IT-менеджмент89119

Почему проекты по роботизации «не выстреливают», и как этого избежать

Акцент бизнеса только на RPA или любой другой технологии без учета общей картины может привести к хаосу. Как же успешно провести роботизацию?

Хайп RPA

RPA (Robotic Process Automation), или роботизация – это одна из «ветвей» автоматизации бизнес-процессов, которая обеспечивает выполнение простейших рутинных операций по четко заданному алгоритму. Иными словами, часть задач отдается на откуп «программным роботам», которые имитируют действия человека и по сценарию выполняют одни и те же операции. Это обеспечивает ряд неоспоримых преимуществ:

Особенно полезно применение технологии бизнесу, который прямо зависит от работы большого количества людей в разных IT-системах. Эти условия обеспечивают огромное число рутинных операций, занимающих много времени, а автоматизировать их скриптами практически невозможно. Это касается документооборота, поиска информации, оповещения клиентов, внесения различных данных. Иными словами, инструменты RPA обеспечивают снижение затрат и повышение эффективности рабочих процессов.

Причины провала RPA-проектов

Казалось бы, перспективы и выгоды роботизации вполне прозрачны и очевидны. Авторитеты Gartner не первый год подряд называют RPA одной из самых быстрорастущих отраслей ПО. Ее несложно протестировать в рамках компании – нужно только выбрать несколько операций и заменить все ручные действия роботом.

Однако до сих пор многие крупные компании не спешат применять такие технологии или проекты не выходят за рамки пилотных. Почему? На мой взгляд, есть несколько основных причин:

Отдельно стоит упомянуть важный технический аспект: по факту роботизироваться может не весь бизнес-процесс и не все вариации его протекания. Если описанием процесса занимался персонал, то нельзя физически вспомнить и зафиксировать все возможные сценарии его исполнения, они остаются вне рамок видимости. После реализации пилота может всплыть, что робот работает не так, как задумывалось, потому что в нем не заложена та вариация процесса.

Диагностика бизнеса

Деятельность любой компании состоит из команды, процессов, внутренней и внешней среды, инженерных решений. В этом смысле бизнес подобен человеческому организму со своей сложной внутренней системой. И если что-то «болит», то не стоит глотать первые попавшиеся лекарства, которые могут принести больше вреда. Действовать надо точечно и только после предварительной диагностики. В бизнесе такой «диагностикой» может выступить связка двух технологий – аналитики процессов (process mining) и аналитики операций (task mining).

Несмотря на определенную схожесть, это разные технологии. У каждой есть свой пул задач, источники данных и итоги. Цель process mining – показать конкретный путь процесса от точки А до точки Б. Например, от получения заявки до начала ее обработки может пройти 5 часов. Процессная аналитика это покажет, однако без глубокой детализации. Здесь вступает в дело task mining. Алгоритмы технологии, основываясь на простейших бизнес-действиях, как бы дополняют картину, восстанавливая все неизвестные и предоставляя полную картину всех событий. Все это способствует более глубокому пониманию, анализу и оптимизации процессов на нескольких уровнях. В том числе, помогает принимать решения касательно RPA, основываясь на фактах, а не на гипотезах или теории.

Пилотный проект по внедрению RPA-систем

Применяя связку аналитики процессов и операций для анализа внутренних процессов, компания способна определить все перспективы для автоматизации бизнес-процессов, а затем – наиболее приоритетные из них, с самым значительным экономическим эффектом.

Нужный софт устанавливается поверх существующей IT-инфраструктуры организации и просматривает журналы событий внутренних систем, которые отражают, где, когда и кем было совершено то или иное действие. Все полученные логи система систематизирует, анализирует и визуализирует. На полученном графе (или карте) сразу станут очевидны все отклонения от идеальной модели, уязвимости, перебросы задач, затягивания с документами, работа с legacy-системами... Рабочая группа исследует полученный граф и может заметить для себя интересные шаги для роботизации.

Например, крупный банк решил свою задачу – подбор операций для роботизации, именно при помощи связки Process mining и Task mining. Пилотный проект включал:

Проект занял почти два месяца и проводился среди сотрудников 80+ офисов в двух городах страны. Удалось не только определить топ-30 самых больших по трудозатратам операций, выделить из них 15 наиболее перспективных с точки зрения роботизации, но и посчитать, что потенциал оптимизации операций фронт-офиса составит более 170 тысяч часов в год.

Вывод

Любой инструмент для оптимизации, каким бы хорошим ни был, может не принести желаемого эффекта. Поэтому, прежде чем приступать к внедрению систем RPA, стоит провести предварительную аналитику, понять, какие операции принесут наиболее ощутимую экономическую выгоду, и только потом предпринимать какие-либо действия.

Также читайте:

Смотреть комментарии