Риски и возможности1231429

Компьютеры будущего: три кита, на которых вырастут IT завтрашнего дня

Какие метатренды определят будущее компьютерных технологий? К чему стоит готовиться уже сейчас?

Если провести прямую от первых ЭВМ к современным чудесам на микропроцессорах, то может показаться, что все идет чудесно. Производительность растет, дисплеи сначала появились, потом стали графическими, цветными, увеличились в размерах, перестали мерцать и требовать кактусов на столах для нейтрализации вредных излучений. И так во всем. Перфокарты, магнитные ленты, магнитные диски (поначалу огромные), дискеты, компакт-диски, флешки, SSD. 

Компьютеры воплощают мечты фантастов. Они становятся все быстрее и удобнее, а благодаря трудам дизайнеров еще и изящнее. 

Однако давайте подумаем, куда ведет эта техно-дорожка. Серьезно, что дальше?

1. Квантовое превосходство

Многие знают закон Мура. Тем более что он сформулирован по-медийному просто и запоминается легко: производительность компьютеров удваивается каждые два года. 

Правда, на самом деле он выразился иначе: «Количество транзисторов, размещаемых на кристалле интегральной схемы, удваивается каждые 24 месяца». В таком виде звучит хуже, а главное, трактовки уже не настолько однозначны. 

Так или иначе, долгое время обе версии были в целом справедливы. А потом квантовые вычисления перестали быть сленгом из мультиков для гиков и вырвались на свободу. 

В 2019 году Google впервые в истории человечества объявила о достижении квантового превосходства. Что означало ускорение сложных вычислений с десятков тысяч лет до нескольких минут. То есть качественный скачок в быстродействии, который даже скоростью называть уже не совсем точно. Стали доступны математические задачи, ранее принципиально нерешаемые. 

Как обычно бывает с рекордами, стоило только показать достижимость — и нате, пожалуйста, уже через год китайские товарищи добились ускорения вычислений с неприличным добавлением нулей (в миллиарды раз быстрее). 

С тех пор идет квантовая гонка, породившая закон Мура 2, а на самом деле Закон Невена:

Мощность квантовых вычислений увеличивается по сравнению с обычными вычислениями по экспоненте. Причем, будто этого мало — по двойной экспоненте.

Другими словами, про технические ограничения скоро можно будет забыть. Компьютеры станут сначала сумасшедше быстрыми, потом фантастически и далее само понимание скорости потеряет всякий смысл. Все будет решаться примерно моментально.

Ученым и маньякам интересно, что под капотом. Как именно устроена магия. Но для бытового и даже коммерческого применения определение «Квантовая запутанность» вполне себе достаточно. Действительно, там все сложно и запутано.

Важно, как именно оно будет применяться. Здесь инноваций ожидается гораздо меньше, вероятно все пойдет как обычно:

Таким образом, человечество получит рычаг длиной до Сириуса — но точка опоры иронично относится к нравственной категории, поэтому ничего глобально не изменится. На человеческом уровне нет. Нюанс в том, что мы уже не единственные пользователи новых технологий на Земле. 

2. Думающие машины

В отличие от слабых двуногих, нейросети сполна оценят открывающиеся горизонты. Даже на текущем уровне быстродействия и вычислительных мощностей ИИ поражает скоростью и качеством. Что же будет, когда закон Невена начнет год за годом устранять предпоследнюю заминку перед настоящей сингулярностью?

Она ведь наступит, и довольно скоро. После чего люди официально перестанут понимать, как компьютеры «думают». Скоро и кавычки в этом слове придется убрать. Мы действительно окажемся в мире, где помимо людей есть другие думающие существа. Гораздо лучше нас, быстрее и (а вот это правда пугает) за пределами нашего разумения как такового. 

По сути у людей пока что сохраняется единственное серьезное преимущество: платежеспособность. Компьютеры ничего не покупают. Рынок состоит из людей. Довольно слабое утешение, если вдуматься. Подозрительно похоже на концепт Матрицы, где недосягаемо превосходящие во всем машины терпят нас и как-то используют.

Правда, до сих пор предполагается, что это мы будем использовать ИИ. Как ни странно, в это можно поверить.

Например, обыватель запросто пользуется электричеством, а также электроникой и буквально космическими технологиями в своей повседневной жизни. При этом ему не обязательно уметь разбираться в том, как оно работает. Не нужно даже знать о направлениях науки, обеспечивших GPS или микропроцессоры. С квантовыми кубитами будет то же самое.

Параллельно народ пересядет на летающие машины с автопилотами, начнет кататься в стратосферу, будто в аквапарк. Такое представить слишком просто, чтобы считать невозможным.

Поэтому до неотвратимого бунта машин (а рано или поздно он, разумеется, случится) еще неизвестно сколько времени. Мы поживем в золотом веке, наслаждаясь всем тем, что порабощенные ИИ будут поставлять, как сейчас модно говорить, «в товарных количествах». 

Пока похоже на идиллию, да? Верно, только у компьютерной истории есть и третья глава. Она менее приятна.

3. Метавселенная размером с аккаунт

Провал Meta (запрещенная в РФ и признанная экстремисткой организация) вызвал вздох облегчения у тех, кто следил за одной из самых крупных попыток загнать всех в цифровой лагерь отдыха, труда, развлечений. Понятно, на что рассчитывал мистер Цукерберг. Точнее, на что он надеялся. Рыночек порешал в сторону коррекции на минус 70% и массовых сокращений. И на первый взгляд кажется — вот и ответ, вот и славно, трам-пам-пам.

Тем не менее два первых вектора (почти бесконечный рост производительности компьютеров и пропорциональный рост умища роботов) создают тепличные условия для метавселенных.

Во множественном числе, потому что социальный рейтинг Поднебесной и рекламная мета-помойка не могут слиться в айтишном экстазе. Слишком разные выгодополучатели. Пожалуй, это самое зрелищное противопоставление. Помимо того могут возникать менее контрастные, но тоже автономные виртуальные мирки. 

И самое печальное в том, что нас всех туда загонят, не в один, так в другой. Сейчас никто в это не верит. Даже такая светлая голова, как Илон Маск, говорит: «Да, вы можете засунуть телевизор себе в нос. Но я не могу представить, что кто-то будет так ходить весь день. Это невозможно».

Ах, если бы. Еще как возможно, и все идет к тому, что именно так оно и будет. 

Помните, сколько кругов «отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие» мир уже прокрутил с подачи ШЕ? Сначала всех усадили за экраны, потом заставили носить их с собой. Люди начали ставить лайки. Потом лайки превратились в непрерывное онлайн-анкетирование о вкусах и настроении. Запись точного геотаргетинга. История поисковых запросов, история браузера, история всех действий в сети (а частично и в офлайне). Например, простым пересечением данных по разным профилям в одной точке легко понять, что они были вместе. Плюс фото, видео, отметки на картах.

Все эти шаги пройдены за считанные годы. Люди все проглотили, приняли, подписали в виде нечитанных оферт и согласились на изменение правил без оповещений. Сегодня только отшельники в землянках где-нибудь в тайге или джунглях могут похвастаться настоящей свободой. Такова цена, отказ от всей цивилизации разом. 

Потому что предложение пакетное. Невозможно взять в руки смартфон и сохранить свою частную жизнь для себя. Пользоваться Интернетом для бизнеса и хранить свои секреты.

Более того, по мере развития ИИ на квантовом ускорении мы буквально влетим в эти якобы невозможные метаверсы — на сверхзвуке, так что даже хлопка не будет слышно. После чего вся наша жизнь перейдет в статус аккаунта. 

А мы ведь знаем, что это означает. Абсолютное бесправие, переписка с роботами для тщетных попыток оспорить баны и взыскания, тарифные планы в виде очередных скрижалей от боссов-небожителей. Ну и социальные рейтинги на сдачу там, где помимо меркантильных соображений действуют «идейные».

Так что не надо смеяться над очками дополненной реальности от Apple Vision Pro за 3,5 тысячи баксов. Илон Маск уже успел сравнить эффект от них с грибами, пакетик которых стоит значительно дешевле. Но правда в том, что это форточка в будущее. Не потому, что VR дарит новые ощущения или моментальный доступ к информации. Важнее другое. 

Чем ближе экран к глазам, чем сложнее отвести от него взгляд и подумать о чем-то самостоятельно — тем жестче контроль над «владельцем» гаджета. Мы вплотную приблизились к моменту, когда даже в кавычках или в шутку нельзя будет называть людей хозяевами своей электроники. Или своей жизни.

Пусть не сейчас, но с десятой или надцатой попытки электронный хомут накинут. Плотно застегнут ремни и для надежности подключат датчики считывания мозговой активности (а такие разработки ведутся). После чего, как говорилось в одном фильме с говорящим названием: «Первому игроку приготовиться».

А вы готовы к тому, что нечеловечески быстрые компьютеры с идеальными системами моделирования графики, звука и т.д. вцепятся в вас буквально как лицехваты? Пока все говорит о том, что мы идем именно к такой технологической перспективе.

Читайте также:

Смотреть комментарии