IT-менеджмент37157

Чек-лист: как определить, что пора менять IT-подрядчика

Пять сигналов для заказчика IT-продукта, что внешний исполнитель ведет себя непрофессионально и не стоит ему доверять.

Что делать, если вы сотрудничаете с компанией-разработчиком и не довольны совместной работой? Потратили деньги, время и нервы на создание IT-продукта, но не получили ожидаемых результатов. Перечислю красные флаги, на которые стоит обратить внимание.

1. Регулярно нарушаются сроки разработки

В реальности дедлайны срывают почти все, и нарушение сроков подрядчиком – не повод сразу расторгать договор. Но нужно понять, по каким причинам, и как исполнитель работает с этим. Если менеджеры заранее вас об этом предупреждают, признают вину и предлагают решение проблемы, беспокоиться пока не о чем. Но бывает, что команда начинает игнорировать вас в рабочих чатах, долго отвечает, находит отговорки или несправедливо обвиняет ваших специалистов. Это повод задуматься: доверять ли дальше подрядчику, который выбирает такую стратегию поведения и нарушает правила исполнения контракта.

Возможность заранее предупредить о сдвигающихся сроках сдачи работы есть почти всегда, если процессы внутри команды выстроены правильно. Поэтому смело требуйте ответственности подрядчиков и гарантий.

Что делать в этой ситуации

2. Бюджет постоянно растет

Стоимость проекта со временем может измениться по трем основным причинам:

  1. Если продукт популярен среди пользователей и требует развития новых направлений и функций.
  2. Заказчик в процессе разработки уточняет или меняет требования к подрядчику, из-за чего увеличивается бюджет. И это нормально.
  3. Исполнитель по ошибке или намеренно озвучил нереалистичный бюджет. Например, специально предложил низкую стоимость, чтобы обойти конкурентов. Или неправильно оценил объем работы на этапе аналитики. Еще вариант: исполнитель просто хочет больше заработать на вас. В этих случаях стоит задуматься о финальном расчете с подрядчиком.

Что делать в этой ситуации

3. С вами работают по остаточному принципу

Есть случаи, когда во время этапа продаж и согласования работ исполнитель направляет все внимание на заказчика и показывает хороший сервис. Но как только договор подписан, подрядчик начинает терять к вам интерес, все дольше отвечает в чатах, редко предлагает идеи по улучшению. Вы начинаете чувствовать, что у команды есть более приоритетные клиенты, и вы перестали входить в их число.

Что делать в этой ситуации

Напомните подрядчику о себе: скажите, что вам хотелось бы быстрее получать ответы в чате и отчеты о проделанной работе. Или чаще созваниваться и обсуждать проект. Возможно, команда действительно расслабилась и устала после активных обсуждений проекта, но после напоминания снова войдет в тонус. Если этого долго не происходит, есть большая вероятность, что компания действительно не считает вас приоритетным заказчиком.

4. Команда долго не может показать промежуточное демо

Еще одна частая проблема – подрядчик не может презентовать то, что сделано на настоящий момент. Кормит завтраками или присылает только скриншоты проекта. Обычно это означает, что разработка либо вообще не двигается, либо движется значительно медленнее утвержденного графика. У команды могут быть проблемы с ресурсами: разработчики заняты, заболели или уволились. Или не рассчитали силы и долго разбираются с проектом.

Это может привести к переносу сроков или низкому качеству кода с невозможностью его дальнейшей поддержки. А если демо проходит редко, на финальной презентации вы можете получить не совсем то, что планировали, так как не видели промежуточных результатов.

Что делать в этой ситуации

5. Product-менеджер отказывается позвать на звонок разработчиков

Если на встречи к вам приходит кто угодно, но не программисты, стоит подумать о причине такого решения. Есть вероятность, что команда отдала ваш проект на субподряд, не предупредив вас. Или всю работу делает другой разработчик, например, вместо заявленного сеньора код пишет джун. Какие последствия могут быть для проекта? Если это субподряд, могут часто срываться сроки из-за нескольких звеньев коммуникации. Или возникнут проблемы с качеством кода, если его писал неопытный разработчик.

Что делать в этой ситуации

Если вам важно, кто именно работает над проектом и пишет код, запросите у product-менеджера встречу с разработчиками и информацию об их квалификации. Добросовестный подрядчик поймет ваш запрос и организует встречу, так как ему нечего скрывать. Недобросовестный, скорее всего, найдет причины, чтобы этого не делать.

Как не допустить проблемных ситуаций с IT-подрядчиком в будущем

Даже если однажды вам попалась непрофессиональная компания-разработчик, это не значит, что на рынке нет хороших подрядчиков. Просто учтите предыдущие уроки и поменяйте подход к выбору и работе с командами на аутсорсе.

  1. Внимательно составляйте контракт, прописывайте требования, штрафные санкции и условия привлечения исполнителей к ответственности. И помните, что вы с подрядчиком – деловые партнеры, даже если давно знаете этих людей. Важно скрупулезно выдерживать бухгалтерскую и юридическую линию, делать акты, подтверждать работу отчетами и так далее.
  2. Заранее договоритесь с подрядчиком о способах, графике и частоте коммуникации. В каких мессенджерах будете общаться и презентовать демо, как часто хотите видеть отчеты и в какие сроки получать ответы на свои вопросы. Бывает, что для одной стороны ждать ответа 2 часа – это ненадлежащее исполнение обязательств, а для другой – обычный ритм общения из-за большой загрузки. Проговорите эти моменты на этапе подписания договора.
  3. Помимо генерального подрядчика держите при себе контакты запасных подрядчиков. Такая подстраховка поможет проверить реалистичность озвученных бюджетов и сроков, и снизит риски, если выбранный подрядчик все-таки подведет.

Также читайте:

Смотреть комментарии