых специалистов, которые вкладывали в мое развитие время и силы, в вопросе первоначальной организации бизнеса в строительно-монтажной отрасли.

Надеюсь, что мое изложение будет понятно и полезно широкому кругу читателей. Перенос опыта в другие отрасли возможен с небольшими оговорками и знанием специфики.

1. Найти смысл

Первое, что необходимо сделать для организации, это спокойно без эмоций ответить себе и возможным партнерам на вопрос: «А есть ли смысл в данное конкретное время, в данной локации, в данной отрасли организовывать строительный бизнес?».

Частая ошибка бизнесменов 2000-х – это опора на личный опыт периода роста экономики. Опыт как бы говорит: «Любая бизнес-палка, которую втыкали в период с 2000 по 2008 и с 2010 по 2014 года росла, если есть деньги и желание – надо заниматься!». Пойдя на поводу у эмоций, можно создать в принципе ненужную фирму, которая ничего кроме ужесточения конкурентной борьбы в отрасль не принесет.

2. Разобраться в себе

Второе, что нужно сделать – понять, чем для вас будет эта фирма. Это продвижение некого личного месседжа миру, средство зарабатывания денег, место для трудоустройства близких, форма для личностного роста или реализация своих глубинных психических программ. Главное тут – это честность с самим собой. Неискренность с самим собой порождает постоянные проблемы с персоналом, недовольство и взаимную ненависть.

3. Найти исполнительного директора

Необходимо четко понимать, что лояльность и личная преданность, профессионализм и воля – это конкурирующие между собой качества. Поэтому, выбирая лояльного и лично преданного директора, вы берете ответственность за издержки, возникающие от некомпетентности и неуправляемости коллектива. Выбирая волевого – должны быть готовы к опасностям перехвата управления и финансовых потоков. Выбирая компетентного – готовьтесь к тому, что директор постоянно будет вас переигрывать.

Часто встречал ситуации, когда собственники искали людей, совмещающих все эти качества одновременно за небольшие деньги десятками лет и не находили.

4. Выбрать форму оплаты труда

Наемный работник приходит работать за деньги. Если у него нет понимания сколько он заработает, вся сила его интеллекта будет потрачена на поиск более оплачиваемой работы и на минимизацию вкладываемой в трудовую деятельность энергии. Подобно тому, как вы оптимизируете финансовые затраты, наемный работник оптимизирует свой вклад в развитие фирмы. Построить высокомаржинальную и высокодоходную фирму можно только при условии, что всем участникам бизнеса это интересно, и они тратят усилия на целевую работу, а не на классовую борьбу между собой.

Древние животные программы поведения заставляют нас угнетать окружающих людей, не связанных с нами близкими отношениями, а интеллект всегда придумает под наше поведение адекватное оправдание. Очень важно этот эффект осознавать и поступать рационально. Примером подобного рационального понимания может быть статья Владимира Зонзова «Сколько предприятие может платить своему персоналу».

5. Поставить работу с заказчиками

Если вы не будете выстраивать хорошие личные и финансовые отношения с представителями заказчика, значит это будет делать кто-то другой. Этот другой будет забирать себе хорошую работу, а вам будут доставаться нерентабельные ошметки. Если с вами неприятно и неинтересно работать, с вами работать не будут.

Работа с заказчиками это прерогатива владельца бизнеса, так как только он может свободно распоряжаться деньгами и работать в рамках обещаний. Если вы делегируете это право директору, то это уже партнерские отношения, с ненужностью вас в этих отношениях.

6. Выстроить рабочее время

Профессиональные и способные люди имеют семьи и детей, поэтому нуждаются в регламентации длительности рабочего дня. Ставя их перед необходимостью постоянно выбирать между семьей и работой, или позволяя это делать управленческому звену фирмы, вы фактически избавляетесь от таких людей.

Итогом такой политики становится наличие критической массы социально-инфантильных людей в фирме, и компания перестает адекватно обмениваться информацией с внешней средой и внутри, создавая некий токсичный шлейф от взаимодействия с ней.

7. Наладить контакт с внешним миром

Очень важным является взаимодействие и личные контакты с представителями отраслевого образования, отраслевой науки, чиновниками государственного аппарата, курирующими отрасль. Эти контакты не дают прямой выгоды, зато делают все ваши решения адекватными и эффективными. Кроме того, это поможет положительно позиционировать вас лично и ваш бизнес в профессиональной и экспертной среде. 

Надеюсь на полезность моей статьи и конструктивную критику читателей портала. Планирующим глубокое погружение в организационную часть строительно-монтажного производства рекомендую прочитать:

  1. СНИП 3.01.01 – 85 Организация строительного производства.
  2. Свод правил СП 48.13330-2011 Организация строительства.
  3. Организация строительного производства. Справочник строителя. В.В.Шахпаронов, Л.П.Аблязов, И.В. Степанов 1987 г.
  4. Экономика отрасли строительство В.В. Акимов, Т.Н. Макарова, В.Ф. Мерзлякова, К.А. Огай.
Смотреть комментарии