IT-менеджмент69542

Как пандемия повлияла на облачный рынок

Каковы перспективы массового внедрения облачных решений? И почему облачный вариант использования IТ-ресурсов более безопасен?

Главным изменением в бизнесе за время пандемии стала удаленная работа. Для кого-то из руководителей такой режим был шокирующим, но все оказались в одинаковых условиях, под которые подстраивались.

Массовое вынужденное тестирование удаленной работы в течение нескольких месяцев показало, что в мире современных технологий сотрудникам необязательно физически находиться в офисе, чтобы выполнять свою работу. Про основные плюсы удаленной работы, экономию на офисном обслуживании и времени на дорогу уже было много статей, поэтому не будем углубляться.

Пандемия перевернула взгляды работодателей на методы работы настолько, что все еще есть компании, которые не выпустили сотрудников с удаленки, и они уже больше года работают из дома. Так, по данным опроса rabota.ru после отмены коронавирусных ограничений в марте 2021 года на удаленке остались 30% сотрудников. А на гибридный график работодатели перевели 15% работников. 

Пандемия и рынок труда

Самое большое изменение коснулось рынка труда. Разница между зарплатами в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах с остальной Россией при одинаковой квалификации уже привела к смещению ряда функций из центра в области. Например, моя родственница таким образом лишилась работы в крупном банке. Ее функцию – обработку эскроу-счетов – передали в регион. В свои 50 лет она уже полгода не может найти новое место. Правда, и в регионах за счет этого процесса уже стали расти зарплатные ожидания. Например, наш партнер в Краснодаре с трудом находит сотрудников – системных администраторов.

Сейчас рынок перегрет предложениями удаленной работы из «центра». В отрасли разработки программного обеспечения распределенные команды используются давно. Но раньше сохранялось понятие регионального офиса, из которого работали. Сейчас, когда все привыкли к удаленной работе и наладили онлайн-взаимодействие, разработчика программного обеспечения за разумные деньги найти практически невозможно даже в регионах России. Если смотреть в сторону стран Евразийского союза, то можно столкнуться с проблемами, связанными с оформлением.

Мы изначально придерживалась экстерриториальной политики найма, поэтому в штате более 60% специалистов не из московского региона. Удаленная распределенная работа компании невозможна без налаженного взаимодействия сотрудников и руководителей между собой, а также с клиентами, поставщиками и партнерами.

Опираться только на телефонные звонки уже не получится – бизнес закроется в течение года. Именно поэтому компании внедряют средства автоматизации: системы видеоконференцсвязи, CRM-системы, учетные системы контроля продаж, контроль доставки, колл-центр поддержки, программы для трекинга задач и т. п. Облачная организация IТ-ресурсов дает доступность из любой точки мира, комфортную производительность, безопасность и масштабирование этих ресурсов.

Роль облачных технологий в бизнесе

Компаниям, которые далеки от информационных технологий, сложно поддерживать полный спектр решений для удаленки: ЦОД, стойки, электропитание, сервера, серверное программное обеспечение, сети и коммуникации, прикладное ПО. Причем надо обеспечить не только надежное функционирование каждого компонента, но и информационную безопасность на всех уровнях.

Облако полностью снимает с компании эту громоздкую задачу, дает большой выбор уже внедренных средств обеспечения надежности (резервная копия данных, кластеризация) и информационной безопасности (антивирусы, Firewall и другие). Все это доступно в виде сервиса с оплатой по факту использования. К тому же, облачные технологии не требуют финансовых или временных вложений, что дает гибкость внедрения более эффективных решений без проведения долгих и сложных развертываний.

Несмотря на множество стереотипов, касательно безопасности работы в облаках, исследования показывают, что корпоративная инфраструктура менее надежна.  Это обусловлено низким уровнем используемых средств обеспечения безопасности и специалистов по ИБ, особенно в небольших компаниях. В результате обеспечить системную защиту в собственном корпоративном ЦОДе крайне сложно, а несистемная работа при построении информационной безопасности практически бесполезна. Например, крупнейший нефтепровод в США не восстановился из бэкапа и платил отступные мошенникам. А в облаке за этой функцией резервирования следит специальная команда.

Перспективы внедрения облачных технологий в малом и среднем бизнесе

Анализируя все вышесказанное, можно уверенно утверждать, что облачные сервисы будут ускоренно расти в сегменте малого и среднего бизнеса. Причем на верхнем уровне (кастомизируемый SaaS) пользователю предоставляется уже конечный функционал прикладной системы. Перевод торговли в онлайн, организация и контроль доставки для товаров, максимальная цифровизация предоставления услуг – пандемия сняла возможные консерватизм и фобии с этих процессов. Они стали обыденными не только для бизнеса, но и для обычных людей. Новые современные компании малого и среднего бизнеса рассматривают облачный вариант размещения и использования IТ-ресурсов как основной. Сегодня мысль об обустройстве собственной «пыльной аппаратной» уже не возникает.

Перспективы внедрения облачных технологий в крупном бизнесе

Крупный бизнес живет и работает по другим принципам. Существует ряд факторов, не позволяющих одномоментно перенести весь функционал компании в облако:

Но, тем не менее существует потребность в использовании гибких удобных облачных ресурсов. Традиционно это были второстепенные временные задачи тестирования и пилотирования. А сейчас наступила другая эпоха – цифровизации, что означает появление задач искусственного интеллекта, глубокого анализа большого количества данных, моделирование на цифровых двойниках и т. п. Большинство из них не могут быть развернуты в корпоративных ЦОДах, потому что не существует подходящего программного обеспечения. Такие задачи решаются только на одном из существующих облачных сервисов, поэтому в крупном корпоративном сегменте будут продолжаться тенденции построения гибридных облачных инфраструктур и планомерный рост использования облачных сервисов.

Перспективы внедрения облачных технологий в государственном секторе

Отдельно хочется остановиться на использовании облачных сервисов в государственном управлении всех уровней. При этом стоит разделять два таких понятия, как процесс цифровизации госуслуг в целом и размещения госуслуг в облаке.

На сегодняшний день очевиден процесс систематизации и сбора ведомственных IT-ресурсов на единой облачной площадке, что обеспечит их прозрачность, контролируемость и интеграцию. Но это слишком большая задача, поэтому в ближайшие годы мы увидим только первые тестовые внедрения и «нащупывание» модели. Пока что сложно уверенно утверждать, будет это две-три государственные облачные площадки или для конкретных задач откроется более широкий рынок. 

В обозримом будущем ожидается более активный рост облачного рынка до 40% в год. Это обусловлено активной пандемической цифровизацией и выходом экономики из коронакризиса. Несмотря на множество стереотипов, касательно безопасности работы в облаках, статистика последнего десятилетия показывает отсутствие существенных массовых инцидентов при размещении IT-ресурсов в облаке. Например, к 2020 году, согласно исследованию PWC, 30% компаний использовали облачные технологии более 5 лет. А это значит, что практически треть компаний эксплуатирует облачные технологии еще с момента их появления.

Читайте также:

Смотреть комментарии