Корпоративная практика85048

Мессенджер как инструмент «ручного» управления проектом

Как с помощью мессенджера наладить эффективную коммуникацию удаленной проектной команды в условиях сжатых сроков работы.

Разберем проект разработки продукта в условиях параллельного проектирования, «ручного» управления, ограниченного инженерного ресурса и бюджета, а также жестких сроков согласования и начала строительства. Продукт был выпущен в срок благодаря установленным в проекте правилам работы и применению современного инструмента коммуникаций.

Материал может пригодиться в работе руководителям проектов, директорам по продукту, начальникам отделов разработки.

Продукт за три месяца

Пакет исходной документации выигранного в августе 2017 года тендера на строительство, эксплуатацию и демонтаж сооружений включал в себя проектную документацию, прошедшую экспертизу. Предварительный анализ и заверения заказчика потребовали незначительной доработки документации. После углубленного изучения пакета главными инженерами, их командировок к местам строительства и консультаций директора по продукту с кураторами из силовых структур стал понятен реальный масштаб корректировок. Фактически требовалась разработка, привязка к местности и согласование в ФОИВ нового пакета документации.

Строительство на 14 объектах в семи городах России должно было начаться не позднее ноября 2017. На разработку продукта, согласование, закупку, мобилизацию людей на местах было всего три месяца. Текущего инженерного состава было явно недостаточно для реализации всех задач в этот срок. Было принято решение о привлечении фрилансеров. В их задачу входила потоковая разработка технических решений под управлением ГИПов. Инженерная проработка и увязка планировочных, архитектурных, инженерных, инфраструктурных и технологических решений в комфортные сроки, как правило, выполняется последовательно от этапа к этапу с минимально необходимым «перехлестом» в задачах. В моем проекте речь шла о параллельной разработке в один этап без права на переработку – все замечания должны быть отработаны с федеральными и региональными кураторами в режиме онлайн.

Таким образом, этап разработки оказался на критическом пути проекта. Срыв сроков начала строительства был даже теоретически невозможен. После согласования с директором проекта директор по продукту принял решение о ручном управлении разработкой. Сроки были настолько сжаты, что классическое выполнение и управление проектом привело бы к срыву сроков.

Семь причин срыва сроков

Разберем семь распространенных причин срыва сроков при разработке продукта в разрезе реализации описываемого проекта.

1. Правила коммуникаций не адаптированы под проект

2. Правила есть, но не исполняются

3. Цель неясна или задача поставлена некорректно

4. Никто не управляет изменениями

5. Нет «бэкапа» экспертов

6. План-график «дрейфует» и не обновляется

7. Нет Skype-звонков и мозговых штурмов онлайн

Особенности удаленной работы команды ГИПов

ГИП (главный инженер проекта) – особая категория опытных инженеров высшей квалификации. Организация работы группы из нескольких сильных ГИПов – отдельная управленческая задача. В этом проекте я решил ее, применив свое проверенное на практике правило «3Д» (Договоренности, Доверие, Дисциплина).

Мессенджер как инструмент проектного управления

Мессенджер имеет перед классическими инструментами (почтовые программы, SMS, MMS) ряд явных преимуществ:

Семь общих правил коммуникаций в мессенджере

Ниже список разработанных и проверенных в проекте общих правил работы с мессенджером.

1. Управление. Одна специализация = один чат = один ответственный главный инженер.

Каждый технический чат должен управляться одним ответственным «технарем» и контролироваться одним РП. Один главный инженер ведет не более двух чатов, общее количество чатов в проекте не более 10.

Идеально соотношение один ГИП — один чат. При количестве чатов более 10 РП с большой вероятностью физически не сможет корректно анализировать и синхронизировать события в целом по проекту. Введение дополнительного РП потребует дополнительной синхронизации между ними и усложнит схему управления.

2. Контент. Никакого спама! Все сообщения только по теме чата. Шутки, лирические отступления по теме, приколы выносить в отдельный чат. Ответы на вопросы и пояснения даются по телефону, не отвлекая остальных участников от сути. Каждый из участников несет ответственность за содержание чата. Ясность изложения, четкость формулировок, конкретика и уважение к участникам – основные ограничения при написании сообщений. В тексте лучше не использовать лишние значки, они отвлекают от контента. Тогда отставшим от чата всегда легко и быстро удастся найти глазами в ленте важные и срочные задачи и включиться. Аудиозаписи голоса старайтесь использовать по минимуму. Спустя время через поиск вы не найдете записанную в них информацию, а прослушивать все записи заново займет много времени.

3. Поток. Контроль входящих сообщений всеми участниками не реже одного раза в час. Непрерывность чата погружает участников в состояние «потока». Участник, выпавший из «потока», вынужден перечитывать всю ленту и догонять остальных, что не всегда возможно. В состоянии потока все участники чата находятся в тонусе и им не нужно дополнительное время на «раскачку».

4. Исходные данные, новости, «факапы». Делиться новостями, промахами и мыслями сразу. Владелец нового решения, идеи, новой исходной информации делится с участниками в чате немедленно. Новая информация, поступающая с опозданием, обрекает удаленных участников на переделки, в результате повышает риск срыва сроков.

5. Вопрос-ответ. Лимит времени для ответа на простой вопрос — 15 минут. Ответ на сложный вопрос — 1 час. Если ответ на вопрос требует отвлечения более чем на 1 час, вопрос разбивается на насколько простых, либо уводится в отдельный чат.

6. Документооборот. Готовые к оформлению документы обсуждаются в чате, но должны дублироваться в официальные источники проекта (почта, серверы, CRM). При этом версионность документов должна фиксироваться в чатах в виде ссылок на новую версию и комментариев к ее особенностям. Коллективная работа со старыми версиями документов зачастую приводит к финансовым потерям, попадая в разряд бросовой.

7. Живое общение. Длительное общение онлайн часто замыкает участников на тотальную переписку. Задача руководителя проекта/менеджера по продукту – организовывать регулярные конференц- и скайп-звонки для общения. В результате участники получат необходимую эмоциональную разрядку, а поток в чатах будет быстрее и конкретнее.

Семь решений

Благодаря приведенным ниже правилам работы были устранены риски срыва сроков по согласованию проектных решений, а приведенные выше правила и преимущества мессенджера для оперативного управления в проекте стали основой для синхронной разработки продукта и работы с отклонениями.

1. Правила коммуникаций. Проектное решение — четкое понимание правил до старта проекта: отсеивает лишних и настройка оставшихся.

2. Дисциплина исполнения. Проектное решение – авторитетный РП полностью вовлечен в проект. Внедрено правило «3Д». Применение семи правил работы с мессенджером дисциплинирует участников.

3. Постановка задачи. Проектное решение – ключевые решения проработаны мозговыми штурмами и согласованы в чатах.

4. Управление изменениями. Решение – контроль версий продукта, откат к любой законченной версии прост. Простота и скорость обеспечены мессенджером.

5. «Бэкап» экспертов. Проектное решение – с каждым экспертом до начала проекта был согласован его бэкап-функционал.

6. План-график. Проектное решение – ежедневный апдейт, графика и анализ событий на критическом пути показывает точки невозврата. Управление отклонениями – немедленное и адресное.

7. Мозговые штурмы. Проектное решение – регулярные скайп-звонки для сближения взглядов и решения ключевых вопросов, что снимает напряжение и усиливает отдачу команды.

***

Ручное управление при параллельном выполнении задач разработки продукта требует максимальной самоотдачи от каждого участника команды. Проверять вновь сформированную команду на таком проекте я вам не советую — нет времени на «притирку». Но даже в самой неопределенной ситуации в проекте заранее согласованные правила коммуникаций и удобный инструмент онлайн-управления способны не только удержать ситуацию, но и обеспечить выполнение обязательств в срок!

Смотреть комментарии