Маркетинг468222

Как молодому бренду выйти на маркетплейсы

Какие особенности ниши и канала продаж необходимо учитывать перед выходом на маркетплейсы? Кейс молодого бренда кормов для животных.

Наша компания предлагает широкую линейку товаров для кошек и собак. Основной ассортимент – влажные и сухие корма классов Premium, SuperPremium и Holistic. Вся продукция изготавливается на российских заводах и реализуется под собственной торговой маркой.

На выбор ниши товаров для животных повлияли три ключевых фактора:

Тенденция увеличения присутствия в интернет-пространстве повлияла на наш выбор стартовых каналов сбыта:

Сложности при выходе на маркетплейсы

На маркетплейсах уже собраны наши потенциальные покупатели, а также есть готовые решения по хранению, доставке и инструменты продвижения товаров. Это значительно ускоряет выход на рынок для нового бренда. При этом нужно учитывать определенные риски и трудности, связанные с использованием сторонних сервисов.

Сложности, с которыми мы столкнулись при выходе на маркетплейсы, можно поделить на две группы, связанные с:

  1. особенностями продуктовой категории;
  2. особенностями самого канала продаж.

1. Особенности ниши

Корма – это продукция, конечный потребитель (животное) которой не принимает решения о покупке. Поэтому доверие хозяев при выборе корма вызывают рекомендации ветеринаров, либо опыт других владельцев домашних питомцев.

Основная особенность ниши в том, что корма для животных – это сегмент, для входа в который требуется время и большие вложения на разработку качественного продукта. Это касается разработки прочной упаковки и стильного дизайна, тщательного подбора ингредиентов и создания уникальной рецептуры, и самое главное работа по поедаемости корма и его официальному декларированию.

Корм для домашних животных является подконтрольной продукцией Россельхознадзора. Это означает, что хранение и перемещение такой продукции должно быть отражено в специальной ветеринарной информационной системе (ВетИС):

Для того чтобы выйти на маркетплейсы с кормами для животных, продавцу нужно пройти большой путь и хорошо подготовиться по части ветеринарного документооборота до начала продаж.

Сначала собственный склад продавца проходит проверку на соответствие ветеринарно-санитарным требованиям Россельхознадзора и верификацию в системе ВетИС. Затем продавец определяется со складами маркетплейсов, если планирует продажи по схеме FBO (со склада маркетплейса). Как определить, что на склад можно отгружать корма – в списке рядом с названием склада указан его GUID (глобальный идентификатор предприятия) и номер предприятия в системе «Цербер».

До старта отгрузок мы определились с приоритетными складами Ozon и Wildberries. После этого, чтобы подтвердить связь в Цербере между нашим складом и каждым выбранным складом маркетплейса, мы обратились в территориальное ветеринарное управление (ТВУ), к которому относится конкретный склад. Большей части ТВУ достаточно приложенного заявления и письма-согласия от маркетплейсов для подтверждения связи.

Некоторые ветеринарные управления создают связь в Цербере только после заключения договора с ТВУ. Подтверждение связи реализуется либо бесплатно, либо за дополнительную плату – условия индивидуальны в каждом ТВУ. Время подключения складов в Цербере занимает в среднем неделю. В нашей практике были случаи подключения от двух дней до двух недель – такой разброс обусловлен различием в требованиях ТВУ.

2. Особенности канала продаж

Если говорить в целом об особенностях работы на маркетплейсах по схеме FBO, то важно учитывать, что:

Результаты

Результат нашего выхода на маркетплейсы пока рано оценивать в полной мере, но у нас уже есть постоянные покупатели и положительные отзывы.

Раздел «Аналитика продавца» за первые две недели продаж в личном кабинете магазина бренда на Wildberries

Раздел «Отзывы покупателей» в личном кабинете магазина бренда на Ozon

Как увеличить продажи

Для роста продаж и увеличения эффективности работы мы:

Учитывая популярность маркетплейсов, конкуренция среди продавцов достаточно большая, и чтобы выйти в лидеры, нужно постоянно анализировать рынок, конкурентов и работать над улучшением своего предложения. В нашей нише конкуренция пока не такая огромная, как например в категории косметических средств.

По данным сервиса MPStats, на начало марта 2023 года в категории «корма и лакомства для кошек» на маркетплейсе Ozon зарегистрировано около 3 320 продавцов, из них с продажами – 1 827 продавцов. В категории «корма и лакомства для собак» зарегистрировано 3 555 продавцов, из них с продажами – 213. Для сравнения в категории «уход за лицом» на Ozon зарегистрировано около 23 400 продавцов, из них продажи имеют 12 424.

Тех, кто не работал с кормами для домашних животных, могут отпугивать сложности с ветеринарным надзором или продвижением, поскольку нужно тестировать поедаемость корма, искать блогеров, у которых есть домашние животные, подбирать dog-friendly и cat-friendly партнеров, организовывать съемки для контента с животными и так далее.

Выходить на маркетплейсы не поздно в любой нише, но с обязательным учетом рисков и при правильной оценке своих сил и возможностей. Будущим продавцам необходимо понимать, что маркетплейс – это лишь частично готовое решение, но выйти в лидеры и получать стабильную прибыль с первых же дней, не прилагая никаких усилий, не получится. Нужно выделять бюджет и время на персонал, продвижение и другие расходы, как и с любым другим каналом сбыта.

Маркетплейс – это не волшебная таблетка, а один из многих инструментов предпринимателя, который требует изучения и внимательного подхода.

Читайте также:

Смотреть комментарии