Риски и возможности20378298

Как опыт Ирана можно спроецировать на будущее России

Насколько перспективно сотрудничество РФ с Ираном? Стоит ли заимствовать опыт восточных «коллег» по минимизации последствий санкционного кризиса?

По количеству различных санкций (более 16 тыс.) Россия обогнала Иран (более 3600). Впрочем, природа санкций исходит из одного «коллективного» недружественного источника, поэтому для начала проведем impact-анализ на иранских исторических данных, а затем спроецируем их на будущее российской реальности и нового развития экономики в стране.

Стратегии выживания для иранского бизнеса

Обратимся к недавнему исследованию, которое проводилось в Иране. В Академическом центре образования, культуры и исследований (ACECR) при Университете Тарбиат Модарес (Тегеран) провели опрос руководителей ММСП. Проект был поддержан Организацией по планированию и бюджету Ирана. На базе исследования был создан уникальный набор данных – это основной источник информации для моей статьи.

Руководителей разных компаний попросили уточнить, как санкции повлияли на их бизнес. Ответы были сгруппированы на три категории: вызвало рост бизнеса, вызвало спад, это не имело никакого эффекта на бизнес. В исследовании основной фокус уделялся неэффективности санкций. Анализировались и определялись факторы, которые могли повлиять на вероятность слабых санкционных воздействий в отношении различных отраслевых предприятий Ирана.

Результаты показали, что такие стратегии, как сокращение расходов на маркетинг, на исследования и разработки (НИОКР), накладных расходов, а также увеличение инвестиций в IT, могут повысить устойчивость фирмы к санкциям. И наоборот, сокращение производства, урезание или замораживание заработной платы персонала в этом сценарии развития не помогают компаниям.

Также на способность фирм противостоять санкциям влияют следующие факторы: наличие надежного (недекларативного) бизнес-плана, доступ к финансам и технологиям, образованные владельцы, умеющие выстраивать гибкие бизнес модели, ориентация на экспорт (как бы это парадоксально не звучало) и партнерства с другими предприятиями.

Некоторые стратегии, например, сокращение затрат на НИОКР, имеют долгосрочные негативные последствия для расширения бизнеса и устойчивого развития страны. Иранцы ощутили это на собственном опыте, особенно в период 2012-2016 года (основные волны сильных санкций).

О чем гласит опрос иранских компаний

Полученные результаты исследования показывают, что иранские компании могут увеличить свои шансы на выживание в условиях воздействия тотальных экономических санкций, используя следующие подходы:

Напротив, в период основных санкционных волн практики по сокращению/замораживанию производства и заработной платы создавали отложенные проблемы у большинства участников опроса и угрожали устойчивости бизнеса в 3-5-летний период. В условиях санкционного кризиса наиболее устойчивыми оказались небольшие фирмы даже при ограниченных собственных средствах развития, ограниченном доступе к сырью, и бизнеса, завязанного только на местных рынках. Кроме того, можно сказать, что возраст предприятия оказывает значительное и положительное влияние на устойчивость, поскольку у «старых» фирм больше санкционного опыта работы под давлением и возможностей во время «пиковых» экономических трудностей.

«Устаканится» ли санкционное давление?

Длительным санкционным давлением западное сообщество под руководством США показало Ирану «игру вдолгую» и свое единство. Однако для самого Ирана последствия санкций проявились следующим образом: расширились и укрепились возможности существующего управления в стране, ослабив при этом умеренных или прозападных иранцев, которые могли бы быть союзниками западной коалиции США в будущем. В условиях тотальных и долгих ограничений иранцы поняли: новую экономику развития нельзя выстраивать без четкой и главное строгой своей политической основы, без оглядки на западный мир.

Парадоксально, но экономические трудности позволили правительству Ирана взять еще больший контроль над экономикой и использовать свое право контроля, отраслевого «покровительства» и другие инструменты поддержки, чтобы защитить ключевые отрасли от боли санкций. Сильнее всего пострадал от санкций тот бизнес, который в противном случае поддержал бы более умеренное правительство в Иране и благосклонно относится к США.

Санкции в отношении Ирана представляют собой сложный, перекрывающийся набор различных мер. И даже при определенных условиях или торге, для достижения компромисса, самим американцам будет трудно отменить эти меры своевременно и последовательно. И эта негибкость санкций, оказывающих давление на Иран за последние 11 лет, фактически помножила на ноль ценность американских обещаний снять ограничения в качестве инструмента торга при переговорах с Ираном. Вывод из этого исторического опыта простой в отношении и к России: не стоит рассчитывать на торг или на то, что все «устаканится».

Обход санкций через третьи стороны

Иран смог компенсировать часть своих потерь в доходах от нефти за счет ее продажи через посредников с использованием платежной системы «хавала». Фактически страна положилась на выстроенные контрабандные сети или «параллельные поставки». Раньше Иран использовал Дубай в качестве посредника для получения доступа к американским потребительским товарам. Но в последние годы переориентировался на торговлю с Азией – это позволило минимизировать эффекты санкционных влияний на уровне бытовых товарных групп, которые проще возить из Азии.

На основании этого опыта мы можем полностью оценить все исторические эффекты и на модели иранских «схем» построить свой российский, но прозрачный для государственного контроля, цифровой аналог «хавалы». При этом важно выстроить более эффективную, динамическую модель защиты от первичных и вторичных санкций.

Санкции против России: параллели с мерами против Ирана

Начало СВО вызвало цунами серьезных санкций со стороны правительств США, ЕС и других стран, направленных против широкого круга экономической деятельности России. Текущую ситуацию в РФ можно сравнивать с периодом начала 2000-х по 2015 год, когда санкции ввели против Ирана. И хотя мы имеем значительные различия, такие как размер и глобальная взаимосвязанность-встраиваемость российской экономики в западную экономику, есть и сходства.

Последовательность и тактика, использованные при развертывании новых пакетов санкций, указывают на то, что уроки последних введенных санкций против Ирана были реализованы и применены уже к Российской Федерации. Это указывает на то, что условный запад не ставит особого различия между Россией и Ираном.

Текущая скорость и широта новых санкционных мер действительно беспрецедентны, при этом в них присутствуют все основные составляющие предыдущих иранских санкций. Санкции против России были введены одновременно, а не разделены по времени, как это было в случае с Ираном. И нацелены они не только на конкретные российские финансовые учреждения, но и идут в тандеме с ограничениями корреспондентских банковских операций, такими как нацеливание на Центральный банк и отключение всех целевых российских финансовых учреждений от системы SWIFT. А значит, нет времени, чтобы российской финансовой системе приспособиться к новым условиям.

В этом и отличия: санкции против иранской финансовой системы вводились постепенно, давление усиливалось по нарастающей, а не одномоментно. Например, решение об отключении иранской финансовой системы от SWIFT было принято ЕС в 2012 году, но только через несколько лет ЕС начал усиливать санкционное давление на Иран.

Выводы

Пора готовиться играть вдолгую, учиться использовать многолетний иранский опыт, выстраивать на имеющихся данных прогнозы, какое влияние санкции окажут по широкому перечню вопросов в экономике, отраслевом, финансовом секторах, и вырабатывать коллегиальные меры для их уменьшения. Маловероятно, что текущая ситуация с санкциями в сторону России изменится в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Напомню, что сами иранцы в настоящее время делают ставки на развитие трех стратегических направлений своего экономического роста. Это применение новых технологических решений в промышленном секторе, обеспечение кибербезопасности и цифровизацию государственных услуг. Своих технологических решений у Ирана немного. В основном модернизируются старые разработки западных стран или приобретают их нелегальным путем.

Для тех, кто не работал в Иране, не знает внутреннюю бизнес-кухню и проецирует российский или прозападный опыт на местный рынок, стоит напомнить, что в Иране Корпус стражей исламской революции (КСИР) контролирует фактически 2/3 иранской экономики. Стражи не заинтересованы в массовом притоке инвестиций из-за рубежа. Например, с помощью бюрократических барьеров, да и банально при помощи прямого политического вмешательства, они будут блокировать иностранные инвестиции в телекоммуникации и авиацию, поскольку такие вложения считаются угрозой национальной безопасности. А вот в нефтяной, горнодобывающей промышленности, транспорте КСИР может снизойти и дать отмашку привлечь ограниченные объемы иностранных инвестиций для технологической модернизации своих предприятий. Это касается и военно-технического сотрудничества, которое выглядит перспективным направлением в партнерстве.

В остальном можно достаточно скептически относиться к тому, насколько далеко может пойти развитие торговли между Ираном и Россией, поскольку экономики обеих стран основаны на сырьевых товарах и производят аналогичные продукты. Несомненно, Иран стремится развивать торговлю, но рассчитывать, что это всерьез поможет российской экономике справиться с санкциями, увы, не приходится, а глубокий внутриполитический кризис затрудняет реализацию любых договоренностей с иранским руководством.

Реализовать масштабные российские госпроекты в Иране тоже будет непросто. Слабым и проблемным местом остается вопрос рентабельности вложений. Тегеран испытывает нехватку валюты, и год от года борется с дефицитом бюджета. Это уже создавало для нас проблемы в прошлом. Ирану еще очень далеко до показателей таких стран, как Турция, торговля с которой составляет около $30 млрд в год. Иными словами, компенсировать выпадающие из-за западных санкций доходы иранское направление неспособно. Политический и военный союзник – да, проводник в историю схем, моделей иранского параллельного опыта – да, интеграция в российскую финансовую систему – да, но в области торгового оборота, как говорится, «будем посмотреть».

Также читайте:

Смотреть комментарии