Риски и возможности56172

Медицина в «цифре»: прогноз для российских стартапов

Перспективы развития российской цифровой медицины – в какие MedTech-стартапы вкладываются инвесторы, какие инновации уже внедрены?

Рынок здравоохранения в России развивается благодаря средствам государства, больших корпораций и небольшой доле частных инвестиций, финансирующих технологические стартапы.

Население растет, увеличивается продолжительность жизни, растут и требования к качеству жизни. Чтобы своевременно отвечать на все эти вызовы, медицина должна уделять все больше внимания технологиям цифрового здравоохранения.

Особенности российского MedTech

В чем нуждается российская цифровая медицина? В систематизации больших данных и в правовом регулировании. Несмотря на угрозу поглощения со стороны более весомых «партнеров», потенциал роста у нее действительно огромный.

Цифровые медицинские стартапы в Сколково появляются в большом количестве, но их развитие серьезно тормозится из-за отсутствия единых баз данных. Они нужны для корректировки целей каждого проекта и для оптимизации затрат. Однако государство жестко регулирует доступ к данным, особенно после скандала в Великобритании, когда дочерняя компания Google получила из национальной системы здравоохранения 1,6 млн записей.

Несмотря на необходимость развития и заинтересованность в MedTech всех сторон, это рисковая сфера для инвестиций даже в США. В России эта рискованность еще более увеличивается из-за акцента в здравоохранении не на развитие технологий, а на соотношение «цена-качество». Конечно, появляются отдельные узкоспециализированные сегменты с современными стандартами оказания медицинских услуг. Но обеспечить растущий спрос на них они не могут.

Почему так происходит?

  1. Низкая мотивация врачей к совершенствованию полученных ранее знаний и стандартов лечения.
  2. В алгоритме лечения мало внимания уделяется профилактике и своевременной диагностике.
  3. IT-инфраструктура внедряется фрагментарно.
  4. Нет условий для здоровой конкуренции и повышения качества в сфере страхования и в работе лечебных учреждений.
  5. Недостаточное финансирование. В европейских странах расходы государства на здравоохранение составляют 6,5% ВВП, по данным на 2016 год, в России же – 3,6%.

Чтобы эволюция здравоохранения получила дополнительный импульс, нужно:

  1. Построить инфраструктуру.
  2. Рационально управлять ресурсами.
  3. Обеспечить строгий контроль финансовых вложений.
  4. Сформировать ценностную составляющую среди поставщиков и потребителей медицинских услуг.

В 2017 году из бюджета на здравоохранение было выделено 2877 трлн рублей, из которых большая часть уходит на работу стационаров. А диагностике, реабилитации и паллиативной помощи внимание практически не уделяется.

Стартапы в России и в мире

Почти 50 млрд рублей – объем частных вложений в российское здравоохранение. Какие проекты предпочли инвесторы?

Мы видим, что это проекты по телемедицине, оцифровке данных, онлайн-обслуживанию. Тогда как в мире MedTech-стартапы, флагманы в своей области, ориентированы больше на диагностику, агрегацию и анализ данных:

Фокус на приоритетные направления

Аналитический анализ Центра исследований и экспертиз ДПРЭД Финансового университета при Правительстве РФ показывает факторы успеха стартапов, ориентированных на инновации в медицине:

Чтобы найти этих самых инвесторов, выстроить стратегические связи на рынке, новым стартапам нужна помощь. И ее оказывают бизнес-акселераторы, которых в мире в сфере здравоохранения насчитывается 115 компаний. Кроме финансирования, они обеспечивают начинающий бизнес знаниями, базой для испытаний и площадками для применения инноваций. Самые известные акселераторы – Blueprint Health, StartUp Health (США), Merck Accelerator (Германия), BioUpper (Италия), Healthy Habits (Швеция).

Акселератор Bayer Grants4Apps (Германия) в 2016 году запустил российскую версию компании совместно с Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ). Ежегодно они отбирают лучшие российские проекты в сфере цифровой медицины. У многих из них есть проблемы в виде неразвитой системы продаж, небольшой клиентской базы и не до конца продуманной бизнес-модели. Однако компания отмечает, что даже за два года уже заметно, как проекты в области digital health становятся более зрелыми и конкурентоспособными.

В 2017 выделились следующие цифровые продукты:

Почему телемедицина?

Именно телемедицина – самая перспективная ниша в цифровой медицине. И если ее модель в формате «врач-врач» уже успешно реализована, то модель «врач-пациент» нуждается в развитии. Повышенное внимание к ней способствовало появлению в 2018 году огромного количества сервисов по оказанию телемедицинских услуг. Они ориентируются на ранних последователей новых технологий, преодолевая скептицизм пациентов и врачей. Но уже через 6-8 лет рынок созреет для повсеместного внедрения сервисов по всей территории страны.

Именно цифровым технологиям предстоит воплощать в медицине повсеместное и прочное применение принципа 4П: прогнозируемость, превентивность, персонализированность, партисипативность. Это значит – обеспечить своевременную диагностику, внедрять инструменты распознавания болезней, отдавать предпочтение индивидуальному подходу и информированию пациентов о возможностях лечения.

Здоровье людей – хрупко и ценно. И предпринимателям нужно признавать и брать во внимание, что прежде чем осуществить новый проект, нужны долгие предварительные научные исследования. Кроме того, всегда будут причины, естественно тормозящие развитие рынка здравоохранения, хотя он очень перспективен.

Смотреть комментарии