Риски и возможности1309419

Вспомнить все: 9 трендов уходящего года, изменивших бизнес навсегда

Что изменилось в социальной сфере и сфере производства, и как на это отреагировал бизнес?

2021 год. Пандемия продолжается. Год был непростым для экономики нашей страны: с одной стороны стабилизация после шокового 2020 года, с другой – глобальные изменения некоторых бизнесов. Многие тренды, появившиеся после начала пандемии, только набирают обороты, но также проявились и свежие инсайты в ответ на новую реальность.

Ковидные ограничения ускорили переход бизнеса в онлайн, но есть и другие тренды, которые стали ответом на изменения в производственной и социальной сфере. Вот 9 самых заметных.

1. Удаленная работа, онлайн, цифровизация

Если проблемой 2020 года было мотивировать сотрудников работать удаленно, то в 2021 году работодатели поняли все преимущества удаленной работы. Даже когда у сотрудников была возможность посещать офис, компании не только позволяли им не возвращаться, но и внедрили так называемую концепцию Smart Office: когда рабочих и парковочных мест меньше, чем сотрудников. Такая концепция позволяет экономить на аренде помещения и следовать принципам work-life balance, популярным сегодня среди персонала.

Что развивается и будет развиваться в бизнесе по направлению онлайн?

2.  Забота о здоровье

С появлением COVID, люди стали больше заботиться о своем здоровье. В связи с этим стали популярны такие направления бизнеса:

3. Домашние хобби

Многие люди оказались дома практически 24/7 и кроме работы стали вынуждены занимать себя чем-то дополнительным. Из-за этого:

4. Мобильная коммерция

Зумеры (поколение Z, цифровой поколение) – это люди, родившиеся после 2000 года с соответствующим набором ценностей и потребностей в ответ на внешнюю обстановку. В 2021 году некоторые из них заканчивают институт и становятся полноценными ответственными за принятия решения в своей жизни, в том числе и в приобретении товаров и услуг.

Многие предприятия в 2021 году сделали зумеров своей основной целевой аудиторией (ЦА). Тренды бизнеса для зумеров базируются на их особенностях и привычках, а также на способах покупок, их типовом пути клиента и присущих черт характера.

Поколение Z живет в телефоне, поэтому мобильная коммерция приобрела немыслимые масштабы. Если в 2019-2020 году был важен тренд для сайтов компаний mobile first, то теперь он не просто строго необходим, но и приобрел дополнительные требования: юзабилити и визабилити. Это значит, что использовать сайт для покупок должно быть просто, а визуальная картинка должна соответствовать представлению о товаре и побуждать к покупке. 

5. Простота во всем

Поколение Z не хочет тратить свое время, поэтому прибегает к максимальному упрощению. Бизнес это должен понимать и использовать.

6. Персонализация и автоматизация продаж с помощью ИИ

Отдельно мне бы хотелось отметить тренды в продажах, которые наблюдаются сейчас и будут развиваться в ближайшие годы. Они связаны с совокупностью повсеместного онлайн, e-commerce и развитием Индустрии 4.0.

Если недавно была волна созданий и внедрений CRM (Customer relationship management), системы управления взаимоотношениями с клиентами, которая позволяла учитывать дату размещения заказа, планировать время звонка, интегрировать задачи продаж с почтой, то сейчас становится популярно использование CDP (Customer Data Platform) – платформы, не просто собирающей данные о количестве клиентов и считающей конверсию, но анализирующей данные о каждом покупателе.

Целью является создание индивидуального предложения для покупателя, отвечающего его личным запросам и ценностям. Дальнейшее развитие эта система получит при внедрении предиктивной аналитики, которая позволит определять будущие заказы имеющихся в базе покупателей.

7. Распространение новых каналов сбыта

В некоторых бизнесах основной канал сбыта практически полностью исчерпал себя, например личные встречи с заказчиком в секторе b2b. 2021 помог развить не просто онлайн канал продаж, как в 2020, но тренд пошел дальше.

8. Популяризация дополненной реальности (AR) 

Современные технические возможности и необходимость удаленной продажи привели к широкому распространению AR, как в B2C (онлайн-примерочные), так и в B2B (цифровые двойники объектов). Такие бизнесы будут продолжать развиваться в ближайшие годы и набирать армию поклонников.

9. Курс на устойчивое развитие (ESG)

Это абсолютно новый тренд 2021 во всех сферах жизни. E (Environment) – ответственное отношение к окружающей среде; S (Social) – cоциальная ответственность; в B2B S (Sustainability) – устойчивость в применении к использованию ресурсов); G (Governance) – качество корпоративного управления.

Очень упрощенно этот тренд отвечает на запрос беспокойства об экологии производством более экологических продуктов и материалов (например, вместо пластика – бумажные контейнеры, многоразовые бахилы, разлагаемые кабели), использованием возобновляемых источников электроэнергии и сокращением выбросов углекислого газа в атмосферу. И если еще недавно эта тема больше интересовала Европу, то сегодня Россия присоединяется к этому тренду, создавая новые и модернизируя существующие бизнесы, которые должны отвечать требованиям ESG. 


Все перечисленные тренды – симбиоз друг друга. Один часто выступает в связке с другим. Бизнесу важно заниматься регулярным трендвотчингом и оценкой внешней ситуации на рынке, чтобы не потерять свою долю и не проиграть в конкурентной борьбе. С одной стороны, пандемия и объемная цифровизации окунула многих в не очень приятную реальность, а с другой – выступила четким маркером для определения новых потребностей покупателей и вектором развития бизнесов на ближайшие годы.

А какие тренды увидели вы в этом году? Расскажите в комментариях!

Читайте также:

Смотреть комментарии