Риски и возможности94750

Предпроверочные налоговые мероприятия: что значит и как реагировать?

Какие мероприятия могут предшествовать выездной налоговой проверке? Можно ли их игнорировать и как отвечать?

Выездная налоговая проверка — главный инструмент давления налоговиков. Но нужно понимать, что такое мероприятие невыгодно налоговому органу точно так же, как и налогоплательщику. 

Именно поэтому вся мощь налоговой системы сейчас направлена на то, чтобы побудить налогоплательщика самостоятельно уточнить свои обязательства и доплатить налоги в бюджет. Выездная налоговая проверка — последний аргумент и наиболее сложный в реализации способ добиться уплаты налогов. Поэтому, как правило, ей предшествуют следующие мероприятия.  

Уведомления для вызова налогоплательщика

По своей сути и форме уведомление может предусматривать только вызов налогоплательщика в налоговый орган для дачи пояснений (в рамках ст. 31 НК РФ). 

На практике налоговики включает в такие уведомления:

Как правило, такие уведомления появляются за рамками камеральной налоговой проверки, когда сроки для ее проведения истекли, а на комиссиях и встречах налогоплательщика побуждают добровольно доплатить налоги, угрожая назначением выездной налоговой проверки. 

Информационные письма 

Часто используемый налоговым органом инструмент для принуждения налогоплательщика к уплате налогов. В таких письмах:

В отличие от уведомлений информационные письма не имеют утвержденной Федеральной налоговой службы формы, поэтому зачастую более объемны и подробны, чем уведомления.

Что делать?

  1. Не игнорировать информационные письма и уведомления — это сигнал о проблеме, которую выявил налоговый орган.
  2. На информационные письма и уведомления нужно отвечать: обосновывать свою позицию, анализировать взаимоотношения со спорными контрагентами, предоставлять доказательства реальности сделок и проявления должной осмотрительности.
  3. Не игнорировать вызов налогоплательщика в налоговый орган. Как минимум, это может привести к административному штрафу. «Хроническая» неявка в налоговую может привести к выездной налоговой проверке.
  4. Но и не стоит на основании одного информационного письма или уведомления добровольно уточнять налоговые обязательства и уплачивать налоги. Это будет свидетельствовать о слабости позиции налогоплательщика. А налоговики, сделав вывод, что здесь что-то нечисто, могут приступить к изучению других налоговых периодов или контрагентов.

Как минимум стоит дождаться вызова на комиссию, чтобы понять, насколько серьезны выявленные нарушения и вероятно назначение выездной налоговой проверки. И после принимать решение о целесообразности уплаты налога. 

Комиссии по легализации налоговой базы 

Последние несколько лет практика вызовов на комиссии — обычный инструмент налогового контроля. На комиссиях налогоплательщика побуждают добровольно подать уточненную декларацию и доплатить налоги в бюджет. 

Комиссия по легализации налоговой базы использует данные из автоматизированной системы контроля (АСК НДС-2):

Одновременно с работой комиссии налоговый орган может запрашивать документы у налогоплательщика, допрашивать сотрудников и контрагентов, проводить осмотры помещений и территории налогоплательщика. 

Что делать?

  1. Не игнорировать комиссии. Задача налогоплательщика — убедить налоговый орган в силе своих доводов и не допустить назначения выездной налоговой проверки.
  2. Кроме того, для налогоплательщика комиссия — это возможность понять, насколько сильна позиция налогового органа. На комиссии нужно обязательно уточнять информацию о наличии разрыва, так как без этого признака любые другие подозрения налогового органа о неуплате налогов беспочвенны. Отказ налоговой предоставить такую информацию о разрыве — признак слабости ее позиции.
  3. При получении информации о разрыве необходимо готовить пакет первичных документов, подтверждающих реальность операций с контрагентом первого звена и по возможности с контрагентами последующих звеньев.
  4. Нужно участвовать в других мероприятиях, инициированных налоговым органом: обеспечивать присутствие налогового юриста при допросе свидетелей, осмотре помещений и территории налогоплательщика.
  5. Комиссии — могут быть полем для «торга»: когда налогоплательщик соглашается частично уточнить свои обязательства по одному или некоторым поставщикам, а налоговый орган снимает свои претензии по остальным контрагентам. Подобный диалог в большинстве случаев позволяет избежать выездной налоговой проверки.

Читайте также:

Смотреть комментарии