Маркетинг42043

Как рассчитать маркетинговый бюджет: 4 метода

Какие способы можно использовать для расчета бюджета на маркетинг? И как управлять бюджетом, чтобы получать результаты?

«Сколько стоит продвижение?» — это один из наиболее часто задаваемых вопросов среди предпринимателей и управляющих бизнесом. На подобный вопрос хочется ответить – «85 рублей». Объясню, как выходит такое число.

Средняя зарплата маркетолога составляет 90 тыс. руб. в месяц, если опираться на данные hh.ru. Следовательно, 10 минут его работы можно оценить в 85 руб. За десять минут он может: проверить статистику по трафику и оценить текущую ситуацию, опубликовать пост в социальных сетях, если текст и изображения загружены в черновик. Этот пример показывает, что стоимость маркетинга — это субъективное понятие и вопрос задан некорректно.

Поэтому правильный вариант вопроса звучит так: «Сколько стоит результативный маркетинг, приносящий бизнесу устойчивый рост?»

За годы работы в маркетинге мне приходилось участвовать как в бюджетных и крайне успешных кампаниях, так и в провальных, в которых бюджет разливался как реки весной, но при этом существенного роста после запуска так и не случилось. В этой статье расскажу, какие методы расчета бюджета можно использовать и подробнее разберу один из них.

Как рассчитать бюджет на маркетинг: 4 метода 

Существует много способов планирования бюджета, однако выбор конкретного зависит от бизнес-модели, рыночных условий и поставленных целей. В последние годы в маркетинге начали доминировать подходы, ориентированные на быструю адаптацию к изменениям. Это особенно актуально в условиях постоянной неопределенности и быстро меняющихся предпочтений потребителей. Перечислю несколько методов:

Подробнее остановлюсь на первом методе в этом списке. 

Как работает метод «процент от продаж»

Подход основывается на зависимости между расходами на маркетинг и показателями продаж. Для расчета обычно используется два последовательных действия:

Метод также требует учета динамики рынка, которая может значительно влиять на эффективность бюджета. Наиболее важные аспекты, которые стоит учитывать:

Метод процента от продаж становится наиболее результативным инструментом планирования бюджета, если учитывать не только текущие показатели, но и динамику рынка. Помимо анализа продаж, важно отслеживать как внутренние, так и внешние факторы (экономические, социальные, региональные), а также регулярно мониторить активности основных конкурентов. Для глубокого понимания рыночной ситуации можно провести или заказать маркетинговое исследование.

Такие исследования позволяют оценить долю рынка по формуле:

продажи компании ÷ общий объем рынка × 100

Это позволяет понять, как распределяются силы среди конкурентов. Если общий объем рынка неизвестен, его можно определить через доступные аналитические данные, такие как статистика ввоза импорта, отчеты о производстве, финансовая информация конкурентов или отчеты от консалтинговых компаний. Анализ конкурентной среды может включать оценку расходов конкурентов. Например, временное увеличение стоимости кликов в онлайн-рекламе позволяет определить, кто из игроков готов инвестировать больше в привлечение клиентов, а кто нет.

Стратегические цели компании должны быть четко сформулированы перед формированием бюджета, с учетом возможных корректировок. Понимание потребительских трендов также играет важную роль. Здесь могут помочь платформы анализа аудитории, такие как Brand Analytics, YouScan, IQBuzz и другие. Эти инструменты выявляют, что обсуждают потребители и какие проблемы актуальны.

Соединив данные о продажах, рынке, конкурентах и трендах, можно оценить эффективность предыдущих затрат на маркетинг и рассчитать новый бюджет с учетом прогнозов на будущий период.

Как оценить результат

Как известно, побеждает тот, кто может позволить себе тратить больше на привлечение клиента.

После того как вы выбрали метод, сформировали и «защитили» бюджет, запускаете маркетинговую кампанию. Следите за ее показателями, ждете первых результатов. Для оценки этих результатов надо честно ответить на следующие вопросы:

Необходимо учитывать продажи до кампании, во время кампании и после ее завершения. А также понимать, каков именно результат в виде прироста.

Как управлять бюджетом

Возможность увеличить расходы на маркетинговую кампанию часто зависят от бизнес-модели и маржинальности. Если продвигаемый продукт с высокой маржей, то вы можете позволить себе тратить до 20-25% от прибыли на маркетинг и в нужный момент увеличить бюджет для конкурентоспособности.

И наоборот, если продукт с ограниченной маржей, то вы способны тратить лишь 3-5% на маркетинг и можете не выдержать, если ситуация потребует увеличения затрат на привлечение клиентов. Такие сценарии часто возникают в отраслях, где есть ярко-выраженная сезонность: в низкий сезон количество покупателей уменьшается, а борющихся за них продавцов меньше не становится.

Пример такой ситуации можно было наблюдать на конкурентном рынке доставки еды в США в 2022 году. Тогда один из лидеров рынка, компания DoorDash, имея гибкую бизнес-модель, запустила масштабную маркетинговую кампанию, направленную на персональные предложения и систему скидок для новых клиентов. Таким образом компания увеличили свою долю рынка. Конкуренты не среагировали вовремя и, имея ограниченные маркетинговые бюджеты, не поддержали такой уровень активности. Через полгода бренд изменил стратегию и стал использовать свои ресурсы для удержания клиентов через программы лояльности, тем самым основательно закрепив за собой новую долю рынка. Сейчас она оценивается более чем в 55%.

Умение управлять маркетинговым бюджетом заключается не только в правильной его оценке, но и в гибкости. Возможность корректировать расходы в зависимости от рыночной ситуации, стратегических целей и поведения конкурентов является важным преимуществом. Регулярный анализ метрик, диагностика эффективности и стратегическое использование ресурсов помогают компаниям превращать маркетинговые бюджеты в драйвер роста, обеспечивая устойчивость и конкурентоспособность бизнеса.

Подведем итоги

Ответы на следующие вопросы помогут вам основательно подойти к формированию бюджета:

Читайте также:

Смотреть комментарии