IT-менеджмент843013

Управление мультипроектной средой в IT: как построить конвейер

Как методики управления производственными процессами, перенесенные в IT-сферу, могут стать альтернативой agile и классическому waterfall. Путь от кустарного производства к конвейерной сборке.

В последние несколько лет основная дискуссия в сфере управления проектами IT ведется между сторонниками методов аджайл, с одной стороны, и сторонниками водопадного метода управления. Складывается впечатление, что все развитие управленческой теории ограничивается только этими двумя методиками, по крайней мере, они явно доминируют в информационном поле. Аргументы в пользу обоих методов давно высказаны, все сильные и слабые стороны понятны, также, как и понятны ограничения на сферу применимости обоих методов.

В этой статье я расскажу о практической реализации альтернативного указанным выше подхода к управлению мультипроектной IT-средой. Надеюсь, что мой опыт поможет кому-то увидеть новые возможности там, где раньше виделись лишь новые проблемы.

Очевидные решения — не всегда выход

Вызов, с которым столкнулся проектный офис IT в нашей компании, был связан с резким, буквально в течение полугода, увеличением количества входящих новых проектов с одновременным ростом их сложности. Кроме того, сфера бизнеса (аутсорсинг расчета заработной платы, бухгалтерских и HR-процессов), в которой работала компания, накладывала дополнительные требования по соблюдению сроков и качеству. Любая ошибка, допущенная при подготовке системы, даже выявленная через год, два или три, остается в сфере ответственности исполнителя и серьезно влияет на финансовый результат основной услуги. Соответственно, требования к качеству в разы выше, чем при «обычных» внедрениях.

Возникшее в связи с перегрузкой сотрудников снижение качества было воспринято всеми крайне болезненно. Понятно, что первые два решения «в лоб» — «придержать» продажи или пропорционально расширить штат — руководство компании не поддержало. Кроме того, расширение штата технических специалистов, даже в небольшом согласованном объеме, наткнулось на ограничение рынка труда. Кто искал специалистов 1С, тот меня поймет.

Следующими очевидными шагами были привлечение 1С франчайзи на субподряд и привлечение фрилансеров.

Экстенсивные простые решения не привели к успеху, проекты продолжали множиться, и нам, поневоле, пришлось идти по пути изменения в системе управления.

Конечно же, модное слово «аджайл» было у всех на слуху. Конечно же его рассматривали. Рассматривали, впрочем, не очень подробно, так как недостатки были очевидны для всех.

И все это при том, что конечный результат вполне понятен уже на старте проекта, а заказчику не слишком хочется в нем участвовать — он же отдает процессы на аутсорсинг, это не его боль. Спринты и промежуточные результаты не интересны, интересно чтобы в час Х сотрудники получили зарплату от нового провайдера услуги без ошибок.

Если на вопрос нет ответа, может быть стоит изменить сам вопрос?

До начала бурного роста, в компании была устоявшаяся методика работы с проектами. К каждому прикреплялся менеджер (РП), один (два, три — в зависимости от объема) консультант 1С и программист. Консультант вел проект от начала до конца, знал о нем все. Заказчик, понимая это, часто требовал закрепления такого сотрудника за ним и после окончания основного проекта внедрения. После каждого крупного проекта мы гарантированно теряли 0,25 — 0,5 FTE в группе внедрения, эти ресурсы уходили на поддержку и дальнейшее развитие клиента. Понятно, что такие потери не просто было восполнять.

Другой серьезной проблемой являлось нестабильное качество. В зависимости от того, кто именно был исполнителем, оно могло сильно варьироваться. Да, у нас были внедрены чек-листы выходного контроля качества. Да, они приносили пользу, но всех проблем не решали. Кроме того, исполнитель часто либо сознательно скрывал известные ему проблемы, либо не считал их важными. Выявлялись они уже на этапе эксплуатации системы, что вело к дополнительным расходам на экстренное устранение с одной стороны, и снижало удовлетворенность заказчика с другой.

Еще одна проблема описываемой схемы — низкая устойчивость проектов к форс-мажорам с персоналом. Когда сотрудник «выходил из строя» (отпуск, длительный больничный, увольнение) объем передаваемых дел был очень большим, многое терялось, возникали ошибки и проблемы в коммуникациях. Даже имея довольно серьезное документирование всех работ, передать проект целиком было очень трудно.

В рамках описанной схемы, все мероприятия по ускорению проектов и повышению качества давали только ограниченный эффект, а нам нужен был прорыв. С прорывом не получалось до тех пор, пока не был изменен вопрос, который мы все себе задавали. Вместо «Что и как улучшить?», я в какой-то момент задался вопросом: «А почему это все до сих пор не развалилось?». Иными словами, решил проанализировать сильные стороны системы. Такая постановка вопроса, на удивление, дала эффект.

К сильным сторонам можно было отнести:

Все три фактора давали возможность оперативно перебрасывать ресурсы в проблемные места и «затыкать дыры». Плохой метод, но рабочий. Особенно плохо было то, что при этом у каждого исполнителя одновременно было несколько открытых проектов, между которыми ему приходилось переключаться, иногда даже в течение одного дня.

Здесь каждый, кто работал в мультипроектной среде, должен был бы задать мне вопрос: а что же с конкуренцией за ресурсы? Почему РП не «перегрызли» друг друга и почему исполнители спокойно относились к перемещениям между проектами? Ответ прост, и он кроется в системе мотивации персонала. Это можно было бы написать капсом, и это именно то, что нас спасало: в компании не было проектного бонуса.

Совсем не было. Ни в каком виде. В наследство от американского менеджмента нам досталась система премирования на основе карт сбалансированных показателей (BSC), так нелюбимая всеми знакомыми мне HR. К моменту кризиса она сильно отстала от жизни, и особо ни к чему никого не мотивировала, но и не создавала дополнительных внутренних конфликтов. Как показала практика, в отсутствии дополнительного давления сотрудники показывали более высокие результаты, чем можно было ожидать.

От правильного вопроса — к правильной методике

Собрав всю эту информацию воедино, наконец-то удалось понять, что мы делали не так.

Исторически мы смотрели на нашу деятельность как на портфель проектов, что обусловливало применяемые методы. Теперь же стало понятно, что оптимизация большого количества однотипных проектов аналогична задаче управления позаказным производством. А уж в этом направлении за прошедшие 30 лет наработаны прекрасные методики, как раз и позволяющие выйти из тупика.

Как совместить теорию PMBoK и теорию управления производством, спросите вы? Мой ответ — через метод критической цепи (CCPM), довольно давно включенный в PMBoK, и, в свою очередь, являющийся проектным расширением теории ограничения систем (ТОС), давно и прочно занявшей свою нишу в управлении производственными процессами. Эта теория не только полностью описывала текущую ситуацию с внедрениями, но и дала возможность предсказать последствия следующих изменений.

Вообще, и ТОС, и CCPM содержат в себе пошаговую инструкцию по применению, они очень технологичны. Однако, практически все авторы книг по этим теориями сходятся в том, что внедрить их не в компании в целом, а в ее части — гораздо труднее. Нам, по ряду причин, пришлось ограничиться рамками IT-дирекции, что наложило свой отпечаток на последовательность действий.

Итак, что же было сделано

Раз мы решили, что у нас позаказное производство, фабрика, и вообще конвейер, именно его мы и начали строить. Проекты типизировали и разбили на технологические операции (ТО). Сразу стало понятно, что часть получившихся операций можно без потери качества отдать в техподдержку, где более дешевые ресурсы.

Далее, большинство сотрудников получили специализацию — привязку к конкретным ТО. Таким образом, на каждом проекте вместо 1-2 консультантов мы задействовали 4-7. Естественно, это серьезно увеличило требования к коммуникациям внутри проектных групп, но, как я писал ранее, проектное управление у нас было сильной стороной и РП в целом справились. Поддержку им дали проработанные методические материалы — карты ТО и технологическая процедура выполнения работ. Вся подготовка была реализована на принципах СМК, когда для каждой технологической операции были детально описаны условия ее старта (вход) и результаты исполнения (выход), а содержание операций по возможности было регламентировано.

Понятно, что любые изменения встречают противодействие сотрудников, привыкших к определенной последовательности действий, просто в силу инерции мышления. Преодоление такого сопротивления в нашем случае было облегчено действующей системой премирования, о которой я упоминал выше. Если у сотрудника нет четкой финансовой мотивации работать против изменений, то они проходят гораздо легче. При внедрении новой схемы работы компания не потеряла ни одного сотрудника, что само по себе довольно важно.

И что же получилось в итоге?

Теперь о тех плюсах, которые мы получили по итогам первого года работы по конвейерной производственной схеме. Затрудняюсь ранжировать их по степени важности, поэтому просто перечислю в том порядке, который пришел в голову.

Естественно, ни один метод не лишен минусов, и ряд проблем, с которыми мы столкнулись, я здесь тоже перечислю.

Для развития эффекта, через полгода после запуска конвейера было решено пересмотреть систему мотивации. Общий принцип использования системы сбалансированных показателей не изменился, но сами показатели были серьезно переработаны. Основная задача была  не допустить, чтобы принцип премирования отдельного сотрудника вступал бы в противоречие с целями отдела, департамента, и компании в целом. В итоге, получилась довольно сложная схема, включающая в себя как командные, так и индивидуальные показатели сотрудников.

Первые результаты внедрения новой системы мотивации по итогам квартала показали обнадеживающие результаты, мы увидели повышение активности сотрудников в плане экономии трудозатрат и борьбы за новую выручку. Однако, для получения статистически значимых данных и доведении системы до ума, нужен период до года.


Заканчивая статью, хотелось бы заметить, что многие сочтут приведенный в ней пример слишком специфическим. Действительно, в разных областях IT нужны специальные подходы, и описанный выше метод не претендует на универсальность. Однако, я считаю, он показывает, что всегда есть возможность выхода за рамки общепринятой «моды», даже если это мода на методы управления.

Смотреть комментарии